Рабочая программа по информатике (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), требованиями Примерной программы. За основу рабочей программы взята авторская программа А.В. Горячева. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цели и задачи обучения

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача - формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  1. применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");

  2. алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  3. системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  4. объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - "как решать задачу, которую раньше не решали" - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение информатики в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего - 102 часа. Основное содержание обучения в рабочей программе представлено крупными блоками. Предусмотрен резерв свободного учебного времени - 10% от общего объема учебных часов, то есть 10 учебных часов на 4 учебных года.

Содержание курса

Общеобразовательная ценность курса информатики - умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».

Учебно-методический материал разработан для обучения с 1 по 4 класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.

В материалах для второго классов проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит "по спирали" - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

I четверть - алгоритмы

II четверть - объекты

III четверть - логические рассуждения

IV четверть - применение моделей для решения задач

Начинать преподавание можно с первого или второго класса, т.к. материал рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Основные содержательные линии

В материале выделяются следующие рубрики:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематическое развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции "и","или","не","если-то"), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

3 класс

Содержание курса

В курсе выделяются следующие разделы:

• описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

• описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

• описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

• применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.



Учебно-тематический план в 3 классе

п/п

Наименование разделов, тем

Содержание

Кол-во часов

К.работы

1

Алгоритмы

Знакомство с о способами описания действий и процессов:

-пошаговый план действий (алгоритм);

- схема алгоритма;

- описание выбора очередного шага (алгоритмы с ветвлениями);

- описание повторяющихся шагов (алгоритмы с циклами)

- формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

- составление алгоритма, поиск ошибок в алгоритме.

- линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

9

1

2

Группы (классы) объектов

Описание свойств объектов(предметов, существ, явлений):

-общие и единичные имена предметов, существ;

- описание свойств (составных частей, и возможных действий)и объектов;

- описание общих свойств объектов группы (класса).

- состав и действия объектов с одним общим названием. --отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

8

1

3

Логические рассуждения

Знакомство с теми разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования:

- подмножества, пересечение и объединение множеств;

-истинность высказываний, слова «НЕ», «И», «ИЛИ» в высказываниях;

-графы, описание отношений между объектами с помощью графов.

10

1

4

Применение моделей (схем) для решения задач

Поиск аналогии., закономерности, выигрышной стратегии. Знакомство с общими полезными приёмами решения нестандартных задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности.

7

1

Планируемые результаты освоения содержания курса

В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины

и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением-;

6) осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Формирование УУД

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - У УД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее - ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, то есть становится непосредственной целью обучения и отражается в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается до-вольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и универсальных учебных действий.

Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные)

В результате освоения предметного содержания информатики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники научатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся научатся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразуют их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В результате изучения материала учащиеся должны научатся:

• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

• изображать графы;

• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

• находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы

1. Учебно-методический комплект

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Учебник в 2-х частях. А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова. М.: Баласс, 2010.

  3. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010.

  4. Авторская программа А.В. Горячева

school2100.ru/uroki/osn_programma/inform_ikt_programma.rtf

2. Интернет - ресурс

  1. school-collection.edu.ru/

  2. metod-kopilka.ru/

  3. uroki.net/docinf.htm

3. Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  5. Сканер

Тематическое планирование по информатике 3 класс

№ п /п

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Предметные результаты

Формирование УУД

1 четверть

Алгоритмы ( 9 часов )

1

Введение.

Алгоритм

Определение этапов (шагов) действий, правильного порядка выполнения шагов.

Познакомиться с понятием «алгоритм», как планом действий, приводящих к заданной цели.

Научиться определять правильный порядок выполнения шагов,

составлять и выполнять алгоритмы,

находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления;

познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, сравнивают

и группируют факты и явления;

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

2

Схема алгоритма

Определение этапов (шагов) действий, правильного порядка выполнения шагов

Выполнение простых алгоритмов и составление своих по аналогии.

Закрепить понятие «алгоритм», умение выполнять и составлять алгоритмы, используя условные знаки.

Иметь начальное представление о схеме алгоритма.

регулятивные: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке

3

Ветвление в алгоритме

Выполнение, составление и запись в виде схем алгоритмов с ветвлениям . Формулирование условия ветвления .

Иметь представление о ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма.

Научиться формулировать условие ветвления - задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», и делать выводы по ответам на такие вопросы.

регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;

познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты

в устной и письменной форме

4

Цикл в алгоритме

Выполнение, составление и запись в виде схем алгоритмов с ветвлениям и и циклами. Формулирование условия ветвления и выхода из цикла.

Иметь представление о цикле в алгоритме, о способе записи условия окончания цикла.

Научиться составлять и выполнять алгоритмы с циклами.

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

5

Алгоритмы

с ветвлениями и циклами

Выполнение, составление и запись в виде схем алгоритмов с ветвлениям и и циклами. Формулирование условия ветвления и выхода из цикла.

Нахождение и исправление ошибок в алгоритмах .

Овладеть умением выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Научиться отличать условие ветвления от условия повтора.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме

6

Подготовка к контрольной работе

Выполнение, составление и запись в виде схем алгоритмов с ветвлениям и и циклами. Формулирование условия ветвления и выхода из цикла.

Нахождение и исправление ошибок в алгоритмах .

Актуализировать знания по теме «алгоритм».

Совершенствовать умения восстанавливать правильную последовательность команд в линейном алгоритме, выполнять такие алгоритмы, составлять схему нелинейного алгоритма, записывать условия ветвлений и повторов.

регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

7

Контрольная работа 1 «Алгоритмы»

Разобрать характерные ошибки в контрольной работе
Отработать и закрепить приобретенные знания и умения

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, Повторение. Работа над ошибками в контрольной работе понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные:перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

8-9

Повторение по теме «Алгоритмы». Работа над ошибками в контрольной работе

Выполнение, составление и запись в виде схем алгоритмов с ветвлениям и и циклами. Формулирование условия ветвления и выхода из цикла.

Нахождение и исправление ошибок в алгоритмах .

Закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма ветвлениях и циклах в алгоритме, умение составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

2 четверть

Группы ( классы ) объектов ( 8 часов )

10

Состав и действия объекта

Описание предмета (существа, явления), с называнием его составных частей и действий.

Научиться описывать объект, называя его составные части и действия, которые выполняет объект, описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде.

регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;

познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

11

Группа

объектов.

Общее

название

Нахождение общего в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Определение общих названий групп объектов.

Сформировать представление об общих именах, обозначающих группу объектов.

Научиться называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов, давать разные общие имена одному объекту

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

12

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы

Определение общих признаков предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса. Запись этих признаков в виде таблицы.

Научиться описывать общие свойства (составные части и действия ) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

13

Единичное имя объекта, отличи тельные признаки объектов

Давать общие и единичные имена предметам, объектам, описывать их отличительные признаки в табличном виде.

Научиться отличать общие и единичные имена объектов, выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.

регулятивные: планируют, контролируют

и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

14

Подготовка к контрольной работе

Даём общие и единичные имена предметам, объектам. Описание отличительных признаков в табличном виде.

Закрепить полученное представление об общих и единичных именах предметов и существ, умения описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде, умение давать общее имя группе объектов и описывать общие свойства группы в табличном виде.

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

15

Контрольная работа 2 «Группы объектов»

регулятивные: демонстрируют овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

16-17

Повторение по теме «Группы объектов»

Закрепить полученное представление об общих и единичных именах предметов и существ, умения описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде, умение давать общее имя группе объектов и описывать общие свойства группы в табличном виде, умение давать единичные имена отдельным предметам в группе и описывать их отличительные признаки в табличном виде, умение описывать особые свойства объектов подгруппы.

регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

3 четверть

Логические рассуждения (11 часов )

18

Множество. Число

элементов множества. Подмножество

Составление множеств и работа с заданными множествами. Пересечение и объединение множеств. Изображение в графическом виде.

Овладеть понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество».

Научиться определять число элементов множества, определять принадлежность элементов заданному множеству ( и его подмножеству ).

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

и оценку событий

19

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств

Сформировать начальное представление об отрицании, научиться находить на «карте множеств» область элементов, не принадлежащих заданному множеству.

Иметь представление о пересечении двух множеств.

Научиться находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением двух других множеств, определять характер отношений между двумя заданными множествами.

познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

20

Пересечение и объединение множеств

Сформировать представление об объединении двух множеств.

Научиться находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять характер отношений между двумя заданными множествами.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

21

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не»

Составление высказывания со словами "все", "не все", "никакие". Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Овладеть понятием «истинность высказывания». Научиться определять истинность высказывания и выражать её словами «да» и «нет», определять истинность высказывания

со словом «не».

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

22

Истинность высказывания со словами «и», «или»

Научиться определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «и» и «или».

регулятивные: планируют, контролируют

и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью И КТ;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

23

Граф. Вершины и ребра графа

Построение графов, в том числе графе с направленными рёбрами, по словесному описанию.

Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Овладеть понятием «граф».

Научиться составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами.

регулятивные: планируют, контролируют

и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познаватшьные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ:

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

24

Граф с направленными ребрами

Сформировать начальное представление о графе с направленными рёбрами (стрелками).

Научиться стоить графы, в том числе графе с направленными рёбрами, по словесному описанию.

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

25

Подготовка к контрольной работе

Построение графов, в том числе графе с направленными рёбрами, по словесному описанию.

Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении и объединении множеств, о графе и высказывании. Научиться находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять характер отношений между двумя заданными множествами ». Закрепить умение определять истинность высказывания и выражать её словами «да» и «нет», определять истинность высказывания

со словом «не», составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами.

регулятивные, владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: осваиваю! способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: активно используют речевые сродства и средства информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

26

Контрольная работа 3 «Логические рассуждения»

|

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

27-28

Повторение по теме «Логические рассуждения»

Определение принадлежности элементов множеству,

Закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении и объединении множеств, о графе и высказывании. Научиться находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух других множеств, определять характер отношений между двумя заданными множествами ». Закрепить умение определять истинность высказывания и выражать её словами «да» и «нет», определять истинность высказывания

со словом «не», составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

4 четверть

Применение моделей ( схем ) для решения задач ( 6 часов )

29

Аналогия

Нахождение пар предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Познакомиться с понятиями «аналогия», «аналогичный».

Научиться находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходи из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения и ситуации;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ:

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме»

30

Закономерность

Закономерное расположение объектов в таблице.

Восстановление пропущенных элементов в цепочке или таблице, исправление нарушенной закономерности.

Иметь представление о закономерности расположения объектов (чисел, букв, Фигур, предметов) в цепочке, о закономерности расположения объектов в таблице.

Научиться находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, находить и исправлять нарушенную закономерность.

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимать причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации

31-32

Аналогичная

закономерность

Восстановление и расположение пропущенных элементов в цепочке или таблице, исправление нарушенной закономерности.

Отработать умения находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной

регулятивные: планируют, контролируют

и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ;

коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

33

Подготовка к контрольной работе

Закрепить полученные представления об аналогии, о закономерности расположения объектов в цепочке и в таблице.

Научиться находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками, находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, находить и исправлять нарушенную закономерность, располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог;

34

Контрольная работа 4 «Применение моделей для решения задач»

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах



© 2010-2022