- Преподавателю
- Начальные классы
- Система работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников
Система работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юрганова Г.А. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд
Обучать без вреда для здоровья -
это не задача школы, а
обязательное условие её работы!
Н. К. Смирнов (профессор, зав.кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО Минобразования России).
Поступление в школу - серьезное испытание для детей. В первые годы обучения детей в школе важно обращать внимание на особенности условий жизни и деятельности младшего школьника, которые предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его соматическому состоянию, психическим качествам, знаниям и умениям.
В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Слайд В 2010-2011 учебном году, приняв 1 класс и став его классным руководителем, я вместе со школьным врачом изучила и проанализировала медицинские карты первоклассников. Результат был следующим: 35% здоровых детей - это контингент, который необходимо сохранить. Основная масса детей имеет проблемы, связанные с дисланией - 26%, неврологические заболевания - 17%, со зрением - 13% и заболевания опорно-двигательного аппарата - 9%. Это контингент, который необходимо оздоравливать. Слайд До окончания школы ещё далеко, но мои ученики мечтают о том, кем они станут во взрослой жизни. Каждый ребёнок видит себя удачливым и счастливым, здоровым и сильным и мечтает жить долго и счастливо. А что же нужно для осуществления таких мечтаний? Выстроилась определённая система работы, которая позволит сохранить контингент здоровых детей и сформировать элементарные навыки здорового образа жизни. В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома. Слайд Итак, чтобы школьник был здоровым, необходимы:
-
комфортная учебная среда
-
здоровьесберегающие технологии на уроках
-
здоровьеразвивающие внеклассные мероприятия
-
здоровьеформирующие классные часы
-
здоровьеразъяснительная работа с родителями
-
личный пример классного руководителя
Комфортная учебная среда
Здоровьеформирующие классные часы
Здоровьесберегающие технологии на уроках
Здоровый школьник
Здоровьеразвивающие внеклассные мероприятия
Здоровьеразъяснительная работа с родителями
Личный пример классного руководителя
Осуществлять комплекс перечисленных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся гораздо легче учителю начальных классов. Ведь наблюдать, целенаправленно действовать и отслеживать результат своих действий я могу как учитель и как классный руководитель одновременно, используя каждый урок, перемены и внеурочное время. Остановлюсь конкретнее на каждом этапе своей работы с учащимися по формированию здорового образа жизни. Слайд Каждое утро мы начинаем с традиционной утренней зарядки. Специально разработанные комплексы общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение звучат в каждом учебном кабинете и способствуют более быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию. Она помогает школьнику активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Зарядку у меня проводит не физорг и не специально подготовленный ребенок, а дежурный класса. Он - «инструктор». К роли «инструктора» все ребята относятся очень серьезно и ответственно, так как ему предоставляется возможность побыть в роли лидера - личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других. Как все физические упражнения утренняя зарядка укрепляет здоровье школьника, повышает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, содействует формированию правильной осанки. Упражнения в комплексе утренней зарядки разнообразны и используются детьми во время подвижных перемен. Выполняя их, ребята заставляют работать различные группы мышц, развивая при этом силу, ловкость, гибкость. Увеличение двигательной активности в учебное время способствует оздоровлению детского организма.
Слайд В нашем классе созданы условия комфортной учебной среды, он укомплектован ростомерной мебелью (индивидуальные парты-конторки), имеется зрительный тренажер (овал-восьмёрка, змейка разного цвета), раз в месяц дети меняются рядами с целью смены угла зрения, в классе имеется зона отдыха - диван, на котором дети могут передохнуть даже во время урока. Уроки проводятся в режиме смены динамических поз с применением ростомерной мебели и использовании офтальмотренажёра. То, что я нахожусь на правильном пути подтвердила реакция детей, которые с восторгом восприняли возможность постоять на уроке, поглазеть по сторонам. (технология В.Ф. Базарнова). Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья невозможна без особого комфортного психологического климата. Я как классный руководитель изучаю факторы, влияющие на невротические нарушения для того, чтобы предупредить их, а также для того, чтобы строить работу с детьми таким образом, чтобы не допустить перегрузки и переутомления в учебной деятельности, учитывать психофизиологические особенности детей, наладить дружеские отношения с ними, не допустить неуспеваемости. Слайд Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы
- потягивание
- встряхивание руками
- зевота
- закрывание глаз
- подпирание головы
- остановившийся взгляд
- ненужное перекладывание предметов
- разговор с соседом
- увеличение количества ошибок в ответах
- не восприятие вопроса
- задержка с ответом
- частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Слайд Для того, чтобы снять напряжение, усталость, повысить у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке использую прием эмоциональных разрядок: шутки, улыбки, использование юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. Кроме этого для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках провожу физминутки, используя физические упражнения, для разных частей туловища («хомка», «буратино», «рубка дров» и т.п.). Для снятия напряжения зрения применяю зрительную гимнастику. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.
Слайд Я максимально стараюсь работать над созданием благоприятного психологического климата как в учебном процессе, так и на внеклассных мероприятиях: провожу нестандартные уроки, организовываю множество игровых моментов, применяю личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, обеспечиваю индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Слайд Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
- опрос учащихся
- письмо
- чтение
- слушание
- рассказ
- рассматривание наглядных пособий
- ответы на вопросы
- решение примеров, задач и др.
Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через - учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Слайд И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Педагогика сотрудничества - рассматриваю как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Технологии развивающего обучения (ТРО) строю на плодотворных идеях Л.С.Выготского, о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения «Школа 2100» под редакцией профессора Н.Г.Петерсон. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используя разноуровневые задания. Слайд Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению психологического климата в классе и активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Но работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям только на уроках для сохранения и укрепления здоровья детей недостаточно. Слайд В учебно-воспитательном процессе должны иметь место и здоровьеразвивающие, и здоровьеформирующие мероприятия, а также классные часы. Во второй половине дня мои дети находятся в группе продленного дня. Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе, прогулки, занятия по интересам, спортивные состязания действуют в течение всего дня, гармонично сочетаясь с учебными занятиями, способствуя непрерывности работы по сохранению и укреплению здоровья. Часто использую одно из средств здоровьесберегающей педагогики - проведение мероприятий на свежем воздухе (оздоровительные силы природы). Такие мероприятия, как пешие экскурсии в осенний лес, лыжные прогулки, познавательный час «Обними свое дерево», «День семейного отдыха», активизируют интерес детей к познанию самих себя, воспитывают любовь к окружающему миру, благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья. Много положительных эмоций вызвали у ребят * экскурсии и походы с выездом в город:
- поход в детский игровой комплекс
- экскурсия в краеведческий музей
- экскурсия в музей Пожарной части
- экскурсии в выставочный зал
- походы в цирк и на театрализованные представления
- поход в террариум
- экскурсия в соляную пещеру
- поход на детскую игровую площадку
- поход на зимнюю горку
- поход на площадь Победы
- ОФП
- ритмическая гимнастика
- футбол
- в ДЮСШ № 2 - каратэ, греко-римская борьба
- шахматы
- кружок «Умелые ручки»
- школа искусств (танцевальная студия, студия ИЗО)
- музыкальная школа №12
- здоровый ребёнок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем, владеющий навыками отдыха и социальной безопасностью, понимающий ценность здоровья.
- субъект своей деятельности, умеющий ставить цель, планировать свою деятельность, ответственно выполнять её;
- творческий ребёнок, проявляющий способности в различных видах деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!