Рабочая программа по курсу Экскурсионная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 1387»


125466, г. Москва, Соколово-Мещерская ул., д. 27. E-mail: [email protected] Телефон, факс: (499) 401-9996 sch1387.mskobr.ru/ ОКПО 88415387

ОГРН 5087746281255

ИНН/КПП 7733672292/773301001

Программа кружка

«Экскурсионная деятельность»

Учитель начальных классов

Иванова О.П.


2015 - 2016 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Экскурсионная деятельность» Программа экскурсионной деятельности составлена с целью привлечения интереса учащихся к истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края. Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания. В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
  • воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
  • практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
  • здоровьесбережение;
  • развитие общего кругозора и эрудиции;
  • жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются - не позднее 16 часов);
  • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
  • системный, плановый характер;
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
  • учебно - тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно - технический цикл);
  • воспитательные (духовного цикла, художественно - эстетического цикла, экологического цикла, военно - спортивного цикла, гражданско - патриотического цикла);
  • экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы. Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.

Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.

  • Задачи:
    - овладение навыками самостоятельного наблюдения;
    - расширение образовательного пространства;
    - активизация познавательной деятельности;
    - развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;
    - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
    - развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;
    - развитие воображения;
    - развитие коммуникативных способностей;
    - формирование и развитие эстетического вкуса;
    - формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;
    - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.

Экскурсия - это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. В нашей школе различают учебные (тематические) и развивающие экскурсии. По срокам реализации программа рассчитана на все время обучения ребенка в школе, 1 раз в неделю. Объектом изучения являются жизнь Москвы во всех направлениях, художественно-производственные промыслы Московской и прилегающих областей. После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя свой прирост в знаниях. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся - приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа. Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания. Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии. Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков. Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям: - экскурсии по истории Москвы (пешеходные экскурсии по истории Москвы); - автобусные экскурсии с посещением музеев; - экскурсии по архитектуре Москвы и ее пригородов (1 - 2 дневные туры) и других городов России; - экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы; - экскурсии по искусствоведческой тематике; - экскурсии по военно - исторической тематике; - экскурсии в древние русские города и монастыри; - экскурсии на производство; - экскурсии по природоведческой тематике; - экскурсии для самых маленьких. Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.) Ребята возвращаются из поездок пополнившими багаж своих знаний, полными восторга и радости, получившими массу впечатлений! Экскурсионные поездки, имеют не только познавательный характер, но и помогают ребятам лучше узнать друг друга и сплотиться.























ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Общеразвивающая экскурсионная программа,
реализуемая во 3 классе
«От древности до наших дней»

Сентябрь: «Мир искусства»

Место проведения: Третьяковская галерея

Тема экскурсии: «Знакомство с музеем»

Задачи: - развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких

деталей, переключение внимания;
- развитие воображения;
- формирование и развитие эстетического вкуса;

Октябрь: «Окружающий мир или мир, в котором я живу»

Место проведения: Дарвиновский музей

Тема экскурсии: «Как приручили животных»

Задачи: - овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;

Ноябрь: «Профильная»

Место проведения: Политехнический музей

Тема экскурсии: «Завязать узелок на память» (Возникновение счета)

Задачи: - расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;

Декабрь: «В копилку интересных знаний»

Место проведения: Фабрика елочных игрушек

Тема экскурсии: «История возникновения елочной игрушки»

Задачи: - формирование и развитие эстетического вкуса;

- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких

деталей, переключение внимания;
- развитие воображения;

Январь: «Приобщение к прекрасному»

Место проведения: Театр

Тема экскурсии: «Сказочное путешествие»

Задачи: - расширение образовательного пространства;
- развитие мотивации личности к творчеству и познанию
- развитие воображения;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;

Февраль: «Мир профессий и ремесел»

Место проведения: Центр народных промыслов

Тема экскурсии: «Жили - были»

Задачи: - формирование и развитие нравственных качеств личности:

трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;

Март: «Мы живем и учимся в Москве»

Место проведения: Государственный исторический музей

Тема экскурсии: «В гостях у древних москвичей»

Задачи: - - формирование и развитие гражданского самосознания,

формирование патриотизма, в т.ч. локального

- овладение навыками самостоятельного наблюдения

Апрель: «День космонавтики»

Место проведения: Планетарий

Тема экскурсии: «Колыбель космонавтики»

Задачи: - расширение знаний учащихся об окружающем мире

- знакомство с планетами нашей Галактики

- активизация познавательной деятельности

Май: «Поход по местам боевой славы»

Место проведения: Мемориал у Вечного огня

Тема экскурсии: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Задачи: - Провести возложение цветов.

Рассказать о судьбе солдат и офицеров восковой части,

тех кто не вернулся с войны…



© 2010-2022