Система работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд

Обучать без вреда для здоровья -
это не задача школы, а
обязательное условие её работы!
Н. К. Смирнов (профессор, зав.кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО Минобразования России).


Поступление в школу - серьезное испытание для детей. В первые годы обучения детей в школе важно обращать внимание на особенности условий жизни и деятельности младшего школьника, которые предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его соматическому состоянию, психическим качествам, знаниям и умениям.
В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Слайд В 2010-2011 учебном году, приняв 1 класс и став его классным руководителем, я вместе со школьным врачом изучила и проанализировала медицинские карты первоклассников. Результат был следующим: 35% здоровых детей - это контингент, который необходимо сохранить. Основная масса детей имеет проблемы, связанные с дисланией - 26%, неврологические заболевания - 17%, со зрением - 13% и заболевания опорно-двигательного аппарата - 9%. Это контингент, который необходимо оздоравливать. Слайд До окончания школы ещё далеко, но мои ученики мечтают о том, кем они станут во взрослой жизни. Каждый ребёнок видит себя удачливым и счастливым, здоровым и сильным и мечтает жить долго и счастливо. А что же нужно для осуществления таких мечтаний? Выстроилась определённая система работы, которая позволит сохранить контингент здоровых детей и сформировать элементарные навыки здорового образа жизни. В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома. Слайд Итак, чтобы школьник был здоровым, необходимы:

  • комфортная учебная среда

  • здоровьесберегающие технологии на уроках

  • здоровьеразвивающие внеклассные мероприятия

  • здоровьеформирующие классные часы

  • здоровьеразъяснительная работа с родителями

  • личный пример классного руководителя

Комфортная учебная среда



Здоровьеформирующие классные часы

Здоровьесберегающие технологии на урокахСистема работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьниковСистема работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Система работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников




Здоровый школьник



Здоровьеразвивающие внеклассные мероприятия

Здоровьеразъяснительная работа с родителями

Система работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьниковСистема работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьниковСистема работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников



Личный пример классного руководителя















Осуществлять комплекс перечисленных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся гораздо легче учителю начальных классов. Ведь наблюдать, целенаправленно действовать и отслеживать результат своих действий я могу как учитель и как классный руководитель одновременно, используя каждый урок, перемены и внеурочное время. Остановлюсь конкретнее на каждом этапе своей работы с учащимися по формированию здорового образа жизни. Слайд Каждое утро мы начинаем с традиционной утренней зарядки. Специально разработанные комплексы общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение звучат в каждом учебном кабинете и способствуют более быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию. Она помогает школьнику активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Зарядку у меня проводит не физорг и не специально подготовленный ребенок, а дежурный класса. Он - «инструктор». К роли «инструктора» все ребята относятся очень серьезно и ответственно, так как ему предоставляется возможность побыть в роли лидера - личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других. Как все физические упражнения утренняя зарядка укрепляет здоровье школьника, повышает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, содействует формированию правильной осанки. Упражнения в комплексе утренней зарядки разнообразны и используются детьми во время подвижных перемен. Выполняя их, ребята заставляют работать различные группы мышц, развивая при этом силу, ловкость, гибкость. Увеличение двигательной активности в учебное время способствует оздоровлению детского организма.
Слайд В нашем классе созданы условия комфортной учебной среды, он укомплектован ростомерной мебелью (индивидуальные парты-конторки), имеется зрительный тренажер (овал-восьмёрка, змейка разного цвета), раз в месяц дети меняются рядами с целью смены угла зрения, в классе имеется зона отдыха - диван, на котором дети могут передохнуть даже во время урока. Уроки проводятся в режиме смены динамических поз с применением ростомерной мебели и использовании офтальмотренажёра. То, что я нахожусь на правильном пути подтвердила реакция детей, которые с восторгом восприняли возможность постоять на уроке, поглазеть по сторонам. (технология В.Ф. Базарнова). Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья невозможна без особого комфортного психологического климата. Я как классный руководитель изучаю факторы, влияющие на невротические нарушения для того, чтобы предупредить их, а также для того, чтобы строить работу с детьми таким образом, чтобы не допустить перегрузки и переутомления в учебной деятельности, учитывать психофизиологические особенности детей, наладить дружеские отношения с ними, не допустить неуспеваемости. Слайд Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частую смену позы
  • потягивание
  • встряхивание руками
  • зевота
  • закрывание глаз
  • подпирание головы
  • остановившийся взгляд
  • ненужное перекладывание предметов
  • разговор с соседом
  • увеличение количества ошибок в ответах
  • не восприятие вопроса
  • задержка с ответом
  • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.






