Формирование регулятивных ууд на уроках математики в 1 классе (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени И. С. Никитина»















Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

в 1 классе.












Выполнила: учитель начальных классов

Леонова О. В.





Воронеж, 2012 г.



Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности и связаны с формированием произвольного поведения. К ним относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (умение осуществлять работу по образцу, контролировать свою деятельность по результату); • коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами (видеть указанную ошибку и исправлять её); • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника); • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. В 1 классе мы только начинаем формировать УУД и среди регулятивных универсальных действий актуальнее всего работать над формированием контроля и самоконтроля. Для этого проводятся самопроверки и взаимопроверки. А для их выполнения совместно с детьми составляются правила проверки, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. В учебниках математики на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности и на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом её изучения. Постановка учебной задачи, как правило, показывает недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируется умение сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действий для её последующего решения. Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства её реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель - её конкретизация в начале каждого урока (или раздела) - реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) - творческие проверочные задания способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе характеризуется: 1. Умением организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Умением определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Умением определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Умением использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. Немаловажную роль при формировании регулятивных универсальных учебных действий имеет технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять: достигнут ли результат деятельности.

© 2010-2022