Конспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательная игра «Эти летающие цветы - бабочки!»

для младших школьников

Автор: Фоменко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №30

г. Томска Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием бабочек.
  • Научить выделять признаки сходства и различия у бабочек.
  • Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Предмет: окружающий мир, экология Класс: 2-3 Продолжительность занятия: 45 минут Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Эти летающие цветы - бабочки!», конверт №1 с разрезанным фото бабочки, конверт №2 - таблица с шифром, конверт №3 с названием и описанием внешнего вида бабочки, конверт №4 с текстом стихотворения, цветные листы, папка с мультифорами, титульный лист буклета «Эти летающие цветы - бабочки!», лист «Легенда о бабочках», лист «Рождение бабочки», лист «Поэты о бабочках», лист «Значение бабочек», лист «Охрана бабочек», клей - карандаш по количеству групп.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент - Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на познавательной игре, которая пройдёт в форме небольшого исследования. II. Целевая установка Тему этой игры вы узнаете, отгадав загадку: Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка) (По щечку на экране появляется тема занятия) - Вот и мы с вами сегодня познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки Томской области. Поэт Майков писал: «Долина вся в цветах, Над этими цветами - Рой пёстрых бабочек, Цветов летучих рой!» III. Работа по теме занятия 1) Легенда о появлении бабочек (по щелчку на экране появляются фото разных бабочек) Я хочу рассказать вам одну легенду о том, как появились бабочки: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежный лепесток. И..- о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древне - греческой легенде появились бабочки Итак, тема нашего мини-исследования так и звучит: «Эти летающие цветы- бабочки
2) Сообщение об особенностях строения бабочек, связанные с их образом жизни и средой обитания. (на экране - строение бабочки и фото красивых бабочек) Из всех насекомых бабочки пользуются большей известностью. Вряд ли найдётся на свете человек, который не восхищался бы ими. Бабочки - необыкновенное и прекрасное творение природы. Они воплощают красоту и легкость. Бабочки принадлежат классу Насекомых. Конспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 классОтряд БабочекКонспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 класс называют еще Конспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 классотрядомКонспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 класс Чешуекрылых. Такое название появилось потому, что на крыльях Конспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 классбабочекКонспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 класс уложены небольшие чешуйки (видоизменённые волоски). - У насекомых из Конспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 классотряда БабочекКонспект занятия Эти летающие цветы - бабочки! 2-3 класс сложные глаза, одна пара усиков, на груди три пары ног и крылья. Как питаются бабочки, - известно всем. Они высасывают сладкий нектар при помощи хоботка. Удивительно, но бабочки обладают запахом, часто даже сладким! Чешуйки на их крыльях могут источать аромат ванили, шоколада, земляники, герани и лимона. - Крылья бабочек восхищают своей красотой и неповторимостью. Удивительно, как природа разнообразно окрасила этих насекомых, и создала настоящие шедевры на их крыльях! Форма крыльев бабочек также очень разнообразна. Но крылья бабочек, кроме основной задачи - полёта, выполняют и разные дополнительные функции. Нижние крылья у некоторых бабочек -это средство защиты. Они помогают ей отпугивать врагов. На каждом из крылышек - по одному ярко окрашенному пятну в виде глаза. Манера полёта тоже своя у разных видов бабочек: одни во время полета совершают равномерно частые взмахи крыльями, а другие совершают великолепный парящий полёт. - Сейчас я предлагаю вам ненадолго стать экологами-следопытами и показать свои знания и умения. А в завершении игры мы вместе с вами оформим красивый буклет «О бабочках». Разделитесь в группы по 3 человека с помощью цветных жетонов. Итак, начинаем наше исследование: 3) 1этап - «Собери портрет бабочки» В конвертах №1 лежат разрезные карточки. Ваша задача - собрать из них портрет бабочки и наклеить на середину зелёного листа. - Молодцы! Все справились с первым заданием. И теперь можно перейти ко 2 этапу: 4) «Волшебному шифру» Откройте конверт с №2. Перед вами таблица с шифром с помощью, которой вам надо отгадать название бабочки, изображение которой вы получили. В таблице каждой букве соответствует число, но определить это число можно, только если решить пример. После того как вы заполните третий столбик таблицы, вы сможете отгадать, как зовут бабочку. Приступаем к выполнению задания. (Дети работают в группах) - Проверяем, что у вас получилось. Каждая группа внимательно смотрит на экран и называет свою бабочку. (По щечку на экране появляются фотографии 9 бабочек по порядку и их названия: махаон, аполлон, углокрыльница, крапивница, репейница, траурница, боярышница, зорька, лимонница) 5) Физминутка Давайте немного отдохнём. Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского, и иллюстрировать его жестами, ваша же задача повторять за мной. Этот странный дом без окон У людей зовётся кокон. Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нём, Спит без просыпа всю зиму, А зима, промчалась мимо. Март, апрель, капель, весна.... Просыпайся, Сонюшка! Под весенним ярким солнышком Гусенице не до сна, Стала бабочкой она!
