Проект Моя семья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Моя семьяМКОУ Новомеловатская СОШ

Калачеевского района

Воронежской области















Учитель начальных классов

Бирюкова Светлана Григорьевна













С. Новомеловатка

2015 год Введение. Семья - одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, доверия, понимания, веры. Однако современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. А если мы забудем дедов и прадедов - мы истощимся духовно. Тот род силен, который предков помнит и чтит, сохраняет заложенные ими традиции в дне сегодняшнем. И дети не смогут вырасти сильными, успешными, уважаемыми людьми, если не вберут в себя опыт прошлых поколений, не научатся уважать старших Наш проект предназначен для обогащения отношений родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности. Данный проект формирует умение планировать, анализировать; развивает целеустремленность в решении поставленной проблемы или вопроса. Цели : Пробудить интерес к проблеме ознакомления детей с миром семьи. Формировать представления о семье, о своей родословной. Задачи:

способствовать формированию уважительного отношения детей к родителям;

учить поддерживать и продолжать семейные традиции;

выявлять, поддерживать и поощрять талантливые семьи и их детей. Этапы работы над проектом: -проанализировать литературу. подобрать стихи, пословицы, поговорки, составить рассказы о семье -изучить семейные архивы -провести анкетирование среди обучающихся; -создать генеалогическое дерево Методы исследования: -изучение литературы по данной теме; -поиск информации в сети Интернет; -проведение анкетирования; -формулирование выводов; План проведения проекта: Подготовительный Создание групп Проведение уроков и бесед Постановка проблемы Подбор и структурирование информации Оформление работ Представление, защита проекта.
1.Теоретическая часть проекта В рамках воспитания семья, так или иначе, прививает маленькому человеку определенные нормы и передает духовные ценности, принятые в обществе. Именно от того, какие ценности усвоит ребенок, будет зависеть характер его деятельности: будет ли он созидать или разрушать. Поработав в библиотеке, изучив литературу и интернет источники по теме проекта, дети подобрали пословицы, поговорки , высказывания великих людей о семье, народные семейные традиции, заповеди семьи.

  1. Пословицы о семье
Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, коли в семье лад. Дружная семья гору свернёт. Самое лучшее наследство - воспитанность. 2)Народные семейные традиции Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники; Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах; Приглашать гостей и собирать застолье; Собирать и хранить семейные фотографии; Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей
  1. Высказывания великих людей о семье
Если собираетесь кого - нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. А.В.Вампилов Любовь к родителям - основа всех добродетелей.Цицерон Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. Аристотель Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Не бойтесь дарить согревающих слов И добрые делать дела
  1. Заповеди семейной жизни

Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам. Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Доброе дело -дороже богатства.
Жизнь -это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
2. Практическая часть проекта 1) Результаты анкетирования Поставив перед собой задачи и собрав информацию из научной литературы, был составлена анкета, что бы узнать мнения учащихся класса на тему проекта . 13-ти учащимся 4 «а» класса МКОУ Новомеловатской школы было предложено ответить на вопросы

  1. Что вы знаете о истории возникновения семьи, о семейных ценностях, традициях?
  2. Какой труд объединяет вашу семью?
  3. Как вы любите проводить свободное время?
Результаты опроса показали, что на первый вопрос 9 человек ответили, что они мало знают об истории возникновения свое семьи и родословной». Процент таких учащихся составил 70%. И только 4 ученика сказали, что от родителей, бабушек и дедушек они знают о истории возникновения своей семьи и знают свою родословную», что составило 30% опрошенных. Проведя опрос о истории возникновения семьи, о семейных ценностях, традициях, мы пришли к выводу, что многие ребята не знают никакой информации о своих близких родственниках, о ценностях и традициях, которые сохраняются в дне сегодняшнем в их семьях. Рисунок 1. Результаты опроса учащихся. Что вы знаете о истории возникновения семьи, о семейных ценностях, традициях



Отвечая на второй вопрос , в котором необходимо было рассказать о труде, который объединяет семью 5 учащихся рассказали что основной их общий труд это работа в саду, огороде, что составило 40% опрошенных, 6 человек ответили, что это уход за домашними животными, что составило 46%, 2 ребёнка сказали что общего дела нет и каждый занимается только своими делами. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся класса вместе с родителями занимаются совместным полезным трудом. Дети, выполняя посильную работу приобщаются к совместному труду , приобретают трудовые навыки, учатся общаться, распределять обязанности в совместном труде, видеть результат своего труда, радоваться выполненной работе. Общий семейный труд способствует объединению всех членов семьи. Рисунок 2. Результаты опроса учащихся. Какой труд объединяет вашу семью?



