Урок литературы во 2 классе «Обобщающий урок по устному народному творчеству»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по устному народному творчеству.

Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

1. Образовательная:

  • закрепить понятия об устном народном творчестве;

  • поговорить о жанрах: "загадки", "пословицы", "скороговорки", "небылицы", "считалки", "потешки", "сказки", "былины";

  • обучающая: систематизация, обобщение и закрепление знаний;

2. Развивающая:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

  • развитие грамотной устной речи;

  • формирование навыков выразительного чтения

  • развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность;

  • : развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичные выступления, отвечать на вопросы, анализировать текст, обосновывать свое мнение);

3. Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

  • воспитание нравственных качеств.

  • формировать умение работать сообща.

Ход урока.

Орг момент. Псих.момент.

- Здравствуйте ребята.

- Посмотрите на своё рабочие место , все намести все в порядке книжка, ручка и тетрадка.

Учащие начинают урок.

Уч-к. Удобно ли, вам, гости дорогие?

Уч-к. Всем ли удобно?

Уч-к. Всем ли видно?

Уч -к. Всем ли слышно?

Уч -к. Всем ли места хватило?

Уч-к. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Уч-к. В тесноте да не в обиде.

Уч-к. Давно мы вас ждали, поджидали, урок без вас не начинали.

Уч-к. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Уч-к. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Уч-к. Любезные гости, мы сегодня собрались в избе-горнице, чтобы обобщить все то, что узнали на наших уроках об устном народном творчестве. О его жанрах, о красоте народного языка.

Опрос .

Как сказали ребята мы сегодня обобщим знания по теме устное народное творчество. И отправимся в путешествие. Но сначала ответим на такие вопросы.

- Кто является создателем этого вида творчества? (Народ.)
- Почему этот вид искусства называется устным?
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(Русские народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, частушки.)

- нужно выбрать какой жанр относится к устному народному творчеству, и объяснить, что это такое.

Закличка - обращение к явлением природы.

Прибаутка - это маленькая песенка напоминающая сказку но не связана с игрой.

Потешка - песенки сопровождающие игры забавы с малышами.в которых учат ходить или выполнять действия пальцами, руками, ножками.

Небылица - шуточное стихотворение устного народного творчества, в котором описанные события не могли произойти в жизни.

Пословица -краткое мудрое изречение, которое наставляет и поучает людей.

Считалочка - рифмованный стишок для установление порядка, очереди в проведении детской игры.

- мы отправляемся в путешествие по устному народному творчеству.

. Работа в группах. (учащие отгадывают жанры устного народного творчества, звучит

музыка)

1 потешка.

2. потешки.

3. закличка.

4. пестушка.

Угадай сказку .

- что такое сказка?

- Какие сказки бывают?

- на какие части делится сказка?

1. «Жил мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький - Доченька,- говорит мать, - мы пойдём на работу, береги брата. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась» (гуси лебеди)

2. «Испугались они ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка, за бабку спряталась, курочка на печку взлезла, а мышка под печку схоронилась» (у страха глаза велики).

3. «Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

- В ней только в баню ходить.

Средний сын развернул рубашку, глянул царь и сказал:

- В ней только на скотном дворе работать.

Дошла очередь до младшего брата. Развернул он свою рубашку, изукрашенную златом и серебром, хитрыми узорами. Царь взглянул:

- Ну, вот эта рубашка -в праздник надевать.»

4. « -Не верю, не верю, что ты такого вора и разбойника спас!

- за ним охотники гнались, я его пожалел и в мешок спрятал.

- Не веррю! Не веррю! Покажи, как спрятал!

Велел мужик волку в мешок залезать и сверху веревкой завязал.»

Физминутка.

Дети собирались гурьбой и затевали игры подвижные, водили хороводы, считалки придумывали!

Что такое считалка? (Короткие рифмованные стихи для определения ведущего или распределения ролей в игре). Относится она к жанру устного народного творчества? Почему? Какие вы знаете считалки? (Ответы детей. Например: Мы решили поиграть. Так кому же начинать? 1-2-3- начинаешь ты! Учащийся, которому выпало водить, встает в центр круга, он показывает движения, остальные повторяют. (Слайд 11)

«Закончи пословицу».

(работа в группе)

- есть начало пословицы, а вы должны ее закончить.

  • Труд человека кормит, а … (лень портит)

  • Новых друзей наживай - ( а старых не забывай)

  • Одна у человека мать - (одна у человека и Родина)

  • Кто много читает - (тот много знает)

  • Родина краше солнца, - (дороже золота)

  • Не трудится, так и - (хлеба не добиться)

  • Хлеб да вода - (богатырская еда)

Человек без людей - (что дерево без листьев)

Загадки

1.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

2.

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)

3.

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

4.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)

5.

Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)

6.

Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)

Тест. (самостоятельная работа)

1.фолклор это -

А) произведение которые написаны давно.

Б) короткие произведения с занимательным сюжетом

В) устное народное творчество.

2. Определи к какому произведению относится «Белая вата, плывёт куда-то»

А) закличка

Б)загатка

В) пословица

3. Какому народу принадлежит сказка « Лиса и муравей»

А) русскому

Б) казахскому

В) нанайскому

4. Выбери правильное утверждение.

А) Айога была очень красивой девочкой.

Б) Айога всегда помогала матери.

В) Айога превратилась в утку.

5. Как называется сказка в которой лиса всех обманула

А) лиса и муравей

Б) лиса со скалочкой

В) чудесная шуба.

6. Как называется это произведение «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

А) пословица

Б) считалка

В) скороговорка.

Подведение итогов.

- выбери закончи предложения.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Сегодня я сумел…


© 2010-2022