Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс Моя малая родина

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»



Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании МО на заседании педсовета Приказ № 34/2

учителей начальных классов Протокол № 6 от 18 июня 2015 г.

Протокол № 5 от 28 мая 2015 г. Директор школы

от 26 мая 2015 г. Председатель педсовета _______/Н.И. Аникеева/

Руководитель МО __________ /Н.И. Аникеева/

________/ Н.А. Пугачева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности (духовно-нравственное и социальное направления)

«Моя малая родина»

2 класс на 2015 - 2016 учебный год

Составитель: учитель

первой квалификационной

категории

Переверзева Наталья Николаевна

2015 г.

Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного и социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Курской области. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного и социального направлений.

Нормативно-правовая база

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Устав образовательного учреждения.

Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Договор образовательного учреждения с учредителем.

Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных и социальных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.

Цели и задачи реализации программы



воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

- укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Формы и методы работы

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Перечень универсальных учебных действий В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности


В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.





Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

Воспитательные результаты

1

Моя малая родина

15

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

2

Природа родного края

10

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

3

Ради жизни на Земле

9

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

4

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата фактического проведения

1

Вводное занятие. Кого можно считать патриотом. Знакомство с понятием «патриот», «патриотизм».

2

Моя «малая» Родина. Игра - путешествие по родному селу.

3

История образования и развития моего села.

4

Сбор и обработка материала об истории посёлка.

5

Сбор и обработка материала об истории посёлка.

6

Сбор и обработка материала об истории посёлка.

7

Любить своё село- значит быть ему полезным. Оказание посильной помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ.

8

Любить своё село - значит быть ему полезным. Оказание посильной помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ.

9

Любить своё село- значит быть ему полезным. Оказание посильной помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ.

10

Особенности быта родного края.

11

Исторические памятники родного края. Экскурсия к историческим памятникам, обмен впечатлениями.

12

Исторические памятники родного края. Экскурсия к историческим памятникам, обмен впечатлениями.

13

Исторические памятники родного края. Экскурсия к историческим памятникам, обмен впечатлениями.

14

Подведение итогов. Формирование портфолио.

15

Подведение итогов. Формирование портфолио.

16

Природа родного края. Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.

17

Природа родного края. Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.

18

Мой любимый уголок родного края. Оформление фотовыставки.

19

Мой любимый уголок родного края. Оформление фотовыставки.

20

Проблемы моего посёлка. Выбор проблемы (теория).

21

Сбор и обработка материала, оформление и защита проекта.

22

Сбор и обработка материала, оформление и защита проекта.

23

Сбор и обработка материала, оформление и защита проекта.

24

Подведение итогов. Формирование портфолио.

25

Подведение итогов. Формирование портфолио.

26

Беседа- знакомство с событиями Великой Отечественной Войны, отразившимися на жизни села.

27

Сочинение на тему «След войны в биографии моей семьи».

28

Сочинение на тему «След войны в биографии моей семьи».

29

Изготовление подарков ветеранам войны

30

Изготовление подарков ветеранам войны

31

Подготовка и проведение игры «Зарница».

32

Подготовка и проведение игры «Зарница».

33

Подведение итогов. Формирование портфолио.

34

Подведение итогов. Формирование портфолио.

Ресурсное обеспечение реализации программы

  1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко/ Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5
  4. Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
  5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 169с.



© 2010-2022