Статья Современный урок в начальной школе – урок развития личности младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в начальной школе - урок развития личности младшего школьника.

Дьякова С.А., руководитель МО учителей начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»


Закон РФ «Об образовании», ст. 14

«Содержание образования …
должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»


Современный урок в начальной школе - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок.


  • Образовательный аспект связан с расширением объема,

  • развивающий - со структурным усложнением усваиваемого содержания,

  • воспитательный- с формированием отношений.

Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, так и в методах, посредством которых в процессе обучения передается содержание образования.


Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Что под этим подразумевается?

1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного

самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

7. Воспитание культуры чувств и т. д

Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.


Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок в начальной школе - это урок, характеризующийся следующими признаками:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

  3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

  5. Организация урока динамична и вариативна.

  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Рождение любого урока начинается с определения цели урока.

Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

  • цели деятельности учителя;

  • цели деятельности учащихся.

К цели предъявляются следующие требования:

  • цель должна быть конкретна;

  • четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

  • цели конкретизируется в задачах

Что представляют собой задачи урока?

-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.

Виды деятельности:

Социальная

Социальная - деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .


Учебно-познавательная

Учебно-познавательная - деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.


Организационная

Организационная - развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.


Приемы и формы организации


  • коллективное, межгрупповое взаимодействие;

  • деловое сотрудничество.

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • коллективная;

  • групповая.


Системно-деятельностный метод - концептуальная основа нового стандарта образования.
Понятие ДМ:

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.





Структура урока с использованием деятельностного метода:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности
Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов - искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

1.гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развивающее обучение;

2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения; технология оценивания; технология правильной читательской деятельности;

3. технологии дифференцированного обучения;

4.здоровьесберегающие технологии;

5. ИКТ - технологии;

6. проблемное обучение


Типы уроков по ФГОС НОО: 1.Урок открытия нового знания 2. Урок отработки умений и рефлексии 3. Урок развивающего контроля 5. Урок общеметодологической направленности

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Критерии эффективности современного урока:


  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие диалога , дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  • Демократичность , открытость

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке

Использование опорных схем на уроках в начальной школе. Актуальность На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. По программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией. Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям: Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. Повышение интереса к изучаемому материалу. Интеграция с ИКТ - технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).



Что такое опорная схема? Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема - опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание. Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом - проработать допущенную тут же на уроке, в третьем - провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Схема на уроке может: - подготовить восприятие; - являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого. Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой - это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного - это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала. Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом - проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем - провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно. Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию. Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС начального общего образования.

Так что же для нас современный урок ?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)
















© 2010-2022