- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»
Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макаров К.Е. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ
Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»
Учитель начальных классов
МБОУ «Большекабанская сош»
Лаишевского муниципального района РТ
Макарова Нина Дмитриевна
2014 г.
Постановка проблемы: Проследить процесс конструирования занятия, отвечающего требованиям стандарта второго поколения и показать, как можно в рамках уроков-исследований реализовать базовый и повышенный уровень сложности.
Цель проекта: Создать урок, основанный на применении проблемно-исследовательского метода по предмету «Окружающий мир».
Задачи проекта:
- Изучить научно - методическую литературу.
- Найти и использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
- Расширить представление учащихся о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц.
- Научить пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.
Актуальность Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников - с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир». Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2 . Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010..
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
5.Сергеев И.С. Как реализовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. И.С. Сергеев , М.. АРКТИ, 2007.
6. Романовская М.П. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие. М. Цкентр «Педагогический поиск», 2006.
Тема: Кто такие птицы?
Обобщение урока: клюв, две лапки и наличие перьев - отличительные признаки птиц.
Цель: 1) расширить представление о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц;
2)организовать деятельность, подвести детей к пониманию учебной задачи урока и стремиться ее выполнить.
Материалы к уроку: тексты, иллюстрации, рабочие листы
Планируемый результат
Дети научатся:
-
Распознавать птиц;
-
Выделять отличительные признаки птиц;
-
Использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
Оборудование: слайды «Птицы мира» и «Птицы нашего края», мультимедийная установка.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- узнавать птиц по фотографиям и рисункам;
- называть отличительные признаки птиц;
- пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.
Схема работы.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Материал
1. Актуализация знаний, мотивация
Беседа. Отгадывание загадок о птицах. Презентация. «Птицы мира»
- о ком пойдет речь?
- что вы знаете о птицах?
Фиксирует вопрос на доске:
- каковы отличительные признаки птиц?
Учитель записывает предположения детей на «облачках» и вывешивает на доску.
- предположений много, но все ли они верны?
- например: только ли птицы летают? Только ли у птиц перья? Какие особенности характерны для птиц и только для птиц?
-формулируется цель исследования: изучить разные материалы о птицах с целью проверки гипотез и нахождения их отличительных признаков.
Сидят за партой. Ведут диалог. Ребята высказывают свои предположения. Ставят учебную задачу.
Отвечают на вопросы о птицах.
Загадки о птицах. Презентация «Птицы мира»
2. Исследование в малых группах
Каждой группе предлагается материал
Дети делятся на 4 группы.
-
Тексты: «Для чего птицам ноги?», «Клюв», «Оперение птиц», «Для чего птицам крылья?»
-
Рабочие листы
-
Иллюстративный материал
3. Обмен информацией
1.Дает возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.
2. По ходу представления материалов прикрепляет таблички, на которых написаны признаки птиц, выделенные детьми.
Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. По очереди ребята рассказывают всему классу об отличительных особенностях птиц.
4. Организация информации, обобщение
Предлагает организовать полученные сведения:
- какие признаки присущи птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным?;
- найденные сведения классифицируются на 2 группы.
Можно ли теперь ответить на поставленный вопрос: какие отличительные признаки присущи птицам и только им?
Ответы детей:
- у всех птиц есть клюв, две лапки, все птицы покрыты перьями.
Рабочие листы, тексты.
5.Подведение итогов
1. Необходимо вернуться к предположениям детей, выяснить, какие из них подтвердились, а какие нет.
Собеседование.
Слайд «Птицы нашего края»
6. Домашнее задание
Подготовить рассказ о какой-либо птице.
Приложение к уроку Клюв.
Птичий нос не только нос, но еще и рот. Поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зерна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, купают, долбят, нападают. Самый большой клюв у пеликана, а самый маленький - у ласточки.
Рабочий лист.
- Мы узнали, что только у птиц бывает_________________________________
- Соедините, кто чем питается.
Для чего птицам ноги?
В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на ноге и птицы четыре пальца. Форма пальцев и длина ног и птиц бывает разная. У водоплавающих птиц между пальцами - кожные перепонки. Они помогают птице грести лапами, будто веслами.
Рабочий лист.
- Мы узнали, что отличительный признак птиц - это ______________________________________________.
- Задание: впишите название птиц. Соедините птиц с их лапками.
- Длинные пальцы_______________________ позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил.
- Перепонки между пальцами у _____________________ помогают им легко плыть.
- Оперенная лапа _______________________ удерживает ее на рыхлом снегу.
- Лапа ___________________________ с противонаправленными пальцами держат его на вертикальном стволе дерева.
- Лапа __________________________ с когтями, обращенными друг к другу под прямым углом, хорошо схватывает добычу.
- Уникальная двупалая лапа _______________________ приспособлена для быстрого бега.
Фотографии птиц: дикой утки, страуса, цапли серой, дятла, куропатки (без лапок) и их лапок отдельно. Для чего птицам крылья??? Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц бывает разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Птица с большими крыльями чаще планирует (им тяжело махать крыльями). Очень длинные крылья у стрижа, у альбатроса крылья достигают полутора метров. Рабочий лист. Нарисуйте птиц с длинными и короткими крыльями.
Оперение птиц. Все тело птиц покрыто перьями. Ни у каких животных перьев нет. Перья спасают птицу от ушибов, холода и жары, маскируют от врагов. Перья - это одежда птиц. Пуховые перья (маленькие, пушистые) помогаю птицам сохранять тепло. Летают птицы с помощью маховых перьев. Это жесткие и упругие перья. У всех перьев есть стержень и бороздки. Рабочий лист. Нарисуйте перья, подпишите части пера. Пуховое перо Маховое перо
Все ли птицы летают?
Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнезда повыше. Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная птица в мире. Для полетов он слишком тяжелый, а перья на крыльях короткие. Но у страуса длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. У страуса крепкий клюв, которым он может даже проломить череп врагу. Рабочий лист.
Задание: распределите изображенных на фотографиях птиц на две группы: Нелетающие птицы Летающие птицы Фотографии: киви, страус, шлемоносный казуар, иволга, атласный шалашник.
Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников - с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир».
8