Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШТворческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШТворческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШТворческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ

Окружная образовательная выставка

«Переход на новые ФГОС: опыт, результаты, проблемы»

Номинация: Обновление содержания образования





































































Автор:

Колесникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»

с. Целинное

2013 г.Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШТворческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШТворческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ







Творческая работа



Развитие критического мышления

учащихся через письмо и чтение

средствами УМК «Перспективная начальная школа»











Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ





























Перечень модулей


  1. Наименование опыта

  2. Адрес опыта.

  3. Условия возникновения опыта, его становление.

  4. Актуальность темы.

  5. Теоретическая база.

5.1. Методологические принципы концепции технологии критического мышления через письмо и чтение.

5.2. Понятие «критическое мышление».

5.3. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)

5.4. Модель урока в технологии РКМЧП.

5.5. Приёмы технологии ТРКМЧП.

  1. Технология опыта.

  2. Результативность.

  3. Адресная направленность.

  4. Трудоёмкость.

  5. Список литературы и информационных ресурсов.

  6. Приложения.






1.Наименование опыта

«Развитие критического мышления учащихся через письмо и чтение средствами УМК «Перспективная начальная школа». Автор опыта: Колесникова С. Н., стаж работы 22 года, учитель высшей квалификационной категории. 2.Адрес опыта Работаю учителем начальных классов в МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2». Школа находится в селе Целинном, Целинного района, Алтайского края. В школе активно работает психологическая служба, оказывая помощь ученикам, родителям, учителям. Школа имеет свой сайт, который можно найти по адресу: digfoot.3dn.ru/
3. Условия возникновения опыта, его становление. С 2011 года все школы начали обучать первоклассников в соответствии с новыми образовательными стандартами. В 2013-2014 году по новым стандартам буду работать и я. И уже сегодня, у меня должен быть свой проверенный арсенал технологий, форм и методов обучения. Мой педагогический стаж составляет более 20 лет, четвертый год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея комплекта - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Изучив технологию критического мышления, я пришла к выводу, что она отвечает идеи УМК «Перспективная начальная школа» и позволяет реализовать основные концепции нового стандарта. И осуществить главную задачу современной системы образования «научить детей учиться».

4.Актуальность темы С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает деятельностный подход к обучению, это вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Критическое мышление есть мышление социальное. Работая в русле критического мышления, учитель уделяют большое внимание выработке таких качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, учебный процесс приближается к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Считаю, что даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей. Цель данной работы: показать использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа» для обеспечения возможностей общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: - апробировать методику и содержание технологии развития критического мышления; - показать возможности технологии развития критического мышления учащихся в овладении умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания.

5. Теоретическая база. 5.1.Методологические принципы концепции технологии критического мышления через письмо и чтение За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. Теоретико - методологической основой концепции технологии РКМЧП для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Особенности концепции • Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. • Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми. • Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. • Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. • Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщённые предложения, типа «Учителя не понимают детей», «Молодёжь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «часто». Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

5.2.Понятие «критическое мышление» В настоящее время существует множество определений критического мышления. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом, думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991) и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker 1994). Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». По мнению М.В. Кларина критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). (Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994). Авторы данной технологии предлагают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»). Один из авторов технологии РКМЧП Д.Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.
По определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление - «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [Johnson, 1985]. Брюшинкин В.Н. пишет: «Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: 1) эмпирический уровень - критическая проверка фактов; 2) теоретический уровень - критическая проверка теорий; 3) метатеоретический уровень - критическая проверка норм и ценностей» [Брюшинкин, 2003]. «Одна из основных черт критического мышления - непременное наличие трансцендентальной рефлексии, требующей от мыслящего субъекта самоотчета в том, для какой из функций сознания мышление используется: для ценностной ориентации, для познания или поиска средств достижения цели» [Калинников Л.А., 2003]. «Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» [Сорина Г.В., 2003]. «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [Федотовская Е.И., 2005]. «Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [Халперн Д., 2000]. Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники. Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества» [Cit. from: Ruminski, and Hanks, 1997]. «Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления» [Ноэль-Цигульская Т.Ф., 2000]. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д.

5.3Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997 года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт - сайт международного журнала «Перемена». Данная технология является общепедагогической, надпредметной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Сущность технологии Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Образовательные результаты:
  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

5.4 Модель урока в технологии РКМЧП
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Базовая модель («Вызов - Реализация смысла - Рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Структура технологии стройна и логична.