Слайд Для того, чтобы снять напряжение, усталость, повысить у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке использую прием эмоциональных разрядок: шутки, улыбки, использование юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. Кроме этого для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках провожу физминутки, используя физические упражнения, для разных частей туловища («хомка», «буратино», «рубка дров» и т.п.). Для снятия напряжения зрения применяю зрительную гимнастику. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.
Слайд Я максимально стараюсь работать над созданием благоприятного психологического климата как в учебном процессе, так и на внеклассных мероприятиях: провожу нестандартные уроки, организовываю множество игровых моментов, приме­няю личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные зада­ния разных типов и уровней, обеспечиваю индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Слайд Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Слайд Не нужно забывать о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке:
  • опрос учащихся
  • письмо
  • чтение
  • слушание
  • рассказ
  • рассматривание наглядных пособий
  • ответы на вопросы
  • решение примеров, задач и др.
И, наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Слайд Большое внимание при сохранении и укреплении здоровья младших школьников на уроках уделяю работе по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающее обучение

Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через - учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Слайд И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Педагогика сотрудничества - рассматриваю как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Технологии развивающего обучения (ТРО) строю на плодотворных идеях Л.С.Выготского, о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения «Школа 2100» под редакцией профессора Н.Г.Петерсон. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используя разноуровневые задания. Слайд Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению психологического климата в классе и активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Но работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям только на уроках для сохранения и укрепления здоровья детей недостаточно. Слайд В учебно-воспитательном процессе должны иметь место и здоровьеразвивающие, и здоровьеформирующие мероприятия, а также классные часы. Во второй половине дня мои дети находятся в группе продленного дня. Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе, прогулки, занятия по интересам, спортивные состязания действуют в течение всего дня, гармонично сочетаясь с учебными занятиями, способствуя непрерывности работы по сохранению и укреплению здоровья. Часто использую одно из средств здоровьесберегающей педагогики - проведение мероприятий на свежем воздухе (оздоровительные силы природы). Такие мероприятия, как пешие экскурсии в осенний лес, лыжные прогулки, познавательный час «Обними свое дерево», «День семейного отдыха», активизируют интерес детей к познанию самих себя, воспитывают любовь к окружающему миру, благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья. Много положительных эмоций вызвали у ребят * экскурсии и походы с выездом в город:

