- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филинюк Я.Л. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12
Краснооктябрьского района г. Волгограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Занимательная математика»
для 2 класса
Составила:
учитель начальных классов
Филинюк Я.Л.
Волгоград, 2013
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО. Курс рассчитан на 28 часов (1 час в неделю).
Общая характеристика курса Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним обучающимся «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации занятий 1) Математические игры. «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». 2) Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» 3) Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». 4) Игры с набором «Карточки-считалочки»- двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ. 5) Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». 6) Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. 7) Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». 8) Мир занимательных задач.
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
- Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
- Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
- Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
- Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору обучающихся.)
Планируемые результаты изучения курса В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Учебно-методическое обеспечение программы Материалы для учителя:
- Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
- Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005
- Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
- Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
- Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. - СПб.: Кристалл, 2001
- Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
- Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. - М.: ВАКО, 2011
- Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
- Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012
- Нестандартные задачи по математике: 2 класс/ Т. П. Быкова. - М.: Экзамен, 2012
- Сборник тесовых задач: Тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011
- Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977
- Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001
- Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
- Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
- Сухин И. Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006
- Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. - М.: РООССА, 2011
- Шевелёв К. В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Ювента, 2011
- Шевелёв К. В. логика. Сравнение. Счёт. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2011
- Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин.- М.: Педагогика-Пресс, 1999
- Я познаю мир: Математика: Детская энциклопедия/Авт.-сост. А. П. Савин и др. - М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004
- Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.- М.: Вентана-Граф
- Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
- Кубики (игральные) с точками и цифрами.
- Комплекты карточек с числами.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Измерительные приборы: весы, часы.
- Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение и деление».
- Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика»
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
Крестики-нолики.
1
Урок открытия нового знания
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Знать об общих и единичных именах объектов, об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц. Уметь описывать свойства (свойства и действия объектов); выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выделять и описывать особенные свойства подгруппы (подкласса) объектов; отличать общие и единичные имена объектов; сравнивать объекты в группе и описывать их отличительные признаки в табличном виде.
Индивидуальный опрос. Карточки.
2
Математические игры.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами.
Исследовательская работа.
3
Прятки с фигурами.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Уметь: пользоваться изученной математической терминологией
Индивидуальный опрос. Карточки.
4
Секреты задач.
1
Урок открытия нового знания
Задачи на переливание.
Исследовательская работа.
5
«Спичечный» конструктор.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Моделирование.
6
Геометрический калейдоскоп.
1
Урок комплексного применения новых знаний Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Индивидуальный опрос. Карточки.
7
Числовые головоломки.
1
Урок развития умений и навыков
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Знать, что такое алгоритм, о наглядной записи алгоритма на схеме, о вложенности алгоритмов, об алгоритмах с ветвлениями и циклами. Уметь составлять и выполнять линейные алгоритмы, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами, находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Исследовательская работа.
8
«Шаг в будущее»
1
Урок открытия нового знания
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Индивидуальный опрос. Карточки.
9
Геометрия вокруг нас.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Знать: способы преобразования фигур на плоскости (параллельный перенос, симметрия). Уметь: производить параллельный перенос и строить симметричные фигуры; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); использовать заданные уравнения при решении текстовых задач.
Исследовательская работа.
10
Путешествие точки.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Решение нестандартных геометрических задач.
Составление сказки.
11
«Шаг в будущее»
1
Урок комплексного применения новых знаний
Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Индивидуальный опрос. Карточки.
12
Тайны окружности.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Исследовательская работа.
13
Математическое путешествие.
1
Урок развития умений и навыков
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).
Уметь определять число элементов множества, определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам); определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечение двух множеств; определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»; изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа
Индивидуальный опрос. Карточки.
14
«Новогодний серпантин»
1
Урок комплексного применения новых знаний
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору обучающихся).
Игра
15
Математические игры.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Числовой палиндром . Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами.
Индивидуальный опрос. Карточки.
16
«Часы нас будят по утрам…»
1
Урок развития умений и навыков
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Уметь находить аналогию, находить пары предметов с аналогичным составом; уметь находить закономерности и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; уметь находить и исправлять нарушенную закономерность; уметь находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
Исследовательская работа.
17
Геометрический калейдоскоп.
1
Урок открытия нового знания
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Творческая работа
18
Головоломки.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Индивидуальный опрос. Карточки.
19
Секреты задач.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство.
Исследовательская работа.
20
«Что скрывает сорока?»
1
Урок комплексного применения новых знаний
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Знать: понятия «множество», «пустое множество», «объединение», «пересечение», «сложение», «вычитание» множеств. Уметь: задавать множество 2-мя способами; устанавливать равенство множеств; графически изображать множества при помощи диаграммы Венна; пользоваться знаками принадлежит, не принадлежит, объединение, пересечение множеств; графически показывать объединение, пересечение, вычитание, сложение множеств.