Технологические этапы 1стадия 2 стадия 3 стадия Вызов -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: -получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения.
Функции трех стадий технологии развитие критического мышления
Стадия Функции Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Задачи: • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; • пробуждение интереса к изучаемой теме; • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; • побуждение ученика к активной деятельности. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах, прежде всего, их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем вопросы. Учитель может предложить ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно), записывать в одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? и т. д.), а со временем ученики сами без помощи учителя смогут сформулировать простые и сложные вопросы. В процессе знакомства с содержанием художественного произведения на уроке (особенно, если речь идет о ярком сюжетном тексте) школьники с помощью вопросов, которые формулируют учитель и они сами, ищут ответы в самом произведении, оперируя цитатами и текста. В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов. Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Задачи: • активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания. Стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии. Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают учащимся альтернативные источники информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Задачи: • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • выработка собственного отношения к изучаемому материалу; • выявление еще непознанного; • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). Значение стадии рефлексии: Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются: - активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе; - развитие навыков общения; - идея ценности личности; - подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; - соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.
5.5 Приёмы технологии ТРКМЧП


С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя - введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке - закрепление материала, проверка усвоения знаний. Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Методические приёмы учебной работы в технологии развития критического мышления Тип урока Работа с информационным текстом Работа с художественным тестом Взаимообучение Урок-исследование Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм Осмысление Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Рефлексия Возвращение к кластеру Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам Сводная таблица Предсказание

  1. Технология опыта

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе по УМК «Перспективная начальная школа» позволяют мне сделать работу более эффективной, интересной и творческой, а главное - результативной. Позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм. 7.1 Проектирование и анализ урока по педагогической технологии РКМЧП. Цели: - знакомство с принципами проектирования и анализа урока по ТРКМЧП в сопоставлении с технологией традиционного обучения (ТО); - подготовка к самостоятельному проектированию и аспектному самоанализу урока в рамках ТРКМЧП. Проектирование урока - это процесс обдумывания и создания модели учебного занятия, отраженный в плане и конспекте, составленном учителем.

Основные этапы проектирования урока по технологии традиционного обучения. 1. Определение места данного урока в системе уроков по изучаемой теме (разделу). 2. Формулирование темы урока. 3. Определение образовательных, воспитательных и развивающих целей урока (триединая дидактическая цель - ТДЦ). 4. Выбор типа урока. 5. Отбор учебного материала и соотнесение его с особенностями и возможностями класса. 6. Выбор методов и приемов работы в соответствии с целями, типом урока и своеобразием класса. 7. Определение структуры урока, создание его плана и конспекта.

Схема конспекта урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Проектирование урока в соответствии с принципами технологии РКМЧП.


1. Определение уровня индивидуальных предпочтений и возможностей учителя: - знание особенностей технологии, владение приемами ее освоения;

- соотнесение принципов педагогической технологии с личным профессиональным опытом и собственным видением образовательного процесса и его конечных результатов;

- наличие необходимых условий для систематического (эпизодического) освоения образовательной технологии (в частности, наличие или отсутствие необходимых технических средств; адекватная учебная нагрузка; возможность создать необходимое количество раздаточного материала и т.д.); - желание вести педагогический поиск вообще и в определенном направлении - в частности. 2. Оценка возможности и целесообразности использования технологии в целом или отдельных приемов на уроке данного учебного предмета по конкретной теме. 3. Учет своеобразия состава учащихся класса: - каков уровень сформированности критического мышления, ведущих общеучебных умений и ключевых компетенций; - в чем состоит специфика адаптации педагогических приемов для учащихся такого возраста и уровня развития. 4. Постановка целей и определение задач урока. Проектируя урок, вне зависимости от избранной технологии, учитель определяет, чему дети должны научиться, какие качества предполагается развивать и воспитывать у школьников на этом учебном занятии. Технология РКМЧП уделяет особое внимание когнитивным (познавательным) педагогическим целям (в соответствии с классификацией Б.Блума):

  1. знание (употребляемых терминов, конкретных, фактов, понятий);
  2. понимание (изученных фактов; интерпретация материала);
  3. применение (использование понятий в новых ситуациях);
  1. анализ (проведение разграничений между фактами и мнениями, причинами и следствиями);
  2. синтез (написание творческой работы, составление плана исследования);
  3. оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и др.)
5. Отбор приемов построения урока с учетом своеобразия класса (см. п.3) и ориентации на коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между учителем и учениками. 6. Выбор и подготовка текстов. 7. Создание заготовок, схем, карт индивидуальных и групповых карточек, другого дидактического материала. 8. Построение плана урока в соответствии с базовой моделью технологии РКМЧП. 9. Написание конспекта урока с учетом планируемой деятельности учащихся и координирующей ролью учителя.