6) 3 этап - Рождение бабочки - Продолжаем нашу игру-исследование. И сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать, как на самом деле на свет появляется бабочка. (По щелчку на экране появляется слайд «Рождение бабочки». Педагог комментирует) - Благодаря развитому органу вкуса самка бабочки находит подходящее растение для будущих гусениц и откладывает яйца. У всех бабочек вкусовые рецепторы размещаются на «ногах», в других местах тела, в том числе и на хоботке. Вылупившись из яйца, маленькая гусеница съедает его оболочку, которая очень питательная и начинает своё быстрое развитие. Затем гусеница ищет подходящее место, чтобы окуклиться. С помощью шёлковой паутины, которую выделяют её паутинные железы, она плетёт подвеску на конце тела и «ремень безопасности» вокруг него. Осенью гусеница линяет, и под старой кожей появляется новая кожа куколки, которая на воздухе затвердевает. Перед зимовкой большинство видов гусениц освобождаются от старой кожи, и получается кокон, в котором они зимуют. Незадолго до выхода из кокона становятся заметными очертания бабочки: видны крылья, антенны «усики» и сегменты брюшка. Постепенно бабочка открывает кокон и отталкивается от него. После выхода её тело ещё очень мягкое и ей нужно подождать, чтобы оно отвердело и крылья высохли. Поэтому бабочка должна максимально распрямить крылья до их высыхания, в противном случае они могут оказаться короче нормальных. После нескольких упражнений по открытию и закрытию крыльев в сидячем положении крылья полностью высыхают, и бабочка готова к своему первому полёту. 7) 4 этап - «Узнай по описанию». - А сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Ещё раз рассмотрите портреты своих бабочек и попробуйте узнать их по описанию. (Поочерёдно зачитывается описание бабочек, участники, узнав свою, называют её. Затем по щечку на экране появляется фото угаданной бабочки и её название. (для проверки) - Крупная дневная бабочка. Крылья угловатые: самцы лимонно-желтые. Самки зеленовато-белые; посередине каждого крыла маленькое оранжево-желтое пятнышко. Гусеницы зеленые с белой продольной полосой на боках, питаются листьями крушины. (Лимонница, или Крушинница) - Крылья однотонно белые с черными жилками. По краям крыльев проходит тонкая черная линия. Чешуйчатый покров слабый, в результате чего крылья самок полупрозрачны. Питается на всех плодовых культурах, а также на дикорастущих кустарниках. (Боярышница) - Эту бабочку назвали так потому, что у самцов верхушки передних крыльев ярко-оранжевые. У самки нет оранжевых пятен. Снизу задние крылья и у самки, и у самца с серо-зелёными полями по белому фону. Обитает на живых изгородях, в садах и на сырых лугах. (Зорька) - Эту бабочку можно узнать по чёрно-жёлтой окраске и «хвостиками» на задних крыльях. Эта крупная бабочка не подпускает человека близко. Её гусеницы ядовиты и имеют яркую предупреждающую окраску. (Махаон) - У этой бабочки «рваные крылья» напоминают сухие листья, на нижней стороне задних крыльев белое пятно в виде буквы «С». Листовидные крылья обеспечивают этой бабочке хорошую маскировку. Обитает в светлых лесах, на живых изгородях и в садах. (Углокрыльница) - Белые или желтоватые бабочки с черным рисунком и глазчатым пятном с красной точкой в центре. Большинство этих бабочек живут в горах, но могут встречаться и на лугах в Томской области. Гусеницы питаются в основном растениями семейства Толстянковые. (Аполлон) - Внешний край крыльев у этой бабочки зубчатый, каждое крыло с одним резким выступом. Крылья сверху кирпично-красные с рядом крупных черных пятен у края разделённых жёлтыми промежутками. У вершины переднего крыла небольшое белое пятно. По внешнему краю крыльев расположен ряд голубых пятен полулунной формы. Питается бабочка на крапиве, хмеле, конопле. (Крапивница) - Цвет бабочки сверху светло-кирпично-красный с чёрными пятнами и белыми пятнами на конце передних крыльев. Нижняя сторона задних крыльев с тёмными и светлыми разводами. (Репейница) - Окраска крыльев у этой бабочки тёмно-коричневая или вишнёво-коричневая. Крылья с широкой светло-жёлтой каймой и рядом синих или голубых пятен перед ней. На переднем крае крыльев по два крупных желтовато-белых пятна. Бабочка осторожна, держится в кронах берез, где развиваются ее гусеницы, и не часто опускается на землю. (Траурница) - Теперь пришло время каждой группе открыть конверты с №3 и полученное название и описание бабочки наклеить под её изображение на зелёный лист.
8) 5 этап нашего исследования «Поэтический». Очень много стихотворений посвящено красавицам - бабочкам. Сейчас мы послушаем, что поэты пишут о бабочках. (Несколько человек, заранее подготовленных, читают стихи о бабочках) А теперь мы предлагаем вам ненадолго вообразить себя поэтами и попробовать составить стихотворение. В конверте №4 возьмите текст и вместо пропусков вставьте нужные слова. Приступаем к выполнению задания. Задание в конверте №4 «Составить стихотворение». Для чего природе (.........) нужны? Мы сейчас об этом вам сказать должны. (.........) они служат птицам и зверькам Ящерицам, земноводным, даже паукам. Также могут бабочки (.........) Чтоб потом образовались из цветков плоды, А для человечества много лет подряд Шелковые нити поставляет (.........). Бабочки природы нашей (.........) В них любовь и сказка, счастье и мечта, Пусть живут и радуют бабочки наш взор, Пусть наполнится их светом весь (....................). (Слова для справок: красота, пищей, земной простор, шелкопряд, опылять цветы, бабочки). - Итак, послушаем, что у вас получилось. (Ребята зачитывают получившиеся стихотворения) - А теперь давайте, ещё раз хором прочитаем это стихотворение, глядя на экран. (По щелчку на экране появляется текст стихотворения) - Какое же значение в природе имеют бабочки?
  • служат кормом для других животных
  • опыляют цветы
  • поставляют шёлковые нити
  • радуют нас своей красотой
9) 6 этап - Охрана бабочек - Что мы с вами можем сделать для охраны бабочек? (По щелчку на экране появляются Правила друзей природы)
  • не ловить бабочек;
  • не рвать цветы, т.к. бабочки питаются их нектаром;
  • беречь редких бабочек;
  • беречь дом бабочек - это леса и луга.

