Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПРОЕКТ


Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»




Учитель начальных классов

МБОУ «Большекабанская сош»

Лаишевского муниципального района РТ

Макарова Нина Дмитриевна









2014 г.





Постановка проблемы: Проследить процесс конструирования занятия, отвечающего требованиям стандарта второго поколения и показать, как можно в рамках уроков-исследований реализовать базовый и повышенный уровень сложности.

Цель проекта: Создать урок, основанный на применении проблемно-исследовательского метода по предмету «Окружающий мир».


Задачи проекта:

  1. Изучить научно - методическую литературу.
  2. Найти и использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
  3. Расширить представление учащихся о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц.
  4. Научить пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.

Актуальность Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников - с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир». Литература:


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

2 . Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010..

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

5.Сергеев И.С. Как реализовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. И.С. Сергеев , М.. АРКТИ, 2007.

6. Романовская М.П. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие. М. Цкентр «Педагогический поиск», 2006.

Тема: Кто такие птицы?

Обобщение урока: клюв, две лапки и наличие перьев - отличительные признаки птиц.
Цель: 1) расширить представление о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц;

2)организовать деятельность, подвести детей к пониманию учебной задачи урока и стремиться ее выполнить.

Материалы к уроку: тексты, иллюстрации, рабочие листы

Планируемый результат

Дети научатся:

  1. Распознавать птиц;

  2. Выделять отличительные признаки птиц;

  3. Использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.

Оборудование: слайды «Птицы мира» и «Птицы нашего края», мультимедийная установка.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- узнавать птиц по фотографиям и рисункам;

- называть отличительные признаки птиц;

- пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.

Схема работы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Материал

1. Актуализация знаний, мотивация

Беседа. Отгадывание загадок о птицах. Презентация. «Птицы мира»

- о ком пойдет речь?

- что вы знаете о птицах?

Фиксирует вопрос на доске:

- каковы отличительные признаки птиц?

Учитель записывает предположения детей на «облачках» и вывешивает на доску.

- предположений много, но все ли они верны?

- например: только ли птицы летают? Только ли у птиц перья? Какие особенности характерны для птиц и только для птиц?

-формулируется цель исследования: изучить разные материалы о птицах с целью проверки гипотез и нахождения их отличительных признаков.

Сидят за партой. Ведут диалог. Ребята высказывают свои предположения. Ставят учебную задачу.

Отвечают на вопросы о птицах.

Загадки о птицах. Презентация «Птицы мира»

2. Исследование в малых группах

Каждой группе предлагается материал

Дети делятся на 4 группы.

  1. Тексты: «Для чего птицам ноги?», «Клюв», «Оперение птиц», «Для чего птицам крылья?»

  2. Рабочие листы

  3. Иллюстративный материал

3. Обмен информацией

1.Дает возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.

2. По ходу представления материалов прикрепляет таблички, на которых написаны признаки птиц, выделенные детьми.

Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. По очереди ребята рассказывают всему классу об отличительных особенностях птиц.

4. Организация информации, обобщение

Предлагает организовать полученные сведения:

- какие признаки присущи птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным?;

- найденные сведения классифицируются на 2 группы.

Можно ли теперь ответить на поставленный вопрос: какие отличительные признаки присущи птицам и только им?

Ответы детей:

- у всех птиц есть клюв, две лапки, все птицы покрыты перьями.

Рабочие листы, тексты.

5.Подведение итогов

1. Необходимо вернуться к предположениям детей, выяснить, какие из них подтвердились, а какие нет.

Собеседование.

Слайд «Птицы нашего края»

6. Домашнее задание

Подготовить рассказ о какой-либо птице.

Приложение к уроку Клюв.

Птичий нос не только нос, но еще и рот. Поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зерна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, купают, долбят, нападают. Самый большой клюв у пеликана, а самый маленький - у ласточки.

Рабочий лист.

  1. Мы узнали, что только у птиц бывает_________________________________
  2. Соедините, кто чем питается.
Насекомые Лягушки Рыба, рачки Ягоды, орехи, семена Мелкие грызуны Фотографии или рисунки: ласточка деревенская, аист, большой баклан, пеночка, кроликовая сова, атласный шалашник.

Для чего птицам ноги?

В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на ноге и птицы четыре пальца. Форма пальцев и длина ног и птиц бывает разная. У водоплавающих птиц между пальцами - кожные перепонки. Они помогают птице грести лапами, будто веслами.

Рабочий лист.

  1. Мы узнали, что отличительный признак птиц - это ______________________________________________.
  2. Задание: впишите название птиц. Соедините птиц с их лапками.
  1. Длинные пальцы_______________________ позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил.
  2. Перепонки между пальцами у _____________________ помогают им легко плыть.
  3. Оперенная лапа _______________________ удерживает ее на рыхлом снегу.
  4. Лапа ___________________________ с противонаправленными пальцами держат его на вертикальном стволе дерева.
  5. Лапа __________________________ с когтями, обращенными друг к другу под прямым углом, хорошо схватывает добычу.
  6. Уникальная двупалая лапа _______________________ приспособлена для быстрого бега.


Фотографии птиц: дикой утки, страуса, цапли серой, дятла, куропатки (без лапок) и их лапок отдельно. Для чего птицам крылья??? Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц бывает разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Птица с большими крыльями чаще планирует (им тяжело махать крыльями). Очень длинные крылья у стрижа, у альбатроса крылья достигают полутора метров. Рабочий лист. Нарисуйте птиц с длинными и короткими крыльями.

Оперение птиц. Все тело птиц покрыто перьями. Ни у каких животных перьев нет. Перья спасают птицу от ушибов, холода и жары, маскируют от врагов. Перья - это одежда птиц. Пуховые перья (маленькие, пушистые) помогаю птицам сохранять тепло. Летают птицы с помощью маховых перьев. Это жесткие и упругие перья. У всех перьев есть стержень и бороздки. Рабочий лист. Нарисуйте перья, подпишите части пера. Пуховое перо Маховое перо

Все ли птицы летают?

Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнезда повыше. Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная птица в мире. Для полетов он слишком тяжелый, а перья на крыльях короткие. Но у страуса длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. У страуса крепкий клюв, которым он может даже проломить череп врагу. Рабочий лист.

Задание: распределите изображенных на фотографиях птиц на две группы: Нелетающие птицы Летающие птицы Фотографии: киви, страус, шлемоносный казуар, иволга, атласный шалашник.




Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников - с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир».

8

© 2010-2022