Индивидуальный опрос. Карточки.
21
Интеллектуальная разминка.
1
Урок развития умений и навыков
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Игра - марафон
22
Дважды два - четыре.
1
Урок открытия нового знания
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Знать: что такое натуральное число, натуральный ряд чисел, десятичная система счисления, класс, разряд. Уметь: правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа в пределах 12 разрядов; использовать в речи математическую терминологию; записывать многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых, производить сложение и вычитание многозначных чисел.
Индивидуальный опрос. Карточки.
23
В царстве смекалки.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Исследовательская работа.
24
Интеллектуальная разминка.
1
Урок развития умений и навыков
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Игра - марафон
25
Составь квадрат.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Знать: правила умножения и деления круглых чисел; алгоритмы сложения, вычитания и сравнения многозначных чисел. Уметь: производить операции умножения и деления на 10,100,1000; выполнять алгоритмы сложения, вычитания, сравнения многозначных чисел.
Индивидуальный опрос. Карточки.
26
Мир занимательных задач.
1
Урок открытия нового знания
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Исследовательская работа.
27
Математические фокусы.
1
Урок комплексного применения новых знаний
Энциклопедия математических развлечений.
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
Индивидуальный опрос. Карточки.
28
Математическая эстафета.
1
Урок развития умений и навыков
Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Игра - марафон
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12
Краснооктябрьского района г. Волгограда
Рассмотрено на заседании НМС
Согласовано:
Утверждаю:
протокол №___ от «__»_______ 2013г
ответственный за оказание ПДОУ
Директор
Председатель: Н.В. Барышникова
Н.М. Гарифуллина ___________
Н.В. Барышникова
__________________
«___»_________ 2013г.
«___»____________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по платным дополнительным образовательным услугам
«Удивительный мир слов»
по русскому языку для 2 класса
Составила:
учитель начальных классов
Филинюк Я.Л.
Волгоград, 2013
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Рабочая программа составлена на основе программы курса Петленко Л. В., Романовой В. Ю.
Общая характеристика курса
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение обучающихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Содержание программы
№
Тема раздела
Количество часов
Универсальные учебные действия
1
Мир полон звуков.
6
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- анализировать информацию, представленную на рисунке;
- наблюдать за функцией и ударением в слове;
- контролировать правильность постановки ударения в словах;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);
- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
2
Азбука, прошедшая сквозь века.
5
- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
- интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;
- наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
3
Всему название дано.
5
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
4
Как делаются слова.
7
- моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
- самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
- наблюдать образование слов в русском языке;
- анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;
- анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
- группировать слова по заданным основаниям;
- взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
5
Секреты правильной речи.
5
- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
- наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Планируемые результаты изучения курса
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность обучающимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность обучающихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры обучающегося.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-методическое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
-
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. - Екатеринбург: Литур, 2006
-
Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
-
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005
-
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. - Воронеж: ВОИПКиПРО
-
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
-
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Норинт, 2000
-
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
-
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
-
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012
-
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
-
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
-
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
-
Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Материалы для учащихся:
-
Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1 «Мир полон звуков» (6 часов)
1
Звуки вокруг нас
1
Урок открытия нового знания
Звуки речи гласные (ударные и безударные). Слог, ударение.
Слогообразовательная роль гласной.
Звуки речи гласные (ударные и безударные), гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме
Слог, количество слогов в слове. Правила переноса слов.
Перенос слов с ь и й и слов с удвоенной согласной.
Звуки речи гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие), слог, ударение
Соотношение количества букв и звуков. Всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки. Алфавит.
Слог, ударение. Ударные и безударные слоги.
Слог, ударение. Ударные и безударные слоги. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги.
Знать необходимый минимум из области фонетики-звуки и буквы, классификацию гласных звуков. Слогообразование, роль гласной.
Знать гласные буквы, которые обозначают два звука в определенных позициях в слове.
Знать о случаях переноса слов с ь и й и слов с удвоенной согласной. Уметь применять эти знания на практике.
Иметь представление о мягкости и твердости согласных звуков, знать какие согласные звуки всегда мягкие, а какие всегда твердые. Уметь применять эти знания на практике.
Иметь представление об определении количества слогов в слове и постановки ударения. Находить ударные и безударные слоги.
Иметь представление об определении количества слогов в слове и постановки ударения. Находить ударные и безударные слоги. Понимать роль ударения в устной речи, а также роль ударения в словах типа замок-замок. Уметь правильно ставить ударения в общеупотребляемых, распространенных словах.
Индивидуальный опрос. Карточки.
2
Фабрика речи
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
3
Бессмыслица + бессмыслица = смысл
1
Урок комплексного применения новых знаний
Самоконтроль
4
Полоса препятствий
1
Урок открытия нового знания
Индивидуальный опрос. Карточки.
