Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Место курса в структуре ООП НОО УО
Факультативный курс «Край, в котором мы живём» носит интегрированный характер, в центре изучения - проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. Данный курс интегрируется с уроками окружающего мира, внеклассной деятельностью класса и первой ступени школы.

Программа курса «Край, в котором мы живём» согласуется с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) ОУ. Курс адресован для 3-4 классов (8-10 лет).

Режим занятий: продолжительность курса всего 68 часов, 3 кл. - 34 часа, 4 кл. - 34 часа (1 час в неделю) 1 занятие в неделю. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. В программе факультатива «Край, в котором мы живём» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции, патриотических чувств по отношению к родному краю:

  1. Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желание учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
  2. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
  3. Изучение родного края способствует активизации учебно- познавательной деятельности детей, что ведёт к развитию познавательных способностей каждого ребёнка.
Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации - справочниками и учебными пособиями, картами, фото - иллюстрациями, художественной литературой, электронными энциклопедиями, сайтами.
  1. Цель программы: воспитание экологической культуры юных забайкальцев, патриотизма, развитие способностей каждого ребёнка, через формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде родного края.
  2. Дидактические принципы, которые вошли в основу разработки содержания программы .

· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.

  1. Новизна и теоретическая значимость программы заключается:
  • в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
  1. Отличительные особенности программы в рамках первого периода дети получают знания о:
  • природных сообществах;
  • правилах поведения в природной среде;
  • причинах создания охраняемых территорий;
  • причинах исчезновения некоторых растений и животных;
  • о географическом положении края.
В рамках второго периода:
  • об основных достопримечательностях города, Края;
  • о коренных народах края, о их ремёслах;
  • факторах экологического риска.
Переход с одного этапа на другой осуществляется с учётом личности ребёнка. Курс «Край, в котором мы живём» способствует:
  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому и настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.
  1. Требования к результатам

В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностными результатами изучения курса является:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; приобретет способность к самооценке,
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; Выпускник получит возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край,
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему, планировать свою деятельность во внеурочное время, высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
  1. Способы учёта проверки результативности:
  • тесты;
  • выставки;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • учебно-исследовательские конференции;
  • участие в школьных, районных, краевых краеведческих конференциях.

  1. Методы и приемы:
  • диалоги; элементы дискуссий, беседы;
  • игры-практикумы; исследовательские проекты
  • проблемные ситуации, технология проблемного диалога;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • драматизация;
  • технология продуктивного чтения
  1. Формы проведения:
  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
  • экскурсия; поездка, поход;
  • практическое занятие, викторина, консультация;
  • встречи с участниками исторических событий;
  • защита проектов- конференции
  • эксперименты;
  • деловые игры
  1. Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска. Карта Забайкальского края, таблицы экологических связей, гербарии растений, термометры, муляжи, фильмы: «Запасы зверей», «Заповедник», «Жизнь под водой», «Вода и её использование», иллюстрации растений, животных, достопримечательностей города и края,










© 2010-2022