  • поход в детский игровой комплекс
  • экскурсия в краеведческий музей
  • экскурсия в музей Пожарной части
  • экскурсии в выставочный зал
  • походы в цирк и на театрализованные представления
  • поход в террариум
  • экскурсия в соляную пещеру
  • поход на детскую игровую площадку
  • поход на зимнюю горку
  • поход на площадь Победы
Слайд Спортивно-оздоровительная деятельность служит ключевым инструментом организации досуга детей в группах продленного дня, что во многом определяет устойчивость к социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. В нашей школе созданы прекрасные условия для удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности. Каждый ученик моего класса посещает либо спортивную секцию, либо кружок, либо учреждения дополнительного образования:
  • ОФП
  • ритмическая гимнастика
  • футбол
  • в ДЮСШ № 2 - каратэ, греко-римская борьба
  • шахматы
  • кружок «Умелые ручки»
  • школа искусств (танцевальная студия, студия ИЗО)
  • музыкальная школа №12
Слайд В группе продлённого дня действует кружок «Умелые руки». Посещение кружка «Умелые руки», способствует развитию фантазии, изобразительных навыков, мелкой моторики руки, сохранению психического здоровья, развитию уверенности в собственных силах. Слайд Ребята участвуют в подготовке и показе театрализованных представлений. Их зритель - учащиеся школы, родители, воспитанники детского сада. Данный вид деятельности способствуют сохранности душевного здоровья детей, развитию творческих и артистических возможностей. Слайд На территории школы находится оздоровительный комплекс «Водный мир». Почти весь класс посещает бассейн. Это позволяет моим детям заниматься более редким видом спорта - плаванием. Систематические занятия плаванием способствуют укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Этот курс имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное значение. Слайд Поскольку вопросы здоровьесбережения у нас выходят на первый план, то в нашей школе был создан кабинет ЛФК. Лечебная физическая культура используется для профилактики и лечения различных заболеваний. В кабинете ЛФК занимаются ребята с нарушениями, выявленными при профилактическом медицинском осмотре детей. Кроме занятий на тренажерах с детьми проводится дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж. Ребята с удовольствием посещают эти занятия и с нетерпением ждут очередной встречи со своим любимым руководителем Надеждой Афанасьевной Вторушиной. Слайд На основании городской программы «Здоровейка» нашими учителями начальных классов была разработана подпрограмма классных часов для обучающихся 1-4 классов по ЗОЖ, которая успешно реализуется всеми нашими педагогами. На таких занятиях я применяю разнообразные формы работы: беседы, коммуникативные занятия, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, театрализованные инсценировки и т. п. Знакомлю ребят с основными приемами укрепления физического и душевного здоровья, с правилами предупреждения развития вредных привычек. Обучающиеся учатся давать первичную оценку своего самочувствия, настроения, поведения, учатся использовать приемы саморегуляции и коррекции психической деятельности, противостоять отрицательным влияниям социальной среды. Были проведены классные часы с рассмотрением вопросов здоровья: «Учимся, как быть здоровыми, сильными, крепкими, красивыми и ловкими», «Враги нашего здоровья», «Стражи нашего здоровья», «Аптека в лесу и на кухне», «Нам простуда не страшна, лучший доктор - холодная вод» и др. Занятия по программе «Здоровейка» помогают не только дать детям понятия здорового образа жизни, но и выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни. Важнейшим условием эффективности оздоровительных воздействий является их постоянный характер. Для младших школьников значительный интерес представляют спортивные соревнования, конкурсы, обладающие развивающим, оздоровительным эффектом. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе. Ребята принимают активное участие в совместных делах с представителями других классных коллективов. Наш коллектив не пропускает ни одного мероприятия: везде участвует и достигает неплохих результатов. Слайд Учащиеся моего класса с удовольствием принимают участие в школьных, городских, областных и международных конкурсах и соревнованиях. В 2010 году семья моей ученицы Стопоревой Александры участвовала в городском конкурсе «Дочки-матери», награждена грамотой за участие, , 6 человек от класса приняли участие в городском конкурсе школьных проектов «СУЭК-КУЗБАСС»: моя Компания, мой Город», а ученица Черникова Анна с проектом «Люди, на плечи, которых опираются целые горы», получила поощрительный приз, сотовый телефон, от шахты им. 7 ноября, и была награждена Дипломом участника, все участники награждены подарочными наборами от компании «СУЭК-КУЗБАСС». Слайд Ребята участвовали в городских соревнованиях «Снежинка», «Веселые старты», «Грация» (ритмическая гимнастика), «Большая скакалка», «Одиночная скакалка», «Кожаный мяч» и др. А наш Мясоедов Михаил сдал нормы ГТЗО и будет награжден значком, грамотой и ценным подарком - спортивным костюмом и кроссовками. Слайд Третий год участвуем в Международном инновационном проекте для младших школьников - «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ - 2011/2012г.). Имеем сертификаты участников, 6 человек из 20 участников заняли 1 место по математике и информатике в общем рейтинге участников, а в