Отвечая на третий вопрос, где нужно было рассказать о совместном отдыхе в семье 4 человека сказала, что вместе с родителями любят ходить на рыбалку, что составило 30%, 5 человек рассказали о занятиях спортом, что составило 38%, 2 ребёнка сообщили, что всей семьей любят устраивать семейные чтения и обсуждение прочитанных книг, процент этих детей составил16%. Занятие рукоделием любимое занятие в свободное время у двух учащихся, что составило так же 16%. Результаты опроса подтверждают , что все учащиеся класса проводят свободное время вместе с членами своей семьи. Ребята заняты занятиями по интересам, их увлечения поддерживают в семье. Рисунок 3. Результаты опроса учащихся. Как вы любите проводить свободное время?





2) Создание генеалогического древа семьи На Руси считалось правилом знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода, оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Основой генеалогических исследований является оформление в виде родословной, сведений полученных в ходе поиска. Графические изображения родословной весьма разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословные в виде генеалогического дерева, явившегося одной из модификаций "дерева жизни", выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. "Дерево человеческой жизни" соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем торжествует идея бессмертия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному дереву рода, семейства: его листья умирают и падают, но само дерево рода продолжает жить. В основании генеалогического дерева помещалось имя родоначальника, а на стволе и ветвях располагались в медальонах имена, портреты и гербы его потомков. В других вариантах дерева в основании помещалось имя того, для кого составлялась родословная, а его предки образовывали "ствол" и "крону". Дополнительную информацию передавали с помощью цвета: медальоны с именами женщин замужем, было принято изображать лиловым, девиц - синим, мужчин, имевших потомство - желтым, не имевших - красным. В самом общем виде родословные делятся на восходящие и нисходящие. В восходящем родословным главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Этот вид родословной носит первоначальный, предварительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному Как создать генеалогическое дерево: нарисуйте семейную историю Генеалогическое дерево может получиться простым или сложным, насыщенным разного рода «ветками». Перед тем, как рисовать дерево, нужно подготовить всю необходимую информацию о семейной истории, именах, датах и т.п. Проведите интервью со всеми родственниками, вооружившись листком бумаги и ручкой или диктофоном. Пусть они все вспоминают. Неоценимой находкой будет семейное дерево, однажды составленное кем-то из них. Более захватывающим и удовлетворяющим занятием должно стать создание дерева семейной истории своими руками. Приготовьте большой лист ватмана или картона, на котором будете рисовать схематическое дерево. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать настоящее дерево - со стволом, ветвями, листьями. Нарисуйте в нижней части листа бумаги ствол дерева, растущего из земли. Если это вызывает трудности, тогда - вертикальную линию, символизирующую ствол. Сверху напишите свое имя. С этого места начнут «расти» ветки. Дерево можно рисовать слева направо, но, если вам так будет удобнее, то справа налево. Теперь от вашего имени ведите две недлинные центральные ветки вверх и чуть в стороны к родителям: маме и папе. В конце каждой ветки генеалогического дерева напишите их имена. Также, возле своего имени напишите имена ваших родных братьев и сестер. Продолжайте рисовать по две ветки (линии) для каждого имени, обозначая родителей каждого из родни. Рисуйте до того момента, пока у вас имеется информация. Не забывайте добавлять имена родных сестер и братьев к каждому имени, если у него они были.

  1. Заключение.
Родословная тесно связано слово реликвия. Реликвия - это вещь, которая свято хранится и передается из поколения в поколение. Если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут им письма, если заботятся о своих родителях - такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни. Ствол и веточки поддерживают друг друга.

Дети с помощью родителей сделали своими руками родословное древо - это условное изображение всего рода в виде дерева. Свои работы они представили в классе. Каждая семья рассказала, что удалось узнать во время исследований, что получилось очень хорошо и с какими трудностями им приходилось сталкиваться. В целом проделана большая работа, которая способствовала семейному воспитанию и связи поколений, а так же развивала навыки исследовательской работы и умение работать в коллективе.






Фото1. Выставка исследовательских работ « Моя семья».

Генеалогические древа.

Проект Моя семья



Фото2. Участники проекта « Моя семья»

Проект Моя семья


4. Использованные источники. 1. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. - М.: 2001. - 672с. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. - М.: 1970. - 343с. 2. Милославская А. Н. О русских отчествах и фамилиях - Киев, 1965. - 116с. 3. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,"Школа - пресс", 1993 4. Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1973. - 336с. 5. Суперанская А. В. Суслова А. В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981. - 176с. 6. Федосюк Ю. А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. - М.: Детская литература, 1972. 7. mirimen.com/ 8. slovari.yandex.ru/dict/nikonov

9. Литература: О. Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 96 с.









© 2010-2022