5
Рисуем звуками
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
6
Трудности словесного ударения
1
Урок комплексного применения новых знаний
Самоконтроль
Раздел 2 «Азбука, прошедшая сквозь века» (5 часов)
7
Буква старые и новые
1
Урок развития умений и навыков
Однокоренные слова. Отличие однокоренных слов и слов с одинаковым корнем. Корень слова. Подбор однокоренных слов.
Однокоренные слова. Часть слова. Корень слова.
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях, кличках животных. Ь - обозначение мягкости согласных звуков на письме. Мягкий знак в конце и в середине слов.
Алфавит
Уметь подбирать однокоренные слова и выделять корень. Уметь отличать однокоренные слова и слова с одинаковым корнем.
Знать, что такое однокоренные слова. Уметь подбирать однокоренные слова и выделять корень.
Знать правила написания большой буквы в именах, фамилиях, географических названиях, кличках животных, а также Ь как показатели мягкости согласных звуков на письме. Уметь применять эти знания на письме.
Иметь представление об особых словах в русском языке, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному- с большой буквы и с маленькой. Уметь правильно писать такие слова.
Самоконтроль
8
Так считали наши предки
1
Урок открытия нового знания
Исследовательская работа
9
Страницы древних книг
1
Урок комплексного применения новых знаний
Индивидуальный опрос. Карточки.
10
Живая и весёлая буква алфавита
1
Урок комплексного применения новых знаний
Самоконтроль
11
Загадки русской графики
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
Раздел 3 «Всему название дано» (5 часов)
12
Рождение языка
1
Урок комплексного применения новых знаний
Наблюдение над прямым и переносным значением слова.
Словари русского языка и их использование
Знать, что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях. Уметь наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов.
Индивидуальный опрос. Карточки.
13
Сколько слов в языке?
1
Урок развития умений и навыков
Самоконтроль
14
Имена, имена, имена…
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
15
Увлекательные истории о самых простых вещах
1
Урок комплексного применения новых знаний
Индивидуальный опрос. Карточки.
16
Словари - сокровищница языка
1
Урок развития умений и навыков
Исследовательская работа
Раздел 4 «Как делаются слова» (7 часов)
17
«Дальние родственники»
1
Урок открытия нового знания
Однокоренные слова. Отличие однокоренных слов и слов с одинаковым корнем. Корень слова. Подбор однокоренных слов.
Однокоренные слова. Отличие однокоренных слов и слов с одинаковым корнем.
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса).
Части слова. Значение приставки (простейшие примеры). Образование слов с приставками.
Уметь подбирать однокоренные слова и выделять корень. Уметь отличать однокоренные слова и слова с одинаковым корнем.
Знать, что такое однокоренные слова. Уметь подбирать однокоренные слова и выделять корень. Уметь отличать однокоренные слова и слова с одинаковым корнем.
Знать определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов.
Знать значимые части слова.
Уметь образовывать слова с помощью приставок; обращать внимание на особенности употребления слов.
Самоконтроль
18
Слова «готовые» и «сделанные»
1
Урок комплексного применения новых знаний
Индивидуальный опрос. Карточки.
19
Есть «родители»у слов?
1
Урок комплексного применения новых знаний
Самоконтроль
20
Внимание, корень!
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
21
Такие разные суффиксы
1
Урок развития умений и навыков
Самоконтроль
22
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»
1
Урок открытия нового знания
Индивидуальный опрос. Карточки.
23
Что нам стоит слово построить?
1
Урок комплексного применения новых знаний
Исследовательская работа
Раздел 4 «Секреты правильной речи» (5 часов)
24
Словарное богатство русского языка
1
Урок развития умений и навыков
Правописание. Орфограмма. Безударная гласная. Проверочное слово. Корень слова. Подбор однокоренных слов.
Непроверяемые согласные. Словарные слова.
Различение предложения и текста. Признаки текста. Главная мысль текста. Выбор заглавия.
Знать о правописании безударной гласной как об орфограмме. Уметь видеть слова с безударной гласной, подбирать проверочные слова к ним.
Иметь представление о безударных гласных, которые невозможно проверить, запоминать такие слова и правильно писать.
Иметь представление об обозначении мягкости согласных на письме с помощью ь. Уметь применять эти знания на письме.
Самоконтроль
25
Вместе и врозь
1
Урок комплексного применения новых знаний
Индивидуальный опрос. Карточки.
26
Выбираем точное слово
1
Урок открытия нового знания
Исследовательская работа
27
Одно или много?
1
Урок комплексного применения новых знаний
Индивидуальный опрос. Карточки.
28
Когда у слов много общего? Когда значения спорят?
1
Урок развития умений и навыков
Исследовательская работа