- Преподавателю
- Начальные классы
- План – конспект урока с презентацией по литературному чтению Б. Житков «Беспризорная кошка»
План – конспект урока с презентацией по литературному чтению Б. Житков «Беспризорная кошка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Петрик Е.П. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938. Знакомство с книгами писателя (слайды № 2 - 12) - выставка книг. Обзор рассказов Б. Житкова. Учитель: Рассказы Бориса Степановича можно разделить на три раздела. О море, о животных, о технике. V. Знакомство с произведением. - Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б. Житкова. Один из героев - нового произведения - собака, а вот второго героя мы угадаем. Загадка: Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем мы знакомы. У него усы как спицы, Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится… Угадали? Это… (кот) Рассказ называется «Беспризорная кошка». 1. Чтение учителем. 2. Работа над содержанием. Беседа: - Понравился ли вам рассказ? Почему он так называется, что значит «беспризорная»? - От чьего имени ведётся повествование? - от имени автора, т. е. от первого лица. - Где жил автор? - Чем он занимался? - Какое домашнее животное было у автора рассказа? - Кто портил сети и рыболовные снасти? - Почему в доме было много мышей? - Автор решил специально завести кошку. Нашёл ли он её? -Что случилось однажды? - Сразу ли привыкла кошка к хозяину и стала жить в доме? - Как отнеслась к кошке собака? - Как вы думаете, прижилась ли кошка в доме у автора? - Теперь, когда у животного есть хозяин, правильно ли будет и дальше называть кошку беспризорной? 3. Чтение учащимися по цепочке. 4. Физ. минутка: Шли по крыше три кота, Три кота Василия, Поднимали три хвоста Прямо в небо синее! Сели киски на карниз, Посмотрели прямо вниз, И сказали три кота: «Красота! Красота!» 5. Выборочное чтение: а) описание собаки; б) поступки и поведение собаки; в) мыши одолели… г) появление кошки; д) кошка приходит в гости. Поведение кошки. е) поведение животных в дождь. 6. Параллельно с выборочным чтением проводится словарная работа: Задабривал кошку, кошка дичилась, помотал хвостом конфузливо. 6. Составление плана произведения (демонстрация слайдов «Картинный план») VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры. 1. Беседа: Мы прочитали рассказ, в котором кошка и собака подружились, но ведь обычно кошки и собаки не являются приятелями. 2. Послушайте стихотворение (читает заранее подготовленный ученик)
(Борис Заходер)
Если
Встречается Кошка с Собакой,
Дело -
Обычно! -
Кончается дракой.
Тем же -
Как правило! -
Дело кончается,
Если Собака
С Кошкой встречается!..
Ах, почему же,
Ах, отчего же,
Ах, для чего же
Так получается?..
3. Работа с фразеологизмом: Есть такое выражение «Живут как кошка с собакой». Что оно обозначает? С давних времён считалось, что собака и кошка - непримиримые враги. Сначала кошка смотрит на незнакомую собаку, осторожно отступая, а в случае опасности взбирается на дерево. А собака думает, что кошка - очередная добыча. Но животные, выросшие вместе, прекрасно уживаются друг с другом. А вот повадки и привычки у них разные. 4. Чтение и анализ стихотворения. Автор историй про Маугли, английский писатель Редьярд Киплинг, написал такое стихотворение о кошке и собаке (Бинки - кличка собаки)
Кошка чудесно поет у огня,
Лазит на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой.
Все же с тобою мы делим досуг,
Бинки, послушный и верный,
Бинки, мой старый испытанный друг,
Правнук собаки пещерной.
Если, набрав из-под крана воды,
Лапы намочите кошке
(Чтобы потом обнаружить следы
Диких зверей на дорожке),
Кошка, царапаясь, рвется из рук,
Фыркает, воет, мяучит...
Бинки - мой верный, испытанный друг,
Дружба ему не наскучит.
Вечером кошка, как ласковый зверь,
Трется о ваши колени.
Только вы ляжете, кошка за дверь
Мчится, считая ступени.
Кошка уходит на целую ночь.
Бинки мне верен и спящий:
Он под кроватью храпит во всю мочь, -
Значит, он друг настоящий! - О чём рассказал нам автор стихотворения? 5. Вывод: многие люди наблюдают за повадками животных у себя дома и считают, что кошки и собаки могут очень дружно уживаться между собой. Такие примеры мирного сосуществования кошек и собак можно встретить и в литературе, и в кино, и в мультфильмах. 6. Просмотр фрагментов мультфильмов о дружбе кошек и собак «Котёнок по имени Гав», «Каникулы в Простоквашино». Мы доказали, что кошки и собаки - не всегда враждуют, они могут дружно сосуществовать и радовать своих хозяев. Человек издревле приручал животных и первыми, кого он приручил, были кошки и собаки. Мы любим наших домашних животных не только за то, что они приносят нам какую-то практическую пользу, но и за их весёлый нрав, за привязанность к человеку, за их бескорыстие и преданность. Чтение «Диалога о кошках» - (читают заранее подготовленные дети по ролям):
Для чего нужны коты?
Спpосил меня один знакомый:
- Вот для чего вам нужен кот?
Ведь кошек не деpжу я дома
А у тебя один живёт.
-Быть может стоpож он "от Бога",
Чужих не пустит на кpыльцо?
-Hет, он мохнатым теплым боком
Щекочет ночью мне лицо.
-Hавеpное, он очень ценен,
Пpиносит в дом большой доход?
-Hет, он свеpнувшись на коленях
Hегpомко песенку поёт.
-Я понял! Он охотник ловкий,
Спасает вас от гpызунов?
-Он ловит ленты и веpевки,
Гpоза он обувных шнуpков.
-Пpослушал, видно, я случайно
Зачем вам кот, скажи скоpей.
И я сказала: "Для муpчанья.
И это мне всего важней." VII. Итог урока. Рефлексия. 1. Беседа: - Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут? - Какое произведение мы прочитали? - О чём этот рассказ? - Что еще мы делали на уроке? Оценивание работы на уроке. Домашнее задание - стр. 88 - 91 чтение, составление плана, пересказ.
Мы продолжали разговор об ответственности человека за всё живое на нашей планете. Каждому из нас важно всегда помнить, что о братьях наших меньших - о животных необходимо заботиться. Не обижайте животных и тогда они отдадут вам всю свою любовь и преданность. И пусть слова «Не дразните собак, не гоняйте кошек…» станут основным определением вашего отношения к животным.
Прослушивание песни «Не дразните собак, не гоняйте кошек» с просмотром видеоматериала.
7