10) 7 этап - завершающий. Оформление буклета «Эти летающие цветы - бабочки!» - На память о нашем небольшом исследовании я предлагаю вам составить буклет «Эти летающие цветы - бабочки!», используя тот материал, который у вас получился. (Ребята составляют буклет по следующему плану: 1. Титульный лист - готовится учителем 2. Легенда о бабочках - готовится учителем 3. Рождение бабочки - готовится учителем 4. Портреты бабочек и их описание - составляют на занятии ученики 5. Поэты о бабочках - дети готовят заранее стихи о бабочках и оформляют на листах 6. Значение бабочек - составляют на занятии ученики 7. Охрана бабочек - составляют на занятии ученики.) (Во время оформления буклета звучит песня-клип «Оглянись вокруг») IV. Итог занятия - Благодарю всех за работу и каждому участнику-следопыту дарю наклейку в виде бабочки. А на память о нашей встрече у нас в классе останется буклет «Эти летающие цветы - бабочки!», который вы можете дополнять интересными фактами, фотографиями, стихами об этих удивительных созданиях. До новых встреч!





Список использованной литературы 1. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. - М.: Сфера, 2001. 2. Бабенко А.С. Насекомые Томской области. - Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2010. - 80 с. 2. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. - М.: Сфера, 2005. 3. Фото бабочек. 4. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд. перераб. и доп. -М. : Аванта +, 1996.




© 2010-2022