Статья Современные технологии в начальном образовании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М. Б. Павленко

МКОУ Подгоренская СОШ, Россошанский район.

Современные технологии начального образования



В современном мире обучение становится главным показателем грамотности, возможности и успеха каждого человека. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей (познавательных и творческих), что должно обеспечить адаптацию к жизни в современном обществе. С изменением требований общества к подрастающему поколению изменяется и характер преподавания учебных предметов. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня различные виды образовательных технологий. [1, c. 4] Что же такое технология образования? Это такое построение деятельности педагога, в которой все действия представлены в определённой последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Работа педагога - это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Каждый педагог разрабатывает свою технологию, даже если в ней есть элементы заимствованной технологии. При этом он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В данной работе поверхностно рассмотрены некоторые технологии, а также более полно раскрыта мною тема применения информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании. [2, c. 53] Традиционная технология обучения обеспечивает систематическую, упорядоченную подачу учебного материала с оптимальными затратами времени, высоким эмоциональным фоном при массовости обучения. Но при таком построении учитель ориентируется на среднего ученика, что мешает развитию детей с более высоким познавательным уровнем; ни все учащиеся за урок могут получить необходимую долю внимания и помощи. [4, c. 10] При развивающем обучении построение учебной деятельности основывается на развитии каждого учащегося, самостоятельном постижении знаний, при этом вы­рабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, па­мять, воля. Обес­печивается переход от неосознаваемой деятельности к осозна­ваемой, дети должны выполнить задания, решения которых они не знают. Учитель постоянно побуждает ученика анализи­ровать свои собственные мыслительные действия, за­поминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. [4, c. 30] Обучение основанное на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практи­ческих задач в создающихся для этого проблемных си­туациях называется проблемным. Учащиеся самостоятельно ищут решение, а учитель лишь помогает ученику. Перед учащимися ставят задание, которое должно соответствовать интеллектуаль­ным возможностям учащегося и решение которого сформирует необходимые знания, умения и навыки. Дети учатся мыс­лить логично, научно, творчески; знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство уверен­ности в своих возможностях. Проблемное обучение занимает много времени, поэтому оно широко не применяется. [4, c. 51] Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Учитель должен в совершенстве управлять действиями каждого ученика. При технологии модульного обучения педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю­щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять процессом обучения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. [4, c. 78] Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности. [4, c. 43] Технологий обучения множество. В статье описано несколько технологий, которые наиболее знакомы, удобны мне в процессе работы с детьми. Все технологии могут чередоваться и сочетаться в процессе изучения предмета. Одним из важных направлений развития совре­менного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсив­ной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значи­мость приобретают вопросы информатизации образования. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. [3, c. 6] Компьютеризация обучения - это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники. Информатизация обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Компьютеризация - это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности и принципы обучения, будет выбирать оптимальный ее вариант. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, коллектива, досуговой среды. Компьютер используется как: - источник учебной информации; - наглядное пособие; - тренажер; - средство диагностики и контроля. [3, c. 21] Можно как активно применять уже готовые обучающие компьютерные программы (серия «Кирилл и Мефодий»), так и создавать собственные мультимедийные презентации в программах Роwег Роint и Мimiо для преподавания разных дисциплин. Также существует программа MapKit_1-4, которая позволяет точнее диагностировать качество полученных знаний учащихся. Использую на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности информационно-коммуникативные технологии. Уроки провожу с использованием компьютера, интерактивной доски, проектора. Применяю обучающие программы серии «Кирилл и Мефодий», «Мир информатики». Для демонстрации использую методические разработки, презентации, видео- и аудио записи. Учитывая разный уровень знаний учащихся подбираю разноуровневые задания на ПК. Применяю на уроке компьютерные тесты, что позволяет мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала, детям повысить интерес к изучению предмета. Многие виды моей деятельности основываются на игре, так как игра - является интересной детям младших классов. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Уверена, что использование ИКТ может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно - воспитательный процесс. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУНов, но я должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Информационная культура учащихся начальных классов - это неотъемлемая часть результата их образования.


Список литературы 1.Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемные структуры. - М., 1990. 2.Немов Р. С. Психология образования. Кн. II. М.: Просвещение, 1994. 3.Полат Е. С. Компьютерные телекоммуникации - школе. - М., 1995. 4.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

© 2010-2022