- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная задача Геометрик. Игра Танграмм (3 класс внеурочная деятельность Занимательная математика)
Проектная задача Геометрик. Игра Танграмм (3 класс внеурочная деятельность Занимательная математика)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байбулова А.М. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектная задача «Танграм», 3 класс
Тип задачи: предметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года. Цель: Комплексное использование освоенных в математике способов действий в модельной ситуации. Задачи: - обобщить и систематизировать знания и умения по теме - продолжить работу по формированию учебного сотрудничества учащихся; - продолжить работу над формированием действия контроля и оценки.
Знания умения и способы действия: Учебные 1. Распознавание многоугольников, выделение их элементов; 2. Измерение и сравнение величин (периметр, площадь) 3. Построение простейших многоугольников Общеучебные умения Работа в малой группе Работа согласно инструкции Умение удерживать правила игры (на основе предложенных действий составить свою игру) Планируемый педагогический результат: Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях Знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертежных инструментов Умение работая в малой группе, создать конечный «продукт» - инструкцию для играющего (при составлении определенной фигуры) и новую игру Способ и формат оценивания результатов работы: При подведении итогов работы оценивается: Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; Умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. Замысел проектной задачи В основе задачи лежит известная древняя игра «Танграм». В игровой форме проверяются основные знания из геометрического курса математики: виды многоугольников, названия их элементов, понятие периметра. Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, составление сложных фигур из простейших по инструкции, а так же выполнение обратного действия - составление собственной инструкции. - Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок, Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - А теперь подарим улыбку нашим гостям. - Я рада приветствовать Вас на занятии клуба юных математиков.. - Именно так, с улыбкой , мы войдем в математическое царство. разда(ется звук ) Открываю электронную почту и удивленно говорю:) - «Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо -Давайте прочитаем. - Дорогие друзья! Меня зовут Геометрик.Я живу в городе Геометрикус. Маленькие и жизнерадостные жители моего города просят вас помочь им в решении некоторых сложных геометрических проблем. - «Ну, что, ребята, поможем Геометрику навести порядок в его городе? У вас на столе лежит маршрутный лист с заданиями. ( Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.) Внимание на доску.
- Кто догадался, какое слово зашифровано здесь? (танграм)
- Ребята, кто знает, что это такое?
- А хотите узнать?
- Значит, какую задачу мы поставим сегодня перед собой? (выяснить, что такое Танграм)
- Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный человек, в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
- Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- в переводе - квадрат, разрезанный на семь частей.
- Из листа бумаги сделай квадратсо стороной 21 см и подпиши его вершины в соответствии с чертежом.
А D 2. Отметь точку Т - середину стороны АВ и точку Р - середину стороны ВС. Проведи отрезок ТР. 3.Проведи диагональ квадрата, не пересекающую отрезок ТР. 4. Проведи отрезок ND, где N - середина отрезка ТР. Обозначь Буквой О точку пересечения отрезка ND с диагональю АС. 5.Отметь точку Е - середину отрезка АО и точку М - середину отрезка ОС. 6. Проведи отрезки ТЕ и NM. (1-самостоятельно 2-подсказка-карточка)
- Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга правильность выполнения задания.У вас получилось 7 геометрических фигур: два одинаковых треугольника наибольшей площади, два других одинаковых треугольника, пятый маленький треугольник, квадрат и четырёхугольник - параллелограмм. Если возникнут разногласия, постарайтесь прийти к единому мнению или зафиксируйте, в чём вы не согласны друг с другом. Обсудите ваши разногласия с учителем. - Ребята, у всех задание выполнено правильно? А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм».Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свои фигуры. - Итак, детали для игры сделаны. Можно начинать игру.
- Послушайте первое задание. На чистом листе белой бумаги выложите любое плоскостное изображение любой фигуры: животного, человека или любого предмета. (1-самостоятельно 2-подсказка-карточка 3-презентация в компьютере) На выполнение этого задания - 5 минут.
- Поменяйтесь группы по часовой стрелке местами: подойдите, посмотрите получившиеся фигурки. Садимся на свои места. - Следующее заданиебудем выполнять в группе: необходимо составить проект-композицию, используя все имеющиеся детали танграма, наклеить на белый лист формата А3. Придумать название проекта и защитить групповой проект. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. Не забывайте о правилах игры. На выполнение этого задания - 10-15 минут. Защита проектов…(на доску вывешиваем)
Ребята, А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни? Предположительный ответ: Конечно. Где мы можем использовать выполненные вами композиции? - Удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка, при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей. -В Китае придумали танграм -В Америке придумана игра «Колумбово яйцо» (овал, разрезанный на 10 частей), во -Вьетнаме - «Вьетнамская игра» (круг, разрезанный на 7 частей), в Монголии -«Монгольская игра» (квадрат, разрезанный на 10 частей)) . -А какие похожие игры есть у нас? (кубики, пазлы) -Чем похожи игры «Пазлы» и «Танграм»? Игрой, внешне близкой танграму, являются пазлы. Работа на доске с пазлами (пожелание)
В начале пазлы являлись большим набором фигур неправильной формы, из которых необходимо было сложить картинку-задание. Несмотря на эту схожесть, семь базовых элементов позволяет значительное множество фигур, а в случае пазла мы ограничены только одним решением. Для игры танграм основным требованием к человеку является логическое мышление и геометрическая интуиция, а для игры пазл - все-таки всего лишь усидчивость и терпение. В какую игру мы сегодня с вами играли? Предположительный ответ: «Танграм». Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока? Предположительный ответ: да. А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке? Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность. И хотелось бы закончить словами А. Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось это было актуально, полезно, интересно- покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло - покажите жёлтую карточку.