командной игре - 27 место (из 538 команд). Слайд Каждую неделю работаем с «Первоклассной газетой» с целью обучения детей умению работать с информацией, чтобы потом использовать её при выполнении различных заданий в этой же газете. Благодаря, проделанной работе дети стали более раскрепощёнными, повысился уровень их познавательной активности и учебной мотивации, дети стали эмоционально уравновешеннее и увереннее в собственных возможностях. Совместная деятельность с городскими службами также способствует формированию здорового образа жизни младших школьников. Слайд Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка. Что стоит за ним», «Причины и последствия детской агрессии». На собрании провожу анкеты, даю памятки, анализируем ситуации, постоянно говорю, что пример родителей имеет большое значение, даю консультации: какие упражнения выполнять чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, посадка во время подготовки домашних заданий, знакомила с комплексом физминуток, знакомила родителей с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма. Слайд Родители принимают активное участие в жизни класса, оказывают помощь в проведении классных мероприятий: пишут сценарии, берут на себя роль ведущего, выступают в роли спонсоров (призы, подарки, грамоты, памятные сувениры) для своих детей, оказывают помощь при проведении Дней здоровья, фотографируют, снимают видеофрагменты из жизни класса. Таким образом, например, они возложили на себя ответственность за проведение традиционных праздников - «День рождения класса», праздника «Прощание с 1 классом», «Здравствуй, второй класс!», «Дни именинников», праздничных дискотек. Проводились такие совместные игры: «Мама, папа, я - спортивная семья», Дочки - матери», «Устами младенца», «Счастливый случай». Сколько прекрасных, добрых дел сделано, интересных событий произошло и веселых минут пережито нашими детьми, в нашем любимом классе! «Веселые старты», праздничные чаепития, увлекательные конкурсы для детей и родителей, спектакли, песни, танцы, стихи, экскурсии, походы в театры, кино, выпускаемые газеты детьми (иногда с участием родителей), совместные родительские собрания - все это сплотило и сдружило ребят, родителей и меня, как классного руководителя. Мы стали одной дружной семьей. Взрослые и дети стали лучше понимать, любить и уважать друг друга. Таким образом, считаю, что необходимо обучать детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, подражая взрослым, демонстрирующим здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что наши учащиеся будут более здоровыми и развитыми не только духовно, интеллектуально, но и физически. Во время совместных занятий сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно как детям, так и родителям. Как классный руководитель, кроме создания разного рода условий для сохранения, укрепления здоровья и формирования ЗОЖ, я стараюсь показывать собственный положительный пример: веду здоровый образ жизни, занимаю активную жизненную позицию, всегда в форме, настроена на позитив и мой класс очень похож на меня в этом отношении. Мы дружно участвуем во всех общешкольных мероприятиях спортивного, творческого и интеллектуального характера. Таким образом, можно сделать вывод о том, что созданные в классе условия по сохранению и укреплению здоровья, по формированию навыков ЗОЖ у младших школьников, являются достаточно эффективными. Сегодня я могу сказать, что я сумела сохранить здоровье детей. Ни один показатель здоровья пока не снизился. *Благодаря моей целенаправленной работе как классного руководителя по воспитанию и развитию у детей потребности к здоровью и здоровому образу жизни, даже при неизбежном воздействии на здоровье детей многих отрицательных факторов, состояние здоровья учащихся остаётся относительно стабильным, отношение к здоровью становится более осознанным. Сохраняется контингент здоровых детей, не увеличивается количество ребят с заболеваниями органов зрения и опорно-двигательного аппарата. Количество учащихся класса, занимающихся в основной физкультурной группе имеет плавающую динамику, но не превышает исходные данные. Слайд Хочется надеяться, что Выпускнику начальной школы будет соответствовать:
  • здоровый ребёнок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем, владеющий навыками отдыха и социальной безопасностью, понимающий ценность здоровья.
  • субъект своей деятельности, умеющий ставить цель, планировать свою деятельность, ответственно выполнять её;
  • творческий ребёнок, проявляющий способности в различных видах деятельности
Слайд Всё это, выше сказанное, является результатом систематизации работы по сохранению и укреплению здоровья, а именно комплексный подход к проблеме учителя-предметника и классного руководителя, который легче осуществлять учителю начальных классов. А ведь формирование ЗОЖ и профилактика заболеваний, более актуальны и значимы пока детский организм растёт и формируется. Поэтому мы, учителя начальных классов, не имеем права бездействовать, мы должны использовать любую возможность сохранить здоровье и предупредить заболевание. А закончить свое выступление мне хочется такими словами: «Здоровье так же заразительно, как и болезнь». «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой я буду стремиться на протяжении всей своей педагогической деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!























































© 2010-2022