Программа «Веселый комочек»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт»

Организационно-методическое отделение



Программа «Веселый комочек»

Веселый комочек

Программа

по развитию мелкой моторики рук

у детей 5-10 лет через лепку из пластилина и соленого теста


Семенихина С.В.,

методист организационно -методического отделения

Белоярский

2010 г.

Утверждаю:

Директор БУСО ХМАО-Югры

«Центр социальной помощи

семье и детям «Горизонт»

___________________В.М. Вовк

«________»____________ 20 г.



Программа разработана Семенихиной Светой Викторовной, методистом организационно-методического отделения БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт». Программа рассчитана на детей 5-10 лет (дошкольного, младшего школьного возраста и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию). Программа раскрывает организацию и содержание работы по социальной реабилитации и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста через лепку из пластилина и теста. В программе систематизирован и распределен материал по лепке у детей дошкольного и младшего школьного возраста через кружковую работу. Программа рассчитана на один год обучения. Данная программа предназначена для педагогов (воспитателей) дополнительного образования в образовательных учреждениях и специалистов учреждений социального обслуживания по работе с семьей и детьми при реализации программ отдыха, оздоровления и социальной реабилитации. К программе прилагается перспективно-тематическое распределение программного содержания и конспекты занятий.





СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка ……………………………………………………..4

  2. Цели и задачи …………………………………………………………….....7

  3. Организация и содержание работы по развитию мелкой моторики рук

у детей с дошкольного возраста через лепку……………………… … …11

  1. Список литературы ……………………………… ……… … ……………17

  2. Приложение ………………………………………………………………..18





1 Пояснительная записка



В законе Российской Федерации об образовании большое внимание уделяется развитию психических процессов ребёнка, формированию базиса личностной культуры. Новый закон об образовании Российской Федерации предоставил возможность каждому региону, каждому учреждению, работающему с детьми, найти свой путь в решении вопросов, связанных с воспитанием, образованием и развитием детей. В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды творческой деятельности. Поэтому проблема развития у детей творческих способностей стала актуальной в наши дни. Особое развивающее воздействие на речь ребёнка и развитие творческих способностей у детей оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Как свидетельствуют исследования отечественных физиологов Бехтерева, Кольцовой, Исениной, развитие тонкой моторики пальцев способно улучшить произношение многих звуков. Систематически занятия по развитию мелкой моторики рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития движения ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию обшей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Лепка один из видов художественной деятельности. Она является ведущим способом развития мелкой моторики руки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со времен детства. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Тесто - это материал, из которого легко и приятно полепить и совместить приятное с полезным - испечь вылепленные фигурки и полакомиться ими с двойным удовольствием. Проще всего использовать самое обычное кулинарное тесто. Но дети любят экспериментировать, поэтому можно попробовать лепить из солёного и заварного теста. Особенности дошкольного возраста обуславливаются необходимостью подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, проигрыванием. В силу возрастных особенностей ребенок легко включается в игру, увлекаясь придумыванием образа. Лепка дает удивительные возможности моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Так игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организуется настоящий диалог с игрушечным персонажем. Можно говорить о том, что занятия по лепке - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Занятия по лепке позволяют уточнять уже усвоенные знания, расширять их, применять первые варианты обобщения, позволяют дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувственно оценивать и созидать красоту.











































2 Цель и задачи Цель программы: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через лепку из пластилина и теста. Формирование речевой активности.

Задачи: Образовательные:

  1. Учить детей умениям и навыкам лепки из пластилина и теста, экспериментировать с разным природным и бросовым материалом.
  2. Учить расписывать вылепленные из соленого теста игрушки.
  3. Учить детей умению связно говорить.
Развивающие:
  1. Развивать воображение, образное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.
  2. Обучать различным видам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.
  3. Развивать память, речь.
Воспитывающие:
  1. Воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение).
  2. Воспитывать эстетический вкус.
  3. Воспитывать у детей любовь к произведениям устного народного творчества и народно-прикладному искусству.
Реабилитационные:
  1. Снизить у детей эмоциональное и психическое напряжение.
  2. Снять дезадаптивные проявления (страх, агрессию, самоизоляцию).
  3. Повысить уровень самооценки детей.


Ожидаемый результат:
  • Повысится процент детей с развитой мускулатурой пальцев.
  • Повысится процент детей владеющих разными приемами лепки.
  • Повысится уровень овладения детьми разнообразными видами лепки.
  • Повысится интерес детей к народно-прикладному искусству.
  • Повысится уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми.
  • Сформируются культура общения и навыки взаимодействия друг с другом.
Основные принципы работы:
  1. Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми.
  2. Принцип научности (направлен на познавательную активность при обыгрывании игровых сюжетов).
  3. Принцип ненасилия.
  4. Принцип учета индивидуальных особенностей.
  5. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.
  6. Принцип сотрудничества.


Условия реализации программы:
  1. Наличие необходимого оборудования, предназначенного для занятия лепкой дощечки, стеки, пластилин, салфетки, картон, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, кисточки, природный и бросовый материал. Демонстрационный материал, иллюстрации картин, сюжетные картинки, подбор художественной литературы, картотека игр и упражнений.
  2. Технические средства (магнитофон, аудиокассеты).
  3. Наличие места для оборудования.
  4. Наличие места для детских работ.




