Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные умники и умницы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2012 г. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.



1.1. Общая характеристика учебного предмета В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

1.2. Описание места учебного предмета Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю,35 часов в год.



1.3. Личностные метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения данного курса в 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.



1.4. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Технологическая карта контроля.

Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2013г (занятие 1)

Занятие 33 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2013 г (занятие 35)

II. Содержание учебного предмета.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.





















III. Календарно-тематическое планирование.

№ занятий

Кол-во часов

Тема

УУД

Дата

Предметные

Метапредметные

личностные

п

ф

1

1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- планирование -
прогнозирование
- контроль в форме сличения с эталоном
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив
- оценка





2

1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант









3

1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант









4

1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант









5

1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант









6

1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.









7

1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант









8

1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант









9

1 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант









10

1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант









11

1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант









12

1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.









13

1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант









14

1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант







15

1 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант







16

1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант







17

1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант







18

1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.







19

1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант







20

1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант







21

1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант









22

1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант



23

1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант



24

1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант



25

1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



26

1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант



27

1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант



28

1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант



29

1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант



30

1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант



31

1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант









32-33

2 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант



34-35

2 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.













IV. Описание учебно-методического,материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Учебно - методическая литература для учителя



Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Методическое пособие для 2класса

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Рабочие тетради в 2-х частях.



V. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

После изучения курса учащиеся научатся :

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;

  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;

  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

После изучения курса учащиеся получат возможность научиться:

использовать основные приемы мыслительной деятельности:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать предметы, явления;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • самостоятельно мыслить и творчески работать



VI. Приложения.

13


© 2010-2022