План – конспект урока с презентацией по литературному чтению Б. Житков «Беспризорная кошка»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
План - конспект урока по литературному чтению Б. Житков «Беспризорная кошка». Учитель Петрик Е. П. Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста. развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к животным, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Оборудование: компьютер и проектор, комплект слайдов по изучаемому разделу, портрет писателя Б.Житкова, макеты обложек произведений, фрагменты мультфильмов. Учебник: В. К. Павленко, Т. К. Абенова, Е. М.Лосева, А. А. Шмырёва. Литературное чтение. 2 класс. Алматы «Атамура» 2009. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Логика урока: мотивация - актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся - организация восприятия - организация осмысления - первичная проверка понимания вопроса - организация первичного закрепления - анализ первичного закрепления - рефлексия. Основание для применения компьютерных технологий: использование демонстрационного материала в виде просмотра слайдов, фрагментов мультипликационных фильмов, прослушивание песни с клипами способствует продуктивной и рациональной организации урочной деятельности. Так как у учащихся начальных классов преобладает наглядно - образное мышление, демонстрационный материал актуален. План урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учитель: сегодня у нас очередной урок литературного чтения. Мы изучаем раздел «Мы в ответе за всё живое на планете» Слайды - повторение. - Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Ученик: На прошлом уроке мы читали рассказ «Тёма и Жучка». Учитель: Кто автор рассказа? Ученик: Рассказ «Тёма и Жучка» написал Николай Георгиевич Гарин - Михайловский. Учитель: Кто является главным героем рассказа? Какое домашнее животное было у мальчика? Выборочное чтение. а) диалог няни и Тёмы; Перескажите рассказ по пунктам. 1. Где Жучка? 2. Спасение. (Рассказ пересказывают 2 ученика). Выборочное чтение. а) вот и выбрались из колодца (итог). Выставление оценок. III Сообщение темы и цели урока. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведения о животных и познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. Научимся составлять план. IV. Новый материал. Рассказ о биографии автора. Слайды 1 - 2 портрет писателя. ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882-1938), русский писатель. Родился в 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский). Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное - Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом (исследователем рыб), рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938. Знакомство с книгами писателя (слайды № 2 - 12) - выставка книг. Обзор рассказов Б. Житкова. Учитель: Рассказы Бориса Степановича можно разделить на три раздела. О море, о животных, о технике. V. Знакомство с произведением. - Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б. Житкова. Один из героев - нового произведения - собака, а вот второго героя мы угадаем. Загадка: Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем мы знакомы. У него усы как спицы, Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится… Угадали? Это… (кот) Рассказ называется «Беспризорная кошка». 1. Чтение учителем. 2. Работа над содержанием. Беседа: - Понравился ли вам рассказ? Почему он так называется, что значит «беспризорная»? - От чьего имени ведётся повествование? - от имени автора, т. е. от первого лица. - Где жил автор? - Чем он занимался? - Какое домашнее животное было у автора рассказа? - Кто портил сети и рыболовные снасти? - Почему в доме было много мышей? - Автор решил специально завести кошку. Нашёл ли он её? -Что случилось однажды? - Сразу ли привыкла кошка к хозяину и стала жить в доме? - Как отнеслась к кошке собака? - Как вы думаете, прижилась ли кошка в доме у автора? - Теперь, когда у животного есть хозяин, правильно ли будет и дальше называть кошку беспризорной? 3. Чтение учащимися по цепочке. 4. Физ. минутка: Шли по крыше три кота, Три кота Василия, Поднимали три хвоста Прямо в небо синее! Сели киски на карниз, Посмотрели прямо вниз, И сказали три кота: «Красота! Красота!» 5. Выборочное чтение: а) описание собаки; б) поступки и поведение собаки; в) мыши одолели… г) появление кошки; д) кошка приходит в гости. Поведение кошки. е) поведение животных в дождь. 6. Параллельно с выборочным чтением проводится словарная работа: Задабривал кошку, кошка дичилась, помотал хвостом конфузливо. 6. Составление плана произведения (демонстрация слайдов «Картинный план») VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры. 1. Беседа: Мы прочитали рассказ, в котором кошка и собака подружились, но ведь обычно кошки и собаки не являются приятелями. 2. Послушайте стихотворение (читает заранее подготовленный ученик)

(Борис Заходер)

Если

Встречается Кошка с Собакой,

Дело -

Обычно! -

Кончается дракой.