Методы и приемы: Приемы организации детей в процессе кружковой работы:
  1. Работа с небольшой группой детей (10 человек).
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Оценка своей работы.
  4. Развитие конструкторских способностей.
Приемы активизации умственной активности детей:
  1. Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.
  2. Выполнение нетрадиционных заданий.
Приемы обучения детей:
  1. Показ или демонстрация способа действия с объяснением.
  2. Использование дидактических средств.
  3. Использование инструкций для выполнения задания.
  4. Пояснение, разъяснение.
  5. Вопросы к детям.


Формы работы: I (по количеству детей): фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. II (по времени): для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - 4 раза в месяц; один раз в неделю; во второй половине дня; продолжительность занятия 25 - 35 минут. Виды лепки: По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку. В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой по смыслу. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия: вазы, тарелки. В комплексной лепке дети, для решения поставленной художественной задачи, комбинируют разные способы лепки.





























3 Организация и содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей через лепку из пластилина и соленого теста



Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижении ребенком определенного возраста. Поделки, выполненные с применением разных способов (конструктивного или комбинированного) довольно непростые. Они требуют, с одной стороны, сложных манипуляций с большим объемом пластичного материала, а с другой - тонких действий с мелкими деталями. Кроме того, при создании такой поделки необходимо распланировать этапы работы. Нужно терпение и время. Пластилин не так пластичен и приятен в лепке, как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Он более доступен, всегда есть в продаже. Современные технологии его производства позволяют получить достаточно пластичный, не липнущий к рукам и не маркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции, что очень радует детей и взрослых. Чтобы пластилиновые поделки сохранить или разрисовать, после лепки их нужно обработать - обвалять в муке (зубной порошок или мел) и оставить на несколько часов, чтобы «присыпка» успела вобрать в себя жир. После такой обработки вылепленные игрушки можно расписывать красками и покрывать лаком. На кружковых занятиях лепкой предлагается детям пластилин разных цветов (оттенков) и видов. Тесто - изумительный по своей доступности и пластичности материал для творчества. Работа с соленым тестом поможет раскрыть творческий потенциал ребенка, научит узнавать свойства теста и умения работать с ним. Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят любой дом или станут прекрасными подарками, изготовленными своими руками. Съедобное тесто. Смешать 500 граммов муки. 0,5 стакана сахарного песка, 1 яйцо. 100 граммов маргарина. 0,5 пачки дрожжей, 1 стакан молока. Вымешать руками до получения мягкого теста. Из этого теста можно лепить ручным способом любые формы: птичек, гусениц, цветы, ватрушки, фрукты, овощи. Выпекать в духовке и угощать гостей. Соленое тесто. Смешать 300 граммов муки, 300 граммов соли, 200 граммов воды и вымешать до получения крутого теста. Полезные советы. Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. Для повышения прочности изделия при замешивании теста с добавками нужно в миске смешать соль с 1 столовой ложкой крахмала и с 1-2 чайными ложками обойного клея. Вымешивать тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. Готовое тесто нужно положить на 1-2 часа в холодильник. Для задуманной композиции иногда бывает не достаточно теста одного цвета. В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания. Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все. Для основных цветов разведите, порошок каждого цвета отдельно в одной чайной ложке воды, хорошо размешивая. Набор инструментов: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для резания теста, фольга, стеки, доска для раскатывания, салфетки из ткани, штампики, рифленые пуговицы, зубочистки, расчески, насадки для кондитерского шприца, рамки, картон цветной, коробочки, цветная пряжа, тесьма.

Сушка готового изделия проходит в комнате, в теплом месте 2-3 дня (солнечные лучи, батарея). Способы лепки: В ходе работы используются следующие способы лепки:

  • конструктивный - образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора;
  • скульптурный - образ создается из целого куска пластилина;
  • комбинированный - способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный;
  • модульный - способ конструирования из одинаковых деталей объемных фигур.
Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и тестом, формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.

Приемы лепки: Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста. Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца руки. «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать. Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности. Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательными пальцами руки. Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки. Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки. Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия. Раскатывание - формирование из куска пластилина « колбасок» путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Разрезание - деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера. Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук. Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия. Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев. Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук. Использование различных приспособлений - для придания особенностей поверхности изделия тех или иных образов (перышки, крылья, шерсть, волнистые линии, надрезы или разрезы) с помощью мелких бытовых предметов. Дополнение образа элементами из разных материалов - для комбинированных поделок (бисер, пуговицы, спички, зубочистки, перья, скорлупа орехов и д.р.). Развитие речи Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Для удобства использования в практической работе в приложении приводятся конспекты занятий с примерным текстом бесед взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Ознакомление с окружающим миром Для занятий подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Соблюдение мер предосторожности при работе с пластилином и бросовым материалом. Для проведения занятия необходимо организовать место для работы: поставить столы там, где нет коврового покрытия, при использовании мелкого бросового материала необходимо пристально наблюдать за работой детей и находиться рядом, после занятия убрать пластилин, бросовый и природный материал в недоступное для детей место.

































