Урок изобразительного искусства в нетрадиционной технике рисования (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок изобразительного искусства. 2 класс.
Тема: Чем и как работают художники.
Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.
Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: Урок - сказка.
Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.
  2. Формировать понятия «граттаж», «аквариум».
  3. Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.
  4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.


Оборудование для учителя:
Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»; Словарные слова; Аквариум с рыбкой; Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»; Книга «Сказки А.С.Пушкина»; Открытки «Пёстрый мир аквариума».
Материалы для детей:
Заготовка листов в технике граттаж; Деревянные палочки для процарапывания; Цветовые карточки настроения.

Ход урока:
I ОРГ момент (настрой детей).
Здравствуйте, ребята, Мальчишки и девчата! Рада встретиться я с вами, Верю, станем мы друзьями, Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите, Тогда, вас уверяю, Мы очень много нового, полезного узнаем!
- Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.) - У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.) - А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.) - Я вижу, у вас прекрасное настроение.( А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек - делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.
- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.) - Я сейчас это проверю.
Кисти, краски и бумагу На уроке этом надо. (Рисование)
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

II Введение в тему урока.
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. (Рыба)
- Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.) - А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)
В замке был весёлый бал, Музыканты пели, Ветерок в саду качал Лёгкие качели. В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду Золотая рыбка. И кружились под луной, Точно вырезные, Опьянённые весной Бабочки ночные. Пруд качал в себе звезду, Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка.
- И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой) - А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото) - Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс - французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы»), а также русские писатели и поэты - к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина) - Может, кто - то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)
- Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём - то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)
Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками - рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.
- Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.) III Сообщение целей урока.
- Цель нашего урока: нарисовать волшебных рыбок - подружек нашей золотой рыбки, а раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.
IV Знакомство с новой техникой.
- Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж) - Иными словами - процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение)
- Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется. - Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах. - Ребята, мы с вами художники, которые только - только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий - я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)
V Физкультминутка. - Где живёт золотая рыбка? (В море) - Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего) - Когда ветра нет, море какое? (Спокойное) - Давайте представим себе, что мы - великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе. - Садитесь, пожалуйста.
VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)
- Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)
- Но ведь есть что - то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)
- Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.(Учитель показывает этапы рисования на доске)
- У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами.
- По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат - это жабры.
- Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком.
- Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения.
- Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде.
- Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях. - Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя) - Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.
VII Физкультминутка. Рыбки весело играют В синей солнечной воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. - Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.
VIII Закрепление этапов рисования.
- Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя) - Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике. - Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.
IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)
X Выставка работ.
- Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок - подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.
- О, чудо! Что же у нас получилось? - А как называется общий дом для рыбок? - Может, вам поможет загадка!?
На окне стеклянный пруд, Но рыбачить не дают. (Аквариум)
(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)
- Аквариум - это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово. - У кого есть аквариум дома? - Чего в аквариуме не хватает? - Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.
(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)
- Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)
XI Итог урока. Рефлексия.
- А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.
Запись голоса: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! Теперь мне не будет скучно! До новых встреч!
Хоть не видели её Музыканты бала, Но от рыбки, от неё Музыка звучала. Чуть настанет тишина, Золотая рыбка Промелькнёт, и вновь видна Меж гостей улыбка. Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так светло и зыбко, От того, что там, в пруду Золотая рыбка.
- Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко. - А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений) - Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу? - Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание) - Что нового узнали? - Были ли у вас затруднения в работе? - Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?


© 2010-2022