Схема конспекта урока Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методические рекомендации Конечно, может быть использована и привычная схема конспекта урока , и любая другая, привычная для учителя. Анализ урока - это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

Анализ урока
1) комплексный (полный) 5) аспектный (целевой) 2) системный (единый) 3) оценочный (краткий) 4) структурный (поэтапный) 1) 1)Комплексный (полный) - многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще - серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности. 2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров. 3) Оценочный (краткий) - это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного ( «+») и отрицательного ( «-» ) в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»). 4) Структурный (поэтапный) - выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров). 5) Аспектный (целевой) - рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др. В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, но все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

Технология ТО

Схема структурного (само)анализа урока. Класс Тема урока Тип урока, его структура (этапы) 1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками. 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока). 3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения. 4. Отбор содержания. Форм и методов обучения в соответствии с целями и задачами урока. 5. Главный этап урока, его характеристика. 6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока). 7. отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями. 8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами). 9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему). 10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Технология РКМЧП


Аспектный (целевой) (само)анализ урока в соответствии с принципами технологии РКМЧП. 1. Общая характеристика класса в аспекте сформированности критического мышления, общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. 2. Определение места урока в системе (его связь с предыдущими и последующими уроками раздела, всего курса, а также с другими учебными предметами), специфика и уникальность данного урока. 3.Оценка потенциала темы урока для реализации целей и задач РКМЧП. (Умение определять и формулировать цели и задачи каждого урока обнаруживает системный подход в педагогической деятельности учителя, поэтому в любом анализе урока этому пункту уделяется особое внимание.) 4. Соотнесение конкретной модели данного урока с общей базовой моделью урока технологии РКМЧП. 5. Мотивация отбора учебного материала, выбора методов, средств и педагогических приемов (в соответствии со своеобразием темы, поставленными целями и особенностями класса). 6. Оценка деятельности учащихся на уроке (ее разнообразие по формам; самостоятельность школьников, активность, креативность, заинтересованность и др.) 7. Общая оценка результатов урока, причин успехов и неудач. 8. Определение дальнейшей перспективы деятельности. (См. приложение №1 «Презентация технологии РКМЧП») и (Приложение №2 «Проект урока с применением технологии РКМЧП») и (Приложение № 3 «Методы и приёмы РКМЧП»)

  1. Результативность.
Диагностика уровня умственного развития детей По результатам мониторинга развития критического мышления учащихся в нашем классе, за один учебный год на 16% повысился высокий уровень успешности учащихся, на 10% - средний уровень и уменьшился на 6% низкий уровень успешности.

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Э. Ф. Замбицявичене

3 класс




4 класс

Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ

Соотношение уровня развития мышления школьников в 3 и 4 классе Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ Известно, что высокий уровень мотивации учебной деятельности обеспечивает стабильно высокое «качество знаний» обучающихся по всем предметам учебного плана. Школьным психологом ведётся изучение школьной мотивации детей нашего класса. В течение года у учащихся повысилась учебная мотивация на 21 %, и на 10 % снизилась низкая мотивация.

Диагностика школьной мотивации (авт. Н.Г.Лусканова) учащихся


Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ

Опросник «Мой класс»

(Результаты опроса учеников 4Б класса) По результатам опросника мой класс - 84% учащихся нравится учиться в нашем классе.



Творческая работа РКМЧП средствами УМК ПНШ

Предметные олимпиады

На протяжении четырех лет мои ученики являются участниками и призерами школьных олимпиад по русскому языку и математике, окружающему миру. На уровне района принимает участие группа из учеников, чаще всего 4 класса, поэтому другие ребята не имеют возможности проявить свои способности на предметных олимпиадах муниципального уровня. Но успешно принимают участие в заочных конкурсах различного уровня: в международном дистанционном конкурсе ЭМУ-Эрудит, дистанционном предметном конкурсе Специалистов проекта «Эрудит-марафон учащихся», в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» занимали призовые места на уровне школы.

В 3 классе по русскому языку приняли участие 8 учащихся, по математике - 7 учащихся, по окружающему миру - 9 . Результат: 1 место - Морозова Полина (окружающий мир), 3 место -Березовский Миша (математика), , 3 место - Голихина Лена (русский язык), 2 место - Бельских Сергей (математика), 3 место- Морозова П. (русский язык).