Список литературы
  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства М. 1994.
  2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка Л.Искусство 1975.
  3. Кискальт И. «Соленое тесто» М. «АСТ-Пресс» 1998
  4. Лыкова. Лепим, фантазируем, играем М. ООО «ТЦ Сфера»2001.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа М ООО «ТЦ Сфера» 2007.
  6. Святелик З.И. Учим детей лепить: Альбом. Киев, 1989.
  7. Силаева К.В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки» М. «Изд-во «Эксмо» 2003
  8. Усова. Русское народное творчество в детском саду М. «Просвещение» 1961
  9. Халезова. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» М. «Просвещение» 1984
  10. Хананова И.Н. «Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды» М. «АСТ-Пресс» 2008
  11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. М. «Владос» 2001
  12. Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста» М. «Мозайка-Синтез» 2005














Приложение 1

Перспективно-тематическое распределение программного содержания по кружковой работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста через лепку

Содержание по неделям

Задачи

октябрь-ноябрь «Жук на осеннем листочке» Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, 6 ножек). Учить детей способу лепки - сплющивание шара. «Мухомор» Учить детей лепить мухомор из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка.) Показать способ изготовления крапинок для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида «Петя - петушок, золотой гребешок». Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала.

декабрь «Звездочки» Познакомить детей с лепкой из съедобного теста. Учить детей вырезать фигурки при помощи формы, приемом вдавливания. «Снегурочка в длинной шубке» Учить детей лепить снегурочку в длинной шубке из конуса «Дед Мороз принес подарки» Продолжать учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). «Снежная баба» Учить детей лепить образ снежной бабы конструктивным способом

январь «Два жадных медвежонка» Учить детей лепить медвежат конструктивным способом Лепка рельефная в спичечном коробке Учить детей создавать композиции в спичечных коробках - лепить игрушки в колыбельках.
«Чайный сервиз для игрушек». Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару).

февраль «Прилетайте воробушки на кормушку» Учить детей лепить птиц конструктивным способом «Веселые вертолеты» Учить детей лепить воздушный транспорт конструктивным способом, учить крепить с использованием зубочисток, спичек.
Конспект занятия по лепке «Сова и синица». Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. «Наш аквариум» Активизировать применение разных приемов лепки для создания водных растений и рыбок.

март «Цветы- сердечки» Учить детей лепить рельефные фигурки из соленого теста в подарок мамам. «Цветы- сердечки» Учить детей раскрашивать готовые изделия. «Красивый петушок» Рассматривание филимоновской игрушки. Показ лепки петушка комбинированным способом.
«Курочка и петушок».
Продолжить знакомство детей с филимоновской игрушкой как видом народного декаративно - прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса.

апрель
«Курочка и петушок». Учить детей раскрашивать готовые изделия на основе филимоновской игрушки. «Весенние корабли» Продолжить учить детей лепить рельефные композиции. «Звезды и кометы» Продолжить освоение техники рельефной лепки.
«Ушастые пирамидки»
Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка (по выбору)

май Коллективная композиция (сюжетная лепка) «Муха-цокотуха» Закреплять, полученные в течение года, знания детей. Закреплять умения применения разных приемов лепки. Коллективная композиция (сюжетная лепка) «Муха-цокотуха» Закреплять, полученные в течение года, знания детей. Закреплять умения применения разных приемов лепки.



































Приложение 2 Конспекты занятий кружковой работы по лепке Конспект занятия по лепке
Тема: «Мухомор» Задачи: Учить детей лепить мухомор из 4х частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы. Материалы, оборудование: пластилин, стеки, дощечки, салфетки. Картинка с изображением мухоморов. Содержание занятия: Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения «Рассказ грибника»: Этот триб украсил бор. Знают все: он мухомор! Хоть красив собой, прекрасен Не съедобен он. Опасен! Педагог показывает детям изображение мухомора и проводит краткую беседу для уточнения представления о внешнем виде и особых вкусовых свойствах. Дети «разгадывают» смысл слова (мухомор - море мух), подбирают синонимы к слову ядовитый (опасный, не съедобный). Затем воспитатель предлагает детям слепить полянку с мухоморами и оградить её ветками, чтобы никто не собирал. Показывает последовательность и приёмы лепки:

  • Берем кусочек пластилина белого цвета и делаем ножку мухомора - раскатываем валик (цилиндр); лепим «юбочку» для ножки мухомора - раскатываем валик, сплющиваем в ленту, прищипываем оборочку и оборачиваем вокруг ножки;
  • Берём кусочек пластилина красного цвета и лепим шляпку - раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим, маленький мухоморчик, можем оставить шляпку в форме шара; если задумали старый мухомор, изгибаем шляпу полями наружу;
  • Украшаем шляпку белыми крапинками - раскатываем жгутики белого пластилина, разрезаем стекой на много мелких кусочков и прикрепляем на красную шляпку нарядные белые крапины;
  • Соединяем ножку и шляпку; лепим зелёную лужайку, на которой будет расти наш мухомор. Воспитатель помогает советами и вопросами, по необходимости проводится индивидуальная работа.

