- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Риторике
Рабочая программа по Риторике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щаулова Д.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РИТОРИКА
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ФГОС начального общего образования второго поколения, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- учебнику «Риторика » авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева М: БАЛАСС, 2013
- Федеральным компонентом образовательного стандарта для начального общего образования по риторике в образовательных учреждениях;
- примерной программе начального общего образования по риторике (базовый уровень).
Общая характеристика курса
В программе каждого класса выделяются два блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о
- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных
умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Место курса «Риторика» в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» во 2 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Формы контроля и оценки планируемых результатов. В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -публичные выступления ребёнка; -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; -иллюстрирование, выразительное чтение; -сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. -решение риторических задач; -знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время) Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
- характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
- определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях
- продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел
Тема
Количество часов
1.
Общение. Наука риторика.
-
Что такое успешное общение. (1 ч)
-
Наука риторика. (1 ч)
-
Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) - кому (адресат) что (содержание высказывания) (1 ч)
3
2.
Как мы говорим.
-
Темп. Громкость. (1 ч)
-
То же слово, да не так бы молвить (тон речи). (1 ч)
-
Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. (1 ч)
-
Говорящий взгляд. (1 ч)
4НАУКА РИТОРИКА
3.
Учусь слушать.
-
Мы слушаем - нас слушают. (1 ч)
-
Сигнал принят, слушаю! (1 ч)
-
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. (1 ч)
-
Слушаем, как говорят. (1 ч)
-
Слушаем на уроке, слушаем целый день! (1 ч)
5
4.
Вежливая просьба.
-
Вежливая просьба. (1 ч)
-
Скрытая просьба. (1 ч)
2
5.
Учусь читать и писать.
-
О чём нам говорит шрифт. (1 ч)
-
Рисунки, иллюстрации,таблицы, схемы…(1 ч)
2
6.
Текст.
-
Тема, основная мысль, заголовок. (1 ч)
-
Повторение пройденного материала. (1 ч)
-
Опорные слова. (1 ч)
3
7.
Пересказ.
-
Подробный пересказ. (1 ч)
-
Краткий пересказ. (1 ч)
-
План. (1 ч)
3
8.
Вежливый отказ.
-
Согласие или отказ(1 ч)
-
Отказывай, не обижая.Ответы на отказ. (1 ч)
2
9.
Типы текстов.
-
Типы текстов (1 ч)
1
10.
Рассуждение
-
Рассуждение.Примеры в рассуждении. (1 ч)
-
Ссылка на правило, закон. (1 ч)
-
Точные и неточные объяснения. (1 ч)
3
11.
Описание
-
Описание, признаки предмета. (1 ч)
-
Описание в объявлении,загадки-описания, сочини загадку. (1 ч)
2
12.
Невыдуманный рассказ.
-
Было или придумано, части рассказа. (2 ч)
-
Хочу вам рассказать. (1 ч)
-
Чему мы научились на уроках риторики? (1 ч)
4
Всего
34
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/
п
Тема урока
Кол- во ча-сов
Обучающая цель
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Сроки
предметные
результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
Личност-ные
результаты
план
факт
ОБЩЕНИЕ. НАУКА РИТОРИКА (I часть - 17 часов)
1
Что такое успешное общение.
1
Объяснить, что такое успешное общение. Показать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.
Знания: Познакомятся с учебником
Умения: научатся объяснять значение речи, общения в жизни людей
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Коммуникативные: Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Моделиро-вать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависи-мости от условий общения
2
Наука риторика.
1
Знакомство с наукой риторикой, обсуждение ее значения для
общения; значение риторических умений.
Знания: познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками.
Умения: научатся анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: использовать общие приёмы решения учебно-практических задач.
Коммуникативные
Оценивать соответствие высказывания речевой ситуации, в частности его адресату. Создавать устные высказывания, учитывая адресата высказывания.
Высказы-ваться о значении языка и речи в жизни людей
3
Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) - кому (адресат) что (содержание высказывания)
1
Знакомство с общением как процессом
взаимодействия людей, в котором есть две стороны.
Знать: что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.
Уметь: анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи в зависимости от того, кто говорит (пишет) - кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
самостоятельно контролировать использование правил речевого общения в школе, в классе, со сверстниками; выслушивать ответы одноклассников.
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
КАК МЫ ГОВОРИМ
5
Темп. Громкость.
1
Знакомство с темпом как средством
выразительности устной речи; громкостью как средством выразительности уст-ной речи; с тоном как одним из средств выразительности устной речи.
Знания: научатся называть несловесные средства общения.
Умения:
определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения
Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные:
объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Использо-вание несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях
6
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
1
Соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего
7
Настроение, чувства и тон говорящего.
1
Передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.
8
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
1
Называть дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
9
Мы слушаем - нас слушают.
1
Воспринимать слушание как вид речевой деятельности; Называть участников слушания: адресат и адресант; Объяснять значение слов, называющих разные виды слушания; Объяснять цели слушания; роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания; Принимать роль внимательного слушателя
Знания: научатся называть словесные и несловесные сигналы (средства)
Умения: пользоваться приемами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии на слух текстов и т.д.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения
Познавательные: Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.
