Коррекционные занятия по Освоению системы Брайля

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционные занятия по Освоению системы Брайля. Начальная школа проводит коррекционные занятия по Освоению системы Брайля, развитию познавательной сферы и развитию осязания и мелкой моторики. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука связана с мышлением, переживаниями, трудом слепых и слабовидящих школьников. Цель курса "Развитие осязания и мелкой моторики" - формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение приемам выполнения различных действий. Задачи: Совершенствование статистической и динамической организации движений; Дифференциация движений пальцев обеих рук; Развитие пространственной ориентации; Развитие и совершенствование осязательного восприятия; Развитие речи, памяти, внимания, мышления; Совершенствование эмоционально - волевой сферы. На своих уроках мы стараемся давать детям различные упражнения на развитие мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Каждый урок начинается с разминки - пальчиковой гимнастики и упражнений на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. На занятиях используются различные виды деятельности: - обследование знакомых и незнакомых предметов. - графические упражнения (штриховка, раскрашивание, обводка), - творческие задания: оригами, аппликация, лепка; - мозаика, конструирование; - чтение рельефных рисунков, подготовка руки к письму и чтению по Брайлю; - дидактические игры на развитие осязания и моторики; - обучение приемам самомассажа кистей и пальцев рук. Таким образом, осязание и мелкая моторика · помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; · навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя; · позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх; · способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт. Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что, не умея читать и писать, ребенок перегружает свою память излишней информацией.
Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительной депривацией.
Главная цель занятии состоит в ознакомлении детей с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.
Достижению этой цели способствует ознакомление незрячих с историей возникновения и развития шрифтов слепых, с основными техническими средствами, используемыми при обучении системе Брайля; формирование у них умения читать рельефно-точечным шрифтом литературного и математического текстов; формирование умения использовать шрифт Брайля для изучения смежных предметов и в собственном жизненном опыте. опытом. Развитию познавательной сферы. Цель: Последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их познавательной активности и умственного развития, формировать творческую личность, способную к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и понимание других людей. Задачи: Формирование умения осуществлять различные умственные действия; Развивать самостоятельность детей; Развивать: Способность к рассуждению; Самоконтроль; Стремление доказывать свое мнение. Доказывать свою точку зрения; Формирование положительного отношения к учению; Формировать такие качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный материал; Создание благоприятных условий для: Раскрытия способности учащихся; Развития сенсорно - рецептивной сферы, наглядно- образного мышления; Проявлять познавательную активность, направленную не только на окружающий мир, но и самого себя. Проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого; Проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе. Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся, но и появление позитивных сдвигов в их мотивационно - личностной сфере. В занятиях одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются. Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном материале, в рамках данной развивающей программы достаточно эффективно могут применяться учащимися по отношению к различному учебному материалу. Взаимосвязь коррекционных занятий с обучением предметам общеобразовательных областей способствует созданию оптимальных условий для всестороннего развития слабовидящих и незрячих школьников и обеспечению возможностей эффективного усвоения программного материала, ликвидации в ходе обучения отставаний и неравномерностей развития различных сторон познавательной деятельности и личностных качеств учащихся.



© 2010-2022