Конспект занятия по лепке из солёного теста
Тема: «Цветы-сердечки» Задачи: Учить детей лепить рельефные картины в подарок мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Учить лепить сердечки разными способами:1) моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать;2) вырезать стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус. Материалы, оборудование: солёное тесто, картонные заготовки разной формы (круглые, овальные, квадратные) и разного цвета. Основа для рельефных картин, картонные сердечки, бусины, блестки, стеки. Содержание занятия Воспитатель напоминает детям о предстоящем женском празднике и читает стихотворение Шуграевой «Маме»: В горшочек посажу росток. Поставлю на окне. Скорей, росток, Раскрой цветок - Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном Со снежной зимой, Но будет выше С каждым днем Расти цветочек мой.
Когда же по календарю Весны настанет срок, Восьмого марта Подарю Я маме свой цветок. Затем воспитатель предлагает слепить в подарок мамам и бабушкам необычные картины с цветами - сердечками. Уточняет представление детей о том, что означает сердце как художественный символ (любовь, нежность, сердечное отношение). Показывает варианты цветов с элементами - сердечками:
  • Серединка цветка - большое сердечко, лепестки - маленькие круги овалы;
  • Серединка цветка - кружок, лепестки - сердечки;
  • Весь цветок - сердечко, напоминающее бутон или цветок в форме бутона (колокольчик, тюльпан);
  • Все элементы цветка - середина, лепестки и листья - это сердечки разного цвета и размера.
Воспитатель спрашивает, как выглядит сердце - символ (дети рисуют пальчиком в воздухе), и каким способом можно лепить сердечки. Уточняет ответы детей и показывает 2 разных способа. 1-й способ - моделирование формы сердечка пальцами рук:
  • Раскатываем шар или яйцо;
  • Сплющиваем в диск (лепешку);
  • С одной стороны вытягиваем и заостряем;
  • С другой стороны выдавливаем выемку;
  • Прикрепляем пластилиновое сердце к фону.
2-способ - вырезание сердечек стекой:
  • Расплющиваем или раскатываем мягкий ком пластилина;
  • Вырезаем сердечки стекой;
  • Прикрепляем к фону;
Воспитатель ёще раз обращает внимание детей на варианты декоративных цветов с разными элементами (лепестками, листьями, серединками) в форме сердечек. Показывает картонные заготовки для фона - круглые, овальные, квадратные. Предлагает сделать красивые пластилиновые картины с цветами - сердечками. Подсказывает, что вылепленные цветы можно украсить бисером, бусинами, пуговицами, блёстками, а готовые картины оформить рамочками из пластилиновых жгутиков или колбасок. Дети выбирают художественные материалы и начинают лепить пластилиновые картины. Педагог помогает наводящими вопросами, конкретными советами индивидуальным показом (приёмом «рука в руке»); показывает способы обрамления картин тем детям, которые быстро справились с творческим заданием.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» Задачи: Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Поправить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность, инициативность. Материалы и инструменты. Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки, зубочистки, спички, для глаз и носа бусинки, пуговички, бисер; стеки, дощечки, «полянки» из цветного картона. Содержание занятия. Воспитатель загадывает загадку о ежах: «Ползун ползет, иголки везет. Свернулся в клубок - ни головы, ни ног». После беседы о внешнем виде и образе жизни ежей педагог читает детям стихотворение «Ёж колючий» Ёж колючий. Но не злючий! Просто одежонка У ежа из иголок сшита Мастерами тонко. Чтоб при случае, каком Мог он спрятать ножки И свернуться в круглый ком На лесной дорожке. Вот такая одежонка. Чтоб не трогали ежонка. Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки. Спрашивает, как можно сделать иголки. После ответов детей показывает зубочистки, спички и советует использовать их для оформления колючей ежовой «одежки». Затем интересуется, как дети будут лепить ежиков. Обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска: Берем комок пластилина. Раскатываем шар и превращаем его в яичко - впереди уже, сзади шире; Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх. Оформляем колючую шубку ёжика: втыкаем в спинку «иголки», материал для иголок выбираем по своему желанию - семечки, зубочистки, спички; Оформляем мордочку: прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы; Лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика. В конце занятия дети размещают своих ёжиков на «полянках».
Конспект занятия по лепке
Тема. «Жуки на листике» Задачи. Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Материалы, оборудование: пластилин, стеки, спички для ножек, бусинки для оформления, дощечки, картоновые листики. Содержание занятия. Воспитатель читает стихотворение: -Здравствуй, белая ромашка! Здравствуй, в крапинку букашка! Здравствуй, пчелка! Шмель пушистый! Здравствуй, ёлка! Куст душистый! Как живёшь, жучок усатый С чёрной спинкой полосатой? Воспитатель показывает детям изображения нескольких жуков, проводит краткую беседу о внешнем виде, разнообразии некоторых особенностях образе жизни жуков (ползают и летают). Затем педагог демонстрирует детям трех-четырех пластилиновых жуков разной формы. Предлагает подумать, как можно слепить жуков. Уточняет и обобщает ответы детей: -если посмотреть на жуков сверху, можно заметить, что их туловище имеет округлую форму - круглую, овальную или похоже на яйцо. Если посмотреть на жуков сбоку, можно увидеть, что они похожи на маленьких черепашек. Поэтому лепить жуков нужно так, как мы лепим пряник: раскатываем шар или яйцо и слегка сплющиваем снизу (показывает приёмы сплющивания на ладошке и столе). У всех жуков по шесть ножек: слепим их из пластилина или из спичек, зубочисток. Голова маленькая, слегка сплющена, глазки расположены по бокам - их можно сделать из бусинок, бисера. Усы делаем из спичек. Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить жуков. По мере готовности помещаем жуков на картонный листик. В конце занятия воспитатель читает: Букашка черноглазая Головку наклонила, Ромашка желтоглазая Росинкой напоила, Букашечка от радости Так затрещала звонко, Что жук от песни сладостной Стал подпевать ей громко!..
Конспект занятия по лепке из солёного теста
Тема: «Снежная баба» Задачи. Продолжить учить детей создавать выразительные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигуры дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Материалы и оборудование. Соленое тесто; стеки, бусинки для глаз, дощечки. Схематичное изображение снеговика для обучения планированию работы: аппликация из геометрических фигур, основа для поделки из картона. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кого или что можно слепить на улице из мягкого снега? Затем воспитатель читает стихотворение Михайленко «Снежная баба-франтиха»: Снег всю ночь шёл до утра. Вышла утром детвора. Хорошо играть зимой! Бабу вылепим гурьбой. Угольки, морковки, таз Снежной бабе в самый раз. Руки в боки лихо- Модница-франтиха! Воспитатель интересуется, как можно слепить снежную бабу, чтобы она была модницей. Предлагает слепить снежную бабу из солёного теста. Педагог спрашивает детей, как обычно выглядит снежная баба, и каким способом её лепить. Уточняет и обобщает ответы детей, создавая схематическую аппликацию из геометрических фигур (это обязательный приём, необходимый для обучения детей планированию работы - делению пластилина на нужное количество частей с опорой на схему.) Давайте подумаем, на сколько разных частей нужно разделить комок соленого теста, чтобы слепить снежную бабу. Рисунок на доске нам поможет. Посмотрите, все ли части одинакового размера? Снежную бабу слепим так: самый большой шар- юбка внизу, средний по величине шар- кофта - посередине и самый маленький шар-голова - вверху. Ещё есть руки - они могут быть как шарики у неваляшки или столбики. На сколько частей можно разделить солёное тесто? Сейчас мы проверим, хорошо ли удалось подготовить материал для лепки снежной бабы. Покажите, из чего вы будете лепить туловище. (Дети показывают) Из какого материала будете лепить голову? Что выйдет из оставшегося кусочка? Молодцы! Начинаем лепить. Только постараемся, чтобы наши снежные бабы были настоящими модницами. Чем и как мы можем их нарядить? Как можно слепить необычную шляпку? Красивую юбку? Не забудем про глазки - их можно сделать из бусинок. Дети лепят. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальный приём. В конце занятия воспитатель предлагает детям перенести снежных баб на «снежную полянку».