Коммуникативные:
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.
Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях
10
Сигнал принят, слушаю!
1
11
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
1
Выделять непонятное при слушании, в тексте.
12
Слушаем, как говорят.
1
Слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты.
13
Слушаем на уроке, слушаем целый день!
1
Слушать, понимать и запоминать устную речь.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
14
Вежливая просьба.
1
Знакомство с просьбой как этикетным речевым жанром,
Знания: научатся называть речевые формулы вежливой просьбы Умения: оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики
Регулятивные:
применять установленные правила в планировании способа решения
Познавательные:
объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Коммуникативные: моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения
Уместное употребление средств выражения просьбы.
15
Скрытая просьба.
1
Знакомство с отличием просьбы от требования и мольбы, со средства-ми вежливого выраже-ния просьбы.
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
16
О чём нам говорит шрифт.
1
Познакомить с вариантами оформления текста на письме.
Знания: научатся объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах.
Умения: анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.
Регулятивные:
реализовывать устные и письменные высказывания
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные:
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
Анализировать тактич-ность речевого поведения в семье
17
Рисунки, иллюстрации,таблицы, схемы…
1
Связь оформления и смысла текста.
ТЕКСТ (II часть - 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
18
Тема, основная мысль, заголовок.
1
Познакомить с отличием текста от набора предложений. Знакомство с заго-ловком, отражающим тему текста.
Знания: научатся определять тему и основную мысль текста; выделять опорные слова в тексте.
Умения: Составление текста по ключевым словам.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
Осозна-вать разнообра-зие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения
19
Повторение пройденного материала
1
Повторение пройденного материала
20
Опорные слова.
1
Подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;
Выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
Определять тему текста по опорным словам;
Создавать текст на основе опорных слов.
ПЕРЕСКАЗ
21
Подробный пересказ.
1
Обучение подробному пересказу.
.
Знания: знакомство с планом-оглавлением.
Умения: пересказывать текст подробно;
реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.
Регулятивные: пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа
Познавательные: осуществлять смысловое чтение, составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.
Составлять план текста для пересказа.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях
22
Краткий пересказ.
1
Обучение краткому пересказу
23
План.
1
Обучение составлению плана к тексту.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
24
Согласие или отказ.
1
Знакомство с согласием или отказом как воз-можными ответами на просьбу
Знания: знакомство со средствами, смягчающими отказ.
Умения: оценивать корректность речевого поведения.
Регулятивные:
выбирать действия в ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.
Познавательные:
использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе.
Коммуникативные:
строить этикетный диалог: просьба-согласие-ответ на согласие; просьба-отказ-ответ на отказ.
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоцио-нально-нравствен-ная отзывчи-вость
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ.
1
Знакомство со средствами, смягчающими отказ: вежливыми словами, объяснением причины отказа, обещание выполнить просьбу впоследствии, соответствующими мимикой, жестами, то-ном.
ТИПЫ ТЕКСТОВ
26
Типы текстов
1
Знакомство с разными типами текстов -
повествованием, описанием, рассуждением.
Знания: Знакомство с разными типами текстов.
Умения: различать повествование, описание, рассуждение;
объяснять, чем они отличаются
Регулятивные:
формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
Осозна-вать разнообра-зие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.
РАССУЖДЕНИЕ
27
Рассуждение.
1
Знакомство с текстами простейших рассуждений.
Знания: Знакомство с объяснительно-доказательной частью рассуждения.
Умения: определять задачу рассуждения: объяснить, доказать; различать точные и неточные рассуждения.
Регулятивные:
уместно пользоваться изучен-ными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях
28
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
1
Формирование потребности доказывать, объяснять, высказывать свое мнение.
29
Точные и неточные объяснения.
1
ОПИСАНИЕ
30
Описание, признаки предмета.
1
Знакомство с текстами простейших описаний.
Знания: Знакомство с понятием о тексте описания, его отличительных признаков.
Умения: сочинять загадку, в основе которой лежит описание
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
Анализировать тактич-ность речевого поведения в семье
31
Описание в объявлении,загадки-описания, сочини загадку.
1
Познакомить с объявлением, в основе которого описание. Учить составлять объявления данного типа. Знакомство с особенностями загадок, включающих признаки предметов
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
32
Было или придумано, части рассказа.
2
Познакомить со структурой невыдуманного рассказа.
Знания: Знакомство с понятием о невыдуманном рассказе, его структуре.
Умения: составлять невыдуманные рассказы о себе, о своих близких.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.
Познавательные: при выполне-нии некоторых заданий осозна-вать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и окружающих
Объяснять правила вежливого поведения
33
Хочу вам рассказать.
1
Учить составлять невыдуманные рассказы о себе, о своих близких.
34
Чему мы научились на уроках риторики?
1
Проверять себя и свои знания по предмету, оценивать свои достижения.
-
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно - методический комплект
по риторике
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева
Детская риторика. В рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса
2013
БАЛАСС
Список учебно - методической литературы
по риторике
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева
Уроки риторики. 4 класс. Методические рекомендации для учителя
2011
БАЛАСС