Тем же -

Как правило! -

Дело кончается,

Если Собака

С Кошкой встречается!..

Ах, почему же,

Ах, отчего же,

Ах, для чего же

Так получается?..

3. Работа с фразеологизмом: Есть такое выражение «Живут как кошка с собакой». Что оно обозначает? С давних времён считалось, что собака и кошка - непримиримые враги. Сначала кошка смотрит на незнакомую собаку, осторожно отступая, а в случае опасности взбирается на дерево. А собака думает, что кошка - очередная добыча. Но животные, выросшие вместе, прекрасно уживаются друг с другом. А вот повадки и привычки у них разные. 4. Чтение и анализ стихотворения. Автор историй про Маугли, английский писатель Редьярд Киплинг, написал такое стихотворение о кошке и собаке (Бинки - кличка собаки)

Кошка чудесно поет у огня,

Лазит на дерево ловко,

Ловит и рвет, догоняя меня,

Пробку с продетой веревкой.

Все же с тобою мы делим досуг,

Бинки, послушный и верный,

Бинки, мой старый испытанный друг,

Правнук собаки пещерной.

Если, набрав из-под крана воды,

Лапы намочите кошке

(Чтобы потом обнаружить следы

Диких зверей на дорожке),

Кошка, царапаясь, рвется из рук,

Фыркает, воет, мяучит...

Бинки - мой верный, испытанный друг,

Дружба ему не наскучит.

Вечером кошка, как ласковый зверь,

Трется о ваши колени.

Только вы ляжете, кошка за дверь

Мчится, считая ступени.

Кошка уходит на целую ночь.

Бинки мне верен и спящий:

Он под кроватью храпит во всю мочь, -

Значит, он друг настоящий! - О чём рассказал нам автор стихотворения? 5. Вывод: многие люди наблюдают за повадками животных у себя дома и считают, что кошки и собаки могут очень дружно уживаться между собой. Такие примеры мирного сосуществования кошек и собак можно встретить и в литературе, и в кино, и в мультфильмах. 6. Просмотр фрагментов мультфильмов о дружбе кошек и собак «Котёнок по имени Гав», «Каникулы в Простоквашино». Мы доказали, что кошки и собаки - не всегда враждуют, они могут дружно сосуществовать и радовать своих хозяев. Человек издревле приручал животных и первыми, кого он приручил, были кошки и собаки. Мы любим наших домашних животных не только за то, что они приносят нам какую-то практическую пользу, но и за их весёлый нрав, за привязанность к человеку, за их бескорыстие и преданность. Чтение «Диалога о кошках» - (читают заранее подготовленные дети по ролям):

Для чего нужны коты?

Спpосил меня один знакомый:

- Вот для чего вам нужен кот?

Ведь кошек не деpжу я дома

А у тебя один живёт.

-Быть может стоpож он "от Бога",

Чужих не пустит на кpыльцо?

-Hет, он мохнатым теплым боком

Щекочет ночью мне лицо.

-Hавеpное, он очень ценен,

Пpиносит в дом большой доход?

-Hет, он свеpнувшись на коленях

Hегpомко песенку поёт.

-Я понял! Он охотник ловкий,

Спасает вас от гpызунов?

-Он ловит ленты и веpевки,

Гpоза он обувных шнуpков.

-Пpослушал, видно, я случайно

Зачем вам кот, скажи скоpей.

И я сказала: "Для муpчанья.

И это мне всего важней." VII. Итог урока. Рефлексия. 1. Беседа: - Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут? - Какое произведение мы прочитали? - О чём этот рассказ? - Что еще мы делали на уроке? Оценивание работы на уроке. Домашнее задание - стр. 88 - 91 чтение, составление плана, пересказ.


Мы продолжали разговор об ответственности человека за всё живое на нашей планете. Каждому из нас важно всегда помнить, что о братьях наших меньших - о животных необходимо заботиться. Не обижайте животных и тогда они отдадут вам всю свою любовь и преданность. И пусть слова «Не дразните собак, не гоняйте кошек…» станут основным определением вашего отношения к животным.
Прослушивание песни «Не дразните собак, не гоняйте кошек» с просмотром видеоматериала.

7


© 2010-2022