Конспект по лепке
Тема: «Снегурочка в длинной шубке» Задачи. Учить детей лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом - из конуса; располагать фигурку вертикально, предавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения путём небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперёд или подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций. Материалы и оборудование: Пластилин белого или голубого цвета, фольга, бусины, бисер, стеки, дощечки. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Лагздынь «Снегурочка»: Посмотрите, Дед Мороз К нам Снегурочку привёз. У Снегурочки шапочка, Как у ёлочки лапочка. У Снегурки коса Ниже пояса. У Снегурки рукавички С белым пухом, невелички, У Снегурки валенки- Маленькие-маленькие. У Снегурки шубка Аж до пят, как юбка Дымковских игрушек- Расписных подружек. Воспитатель показывает детям Снегурочку в длинной шубке, вылепленную на основе конуса и поясняет, что Снегурочка одета в длинную шубку, поэтому у неё не видно ножек. Шубка красивая с меховой опушкой. У Снегурочки шубка до пят, а коса ниже пояса. Спрашивает, как можно слепить такую шубку. Уточняет догадки и подсказывает, что шубка сделана так же, как морковка. Затем воспитатель показывает последовательность и основные приёмы лепки:
  • Берём комок пластилина белого или голубого цвета и раскатываем как морковку- это шубка для нашей Снегурочки;
  • Небольшой кусок пластилина белого цвета раскатываем в шар- это голова Снегурочки;
  • Соединяем туловище и голову, раскатываем небольшой валик- это меховая опушка для шубки и оборачиваем вокруг шеи - Снегурочке будет тепло (и голова с туловищем будут лучше скреплены);
  • Катаем два одинаковых столбика - это руки, прикрепляем к туловищу;
  • Лепим косу ниже пояса и красивый кокошник или шапочку;
  • Показываем, что Снегурочка танцует - приподнимаем руки, ставим их на пояс, отводим в стороны.
Педагог предлагает детям выбрать пластилин нужного цвета, бусины для глаз, блёстки для украшения шубки. Дети лепят Снегурочек и располагают их на подставки.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Дед Мороз принес подарки» Задачи. Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приёмы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы, путём преобразования в объёмную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Вызывать яркие эмоции в ожидания праздника. Материалы и оборудование. Пластилин голубого или синего цвета, стеки, бусинки для глаз, дощечки. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Лагздынь «Несчастный случай»: Тихо, тихо… Очень тихо, Чтоб не звякнула сосулька, Дед Мороз из дома вышел И пошел по переулку, А в руке он нёс шкатулку, В той шкатулке спят Метели, Те, что вихрями вертели Словно белые бараны Спят лохматые бураны. Показывает детям Деда Мороза и Снегурочку в длинных шубках, вылепленных на основе конуса. Предлагает детям сравнить пластилиновые фигурки. Дети замечают, Дед Мороз больше Снегурочки - выше и крупнее (толще); оба зимних гостя одеты в длинные - до пят-шубки, только у Снегурочки на шубке аккуратная опушка (из крупного валика), а у Деда Мороза на шубке высокий воротник (из сплющенного валика); у Снегурочки коса - ниже пояса, а у Деда Мороза длинная пышная борода; у Снегурочки на голове кокошник, а у Деда Мороза шапка; Снегурочка танцует, а Дед Мороз держит большой мешок с подарками. Воспитатель показывает и поясняет отдельные приёмы лепки:
  • Шубку и голову Деда Мороза лепим так же, как для Снегурочки, но берём больше материала, т.к. Дед Мороз выше Снегурочки;
  • Прикрепляем на шубу не опушку, а высокий воротник - раскатываем столбик (валик) и сплющиваем в ленту;
  • Бороду лепим любым способом: из одного сплющенного валика, из ленты, нескольких жгутиков «сплющенной морковки»;
  • Мешок с подарками лепим из шара, вытянув вверх «хвост», за который Дед Мороз будет его держать, или же из плоской лепёшки: раскатываем шар, сильно сплющиваем, складываем на середину подарки (кусочки пластилина) и поднимаем края лепёшки вверх, будто закрываем мешок.
Педагог предлагает детям выбрать пластилин нужного цвета, бисер или бусинки для глаз. Дети лепят фигурки Дедов Морозов и располагают их на подставках.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Лепка рельефная в спичечном коробке» Задачи. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщенный смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Материалы, оборудования. Пластилин, пустые спичечные коробки, стеки, пуговицы, ленточки. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Лагздынь («Сонные стихи»). Спит в пруду давно лягушка, Спит медведица толстушка. Бродят сонные морозы, Спят кудрявые березы. У корней пушистой ёлки Спит ежонок, Нос в иголке, Спит в сугробе до весны, Смотрит лакомые сны. Дремлет в гнёздышке бельчонок. В тёплой хатке спит бобренок. На подушках из пера Спят тетёрки до утра. Тише, тише, тишина… Спим... Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением народной куклы пеленашки и сообщает, что в давние - давние времена народные умельцы делали таких кукол из дерева или соломы для забавы маленьким детям. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, можно ли эту куклу назвать пеленашкой. Выводит детей на рассуждение о том, что пеленашкой можно назвать того, кто завернут в пелёнки, следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего - живого малыша. Воспитатель показывает вылепленную заранее куколку - пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких малюток - пеленашек - в кроватках, колыбельках. Показывает обобщенный способ лепки:
  • Берем кусок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлинённое яйцо или валик (цилиндр), концы округляем - у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно;
  • Отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик - это лицо, которое выглядывает из пеленок;
  • Оформим лицо - глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы (прилепим кольцо из пластилинового жгутика);
  • Украсим пеленки узором в горошек или бантиком;
  • Превратим спичечный коробок в колыбельку: слепим матрац и подушку.
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить пеленашек. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять к верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков кроватки. В конце занятия напевают своим лепным пеленашкам колыбельные песенки.

