С. В. Михалков. Будь человеком

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: С.В. Михалков « Будь человеком!»

Цель: познакомить с произведением С.В.Михалкова « Будь человеком!»

Задачи: понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному

слову ; способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения; развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения ; продолжить работу над выразительным чтением произведения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; коррекция и развитие речи , памяти, мышления

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения Я.Акима .Слово»Друг»

Беседа по вопросам :

-Что такое по вашему мнению дружба?

-Что такое дружба? Каждый знает,

Может быть и спрашивать смешно?

Д- доверие

Р- радость

У- уважение

Ж- желание

Б-борьба

А- активность

-Кого можно назвать настоящим другом? Легко ли быть другом?

Хочешь дружбы - будь другом.

-Что объединяет эти два стихотворения?

-Чем они разные?

-Легко ли быть другом?

-Над чем оно заставляет задуматься?

Я. Аким признавался детям, что оно хотел, чтобы дети знали ,как рождаются стихи:

-Из ничего, из воздуха ,из чуда первого снега, из души.

-Чем стихи отличаются от прозы? (Наличие рифмы в стихотворении)

- Сейчас мы поупражняемся в рифмовании слов, подберите слово в рифму:

Жук-лук-сук, Вова-корова, катушка-кормушка-избушка, дом-гром-ком-сом,

норка-корка, кошка-мошка, волк-толк, сорока-белобока, соловьи-муравьи.

-Молодцы! Я думаю, теперь многие из вас захочется заняться стихосложением. Стихи можно сочинять на любую тему. Нужно просто больше читать, думать,мыслить и удивляться простым вещам, которые вас окружают.

3. Сообщение о жизни и творчестве С.В.Михалкова- родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его был ученым,мать учительница биологии. Образование он получил дома. Его стихи печатались во многих газетах и журналах. В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Умер 27 августа 2009 года. Один из самых знаменитых детских писателей.Стихи его читали ваши мамы и папы , бабушки и дедушки. За свою жизнь С.Михалков выпустил множество книг для детей (выставка книг)

4. Работа над новой темой:

-А теперь отгадайте загадку:

Я работаю в артели

У елей лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно. Кто это? ( Муравьи)

В лесу, у пня, суетня,толкотня,

Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион? (Муравьи)

-Какие произведения о муравьях вы читали? ( басня «Стрекоза и Муравей»)

-Подберите однокоренные слова к слову «муравей» (муравейник)

-Видели ли вы муравейник? Где?

-Героями сегодняшнего урока являются муравьи.

-Откроем учебники на стр 134.

5. Чтение стихотворения учителем.

6. Обсуждение по вопросам:

-Где происходили события? ( В лесу)

_Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль. Так делать нельзя!)

7. Словарная работа.

Тлел лист-горел,без пламени.

Подпалил-поджёг.

Метались- бегали из стороны в сторону.

Эгоист-чёрствый, себялюбивый человек.

Миролюбивый- любящий мир.

(Работа со словарём).

-Придумайте 2 предложения с новыми словами.

8. Чтение про себя.

9 .Чтение по строчкам.

-С чем сравнивает автор муравейник?

-Прочитайте слова и выражения, которые автор использует для сравнения муравейника с домом.

У них обычаи свои

И муравейник -дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

-Что такое ДОМ?

-Какая беда произошла с муравьями?

-С какой целью был разрушен муравейник?

Как автор называет муравьёв?

(Мураши, мурашки, миролюбивые жильцы)

Он подчёркивает этими словами, что эти насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные . Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности.

-Найдите в тексте слова и прочитайте,кто такие обязанности выполняет?

10. Что мы знаем о муравьях?

Муравьи живут везде. У муравьёв 6 лапок, есть глаза, но нет оргаеов слуха. Пара усиков помогает муравьям различать запахи и ориентироваться в пространстве.Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют её .Их называют «санитарами леса», они едят вредных гусениц. Если в лесу есть муравейник-это здоровый лес.По поведению муравьёв можно определить- будет дождь или нет.

Муравейник- это дом муравьиной семьи.Главные в доме -царицы, они приносят потомство; охраняют их муравьи-трутни, остальные- рабочие.

А зимуют вся муравьиная семья в подземной части дома, там не так холодно.

Муравьи очень трудолюбивые и сильные .Один муравей может поднять вес в 10 раз больше своего веса.

-Решите задачу: В муравейнике 1000 муравьёв. Сколько лапок у них вместе? (6000)

11. Составление кластера:

-Выберите слова,которые характеризуют муравьёв-

Трудолюбивые работящие

Самолюбивый бессердечный

Миролюбивый хладнокровный

Злой заботливый

Исполнительный равнодушный

-Можно ли образ жизни муравьёв назвать правильным, красивым? А людей, обладающих такими качествами?

-Что это будет за красота? Внешняя или внутренняя? (Беседа о работе по кластеру)

Вывод: Жизнь муравьёв действительно можно назвать красивой? А людей? Обладающих такими качествами - духовно -красивым?

12.Комбинированное чтение .

-На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте.

А) Жизнь муравьёв в муравейнике.

Б) разрушение муравейника мальчиком.

В) Обращение автора.

-Прочитайте слова, в которых выражена главная мысль произведения. Обратите внимание на то , что слово « Человек» в середине слова пишется с большой буквы. Почему?

- Что значит выражение «Быть человеком» с большой буквы? Каким?

-Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?

(Читаем хором последний куплет)

-К кому автор обращается? К чему призывает? ( призывает беречь природу)

Вывод: Чтобы беречь природу, её нужно любить и понимать.

13.Закрепление.

Письмо от « Зелёных»

Правила поведения в лесу.

Не разжигать костёр вблизи деревьев.

Не разорять птичьи гнёзда.

Не оставлять после себя мусор.

Не включать громко музыку.

Не ломать деревья и кустарники.

Не разорять муравейники.

-Сохранять природу, значит сохранять себя, как часть природы. А для этого каждому из вас нужно быть Человеком с большой буквы. Я вам этого желаю, ребята, Но есть еще главный закон нашей страны- Конституция Республики Казахстан, где есть статья об охране природы.

Синквейн:

1 строчка-одно слово,название стихотворения, тема-существительные

2 строчка-2 слова-прилагательные

3 строчка-3 слова- глаголы

4 строчка- предложение, в котором показано отношение автора к теме( 1 строчка)

5 строчка-одно слово-синоним, который повторяет суть темы в 1 строчке.

Природа.

Удивительна, красива.

Окружает, бережётся, сохраняется.

Среда обитания человека.

Жизнь.

Творческая рефлексия урок раскрашен краскам-на столах лежат палитры

-Выберите цвета холодные или тёплые ( если урок понравился раскрашиваем тёплыми цветами, если нет - холодными цветами).

Итог урока. Домашнее задание стр.134-136(выразительное чтение стихотворения)



© 2010-2022