В 4 классе по русскому языку приняли участие 8 учащихся, по математике - 7 учащихся, по окружающему миру - 9 , по литературному чтению -8. Результат: 1 место - Морозова Полина (окружающий мир), 3 место -Березовский Миша (математика), 2 место - Бельских Сергей (математика), 3 место- Морозова П. (русский язык), 3 место Морозова П (литературное чтение).

Исследовательские конференции В нашей школе проходит научно-исследовательская конференция младших школьников. Больше всего работ, представленных на конференциях из нашего класса. Мои ученики с удовольствием выбирают сами темы исследования, выдвигают гипотезы, проверяют их на практике, доказывают, ищут, находят. Моя роль организующая и направляющая. 1. Первая научно - исследовательская конференция младших школьников (2009 г) Подготовила 5 человек (1 место, 2 место, сертификаты участников) 2. Вторая научно - исследовательская конференция младших школьников (2010 г) Подготовила 7 человек (1 место, 2 место, сертификаты участников) 3. Научно-исследовательская конференция "Мы - дети XXI века» для средних и старших классов (2010 г.) Подготовила 3 учеников (1 место, сертификат участника) 4. Третья научно - исследовательская конференция младших школьников (2011г) Подготовила 6 человек (1 место - исследовательский проект, 1 место - социальный проект, 1 место - творческий проект, 2 место - исследовательский проект, сертификаты участников) 5. Научно-исследовательская конференция "Мы - дети XXI века» для средних и старших классов (2011г.) Подготовила 2 учеников (2 место, сертификат участника). 6. Четвёртая научно - исследовательская конференция младших школьников (2012г) подготовила 8 учеников (1 место - исследовательский проект, 1 место - социальный проект, 2 и 3 место - исследовательские проекты, сертификаты участников).

Участие детей в других конкурсах проектов Название конкурса, год Название работы Место проведения Результат Детский исследовательский проект 2010 г. Проект «Кто делает неправильный мёд?» Портал «Дети 66.ru» участник Фестиваль детского творчества «Звезды нового века» Проект «Кто делает неправильный мёд?» 2011 г. Международный фестиваль Лауреат Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Откуда на стол хлеб пришёл», 2009г Фестиваль «Портфолио»
Диплом Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» «Пчёлы. Какие они?
Продукты пчеловодства», 2010 г Фестиваль «Портфолио» Диплом Первый обучающий конкурс исследовательских работ учащихся « Начало» «Влияние органических удобрений на рост, развитие и урожайность томатов» 2012 Сеть творческих учителей. 1 место Детский интернет-конкурс виртуальных экскурсий «Мир вокруг» «Храм нашего села» 2013 г. Сеть творческих учителей 3 место Конкурс исследовательских работ «Я - исследователь», 2010г. «Откуда на стол хлеб пришёл» Край, АКДЭЦ Диплом лауреата Конкурс исследовательских работ «Я - исследователь», 2011 г «Познакомьтесь с первоцветами моего сада», «Как сэкономить средства семейного бюджета за счёт коммунальных услуг», «Кто делает неправильный мёд?», «Интересные соседи бобры», «Значение разнообразного питания» Край, АКДЭЦ

3 Лауреата, 2св-ва участника

8. Адресная направленность
Мой опыт по работе «Развитие критического мышления учащихся через письмо и чтение средствами УМК «Перспективная начальная школа» может быть использован студентами педколледжей и пединститутов для изучения данной темы; учителями, желающими совершенствовать эффективность своей работы над формированием универсальных учебных действий.

9. Трудоёмкость.

Для обобщения данного опыта необходимо изучить психолого - педагогическую литературу, опыт известных методистов и учёных по данной теме; уметь выбрать главное и приемлемое для работы в конкретном своём классе; найти свои пути решения проблемы данной темы; провести системную работу, показать результативность своей работы по выбранной теме, всё оформить. На практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.


10. Список использованной литературы

  1. Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5-7.

  2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003 - 179с.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

  4. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

  5. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.

  6. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - 126с.

Информационные ресурсы

kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm - Информационный банк современного учителя

sites.google.com/a/1927.org.ru/frolova-e-e/metodiceskie-razrabotki/razvitie-kriticeskogo-myslenia-cerez-ctenie-i-pismo - Сайт учителя Е. Е. Фроловой

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib - Сайт Сеть творческих учителей. ТРКМ - технология развития критического мышления


© 2010-2022