Конспект занятия по лепке
Тема: «Прилетайте воробушки на кормушку» Задачи. Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигуры (голова опущена вниз, крылья приподняты). Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года. Материалы и оборудование. Пластилин коричневого цвета, стеки, семечки для клювиков, бусины или бисер для глаз, спички для ножек, «кормушки» для птиц. Содержание занятия. Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает стихотворение Благининой: Голодно, холодно Галки, воробьи? Голодно, голуби, Гуленьки мои? Прилетайте в гости, Полны у нас горсти! Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль! Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Просит вспомнить, как выглядят воробушки (маленькие да удаленькие, туловище округлое, голова маленькая и тоже округлая, крылья небольшие, хвост удлиненный, пёрышки коричневые, клюв короткий, глаза черные бусины). Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом.
  • Берём кусочки коричневого пластилина, делим комок пополам и одну половинку еще раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;
  • Из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как цепочка или ручка сковороды;
  • У нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
  • Этот кусочек делим на голову и подставку для ног; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показываем место прикрепления); для ног берём спички.
  • Крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;
  • Оформляем голову воробышка: клюв делаем из семечки; глазки получатся из бусинок.
Дети выбирают материал, начинают лепить воробышков и по мере изготовления переносят их на кормушку.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Весёлые вертолёты» Задачи. Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении, способе передвижения вертолёта. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап своими подарками. Материалы и оборудование. Пластилин, стеки, спички, зубочистки, пуговицы, дощечки. Поздравительные открытки к 23 февраля. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько поздравительных открыток, посвященных к 23 февраля, проводит краткую беседу о Дне защитников Отечества, и предлагает слепить вертолёты в подарок своим папам. Воспитатель показывает игрушечный самолёт или картинку с изображением самолёта, предлагает рассмотреть и запомнить как выглядит самолет. Убирает игрушку и просит описать по памяти внешний вид вертолёта. Уточняет ответы детей: корпус округлый с большим окном спереди и по бокам, хвост похож на стрелу с маленьким пропеллером на конце; большой пропеллер находится сверху корпуса, у него три лопасти (похож на вентилятор). Вертолёт называется так потому, что пропеллер вертится и поэтому машина летит. По земле вертолёт катится на колёсах. Педагог предлагает детям всем вместе подобрать способ для лепки вертолёта.
  • Начинаем лепить вертолёт с корпуса - разминаем комок пластилина и сначала катаем шар, а потом превращаем его в яйцо; на более широкой стороне делаем окно - сплющиваем диск (лепёшку) голубого цвета и примазываем к корпусу;
  • Лепим хвост - катаем столбик или «морковку», на конце прикрепляем маленький пропеллер - сплющенный шарик.
  • Делаем большой пропеллер - катаем три столбика, выравниваем их по длине (выкладываем рядом, сравниваем и отрезаем лишнее стекой), сплющиваем и соединяем лопасти, как - будто это вентилятор, посерединке присоединяем шар и сплющиваем; затем прикрепляем на корпус вертолета сверху;
  • Внизу приглаживаем колеса (пуговицы или пластилиновые диски).
Дети выбирают материалы, лепят и размещают вертолёты на стартовых площадках.
Конспект занятия по лепке Тема: «Ушастые пирамидки» Задачи. Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка (по выбору). Показать приёмы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность. Материалы и оборудование. Пластилин, стеки, зубочистки, бусины и мелкие пуговицы для оформления мордочек, дощечки. Две-три игрушки- пирамидки из цветных колец. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям пирамидку игрушку и просит назвать цвета по порядку. Задаёт вопросы: «Какого цвета самое большое колечко? А самое маленькое? Есть ли колечки, одинаковые по величине? А по цвету? Почему верхушка пирамиды так называется? (Находится сверху). Какую форму она имеет? Затем воспитатель предлагает детям слепить пирамидки из цветного пластилина. Дети размышляют, как это лучше сделать, высказывают свои догадки. Педагог показывает и поясняет способ работы: Отщипываем или отрезаем стекой четыре- пять кусочков пластилина разного цвета. При этом стараемся, чтобы кусочки пластилина были разной величины. Сравниваем их по размеру и выкладываем в ряд от самого большого к самому маленькому. Берём самый большой кусочек, раскатываем в шар и сплющиваем в диск- это основание моей пирамидки (самое нижнее кольцо), втыкаем в нее зубочистку или трубочку для коктейля, чтобы было похоже на стержень настоящей пирамидки. Затем берём следующий по размеру кусочек пластилина и делаем ещё один диск, нанизываем его на стержень поверх самого большого - это второе кольцо пирамидки. Продолжаем лепить и укладывать диски, чтобы пирамидка была как настоящая. А верхушку сделаем в виде игрушечной головы с ушами - зайца, медведя или котёнка (воспитатель показывает, что на основе одной и той же формы - шара - можно создать разные головы игрушечных животных). Дети начинают лепить свои пирамидки. Воспитатель советует использовать бусины и мелкие пуговицы для оформления глазок и носиков животных - верхушек пирамид.
Конспект занятия по лепке с элементами конструирования из природного материала
Тема. «Петя - петушок, золотой гребешок». Задачи. Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала; туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина. Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. Материалы и оборудование. Пластилин, природный материал (шишки, жёлуди, осенние листья), зубочистки, спички, стеки. Содержание занятия. Воспитатель читает русскую народную песенку «Как у наших у ворот»: Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт, Петух зернышки клюёт, К себе курочек зовёт: - Вы, хохлушечки! Вы пеструшечки! Я нашёл для вас орех, Разделю орех для всех По крупиночке, По восьминочке. Затем педагог раздает детям художественные и природные материалы, приготовленные для занятия, предлагает смастерить петушка - нарядного, задорного, весёлого, голосистого. Показывает разные варианты сочетания материалов: 1.туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала; 2.туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина. В соответствии с задуманным образом подбираем природный материал для будущей поделки: из шишки, жёлудя, ореха сделаем туловище. из ракушек и красивых листочков изготовим крылья, из жёлудя смастерим голову. Фигурки располагают в единой композиции.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Два жадных медвежонка» Задачи. Учить детей лепить медвежат конструктивным способом. Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Материалы и оборудование. Пластилин коричневого, черного, оранжевого, зелёного цвета, стеки, бусинки для глаз. У воспитателя фигурки медведицы и лисы, вылепленные заранее для обыгрывания сюжета сказки. Содержание занятия. Воспитатель читает детям венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» (и показывает иллюстрации). Воспитатель показывает вылепленную заранее фигурку мамы- медведицы и предлагает детям слепить медвежат, чтобы поиграть в сказку. Уточняет представление детей о внешнем виде медведя: большое туловище в форме вытянутого яйца, небольшая круглая голова с маленькими круглыми ушками, четыре лапы. Затем поясняет способ лепки:
  • Делим брусок пластилина пополам; из одной половинки бруска лепим туловище - яичко или валик
  • Вторую половинку бруска делим на неравные части; из меньшей лепим круглую голову, мордочку слегка вытягиваем, прикрепляем маленькие круглые ушки, глазки и носик делаем из бусинок; присоединяем голову к туловищу;
  • Оставшуюся часть пластилина делим стекой на четыре части, лепим лапы. Прикрепляем лапы к туловищу так, чтобы медвежата могли ходить на задних лапах, а передними держали сыр.
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить. Поясняет, что медвежата в сказке были старший и младший, значит, мы должны вылепить - большого и маленького. В заключение для медвежат лепим сыр.
Конспект занятия по лепке
Тема: «Сова и синица» Задачи. Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Продолжать освоение рельефной лепки. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приёмов работы и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в лепке. Материалы и оборудование. Пластилин, стеки, пуговицы жёлтого или оранжевого цвета для глаз совы, бисер, картон голубого и чёрного цвета. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Берестова «Сова и синица» У совы у старой Не глаза, а фары - Круглые, большие, Страшные такие. А у птички, у синички, У синички - невелички, Глазки, словно бусинки, Малюсенькие. Но синичьи глазки Смотрят без опаски И на облако в дали, И на зёрнышко в пыли. Днём сова не видит, Значит, не обидит. Ночь вошла в свои права, В путь пускается сова. Все глаза огромные Видят ночью тёмною. А синица не боится, Потому что спит синица. Крепко спит она в гнезде. Не видать её нигде.
Воспитатель показывает детям изображения совы и синицы, уточняет представление о внешнем виде и образе жизни этих птиц. Для осмысления детьми явления контраста педагог строит беседу в форме вопросов и ответов: сова - большая, а синица… Глаза у совы огромные, а у синицы… Страшные глаза совы похожи на фары, а добрые глаза синички напоминают... Сова спит днём, а летает и охотится… Синичка спит ночью, а летает…Педагог подсказывает, что ветки, гнездо, дупло, солнышко, луну можно слепить или нарисовать. Предлагает детям слепить свои картины про сову и синицу. Дети выбирают материалы и создают свои рельефные пластилиновые картины.

Конспект занятия по лепке из соленого теста
Тема: «Чайный сервиз для игрушек». Задачи. Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару). Учить самостоятельно находить решение о характере оформления поделок (налепы, процарапывание, отпечатки). Развивать мелкую моторику, глазомер. Материалы и оборудование. Соленое тесто, стеки, колпачки фломастеров, дощечки. Содержание занятие. Воспитатель читает детям стихотворение Шипуновой «Чаепитие»: Как у нашей Дунечки Чашечки и блюдечки, Как у нашей Люсеньки Чаю просят пупсики: -Милости просим - Приходите в гости. Приходите на печенье, На чаёк и на варенье. Это просто объеденье_ В гости к куклам в день рожденья!
Педагог уточняет представление детей о комплектности чайного сервиза (чайник заварочный, сахарница, шесть чайных пар, состоящих из чашки и блюдца, а также дополнительные предметы_ сливочник, конфетница, вазочки для варенья.Воспитатель напоминает, что в сервизе все предметы одинаково оформлены_ в горошек, цветочек и т. д. Дети вспоминают чайные сервизы, которые они видели у себя дома, в гостях, магазине. Воспитатель предлагает слепить из глины красивые чайные сервизы для игрушек. Затем воспитатель показывает и поясняет детям технику лепки посуды. Блюдце. Раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку и слегка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики_ блюдце готово. Чашка. Создаем цилиндрическую форму, в которой делаем углубление указательным пальцем или каким либо вспомогательным предметом (стекой). Увеличиваем полученную форму_ расширяем и растягиваем пальцами. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку делаем отдельно вылепленного цилиндрика. Прикрепляем ручку и примазываем. Педагог показывает детям некоторые приёмы оформления чайных чашек:
  • «в горошек» _ раскатываем мелкие шарики, сплющивает и равномерно распределяем по всей поверхности;
  • «с полоской»_ раскатываем длинней жгутик и выкладываем по ободку _ прямо или волной;
  • «в цветочек»_ прикрепляем к чашке два-три сплющенных шарика_ серединки цветов и с помощью колпачка фломастера или авторучки ставит вокруг них отпечатки_ лепестки.

Конспект занятия по лепки из соленого теста
Тема. Лепка декоративная по мотивам народной пластики. Филимоновские игрушки-свистульки. Задачи. Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Материалы и оборудование. Четыре-пять филимоновских игрушек (например, курочка, петушок, медведь, солдат, барыня, лиса, козёл). Глина или солёное тесто, дощечки, стеки, альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка». Содержание занятия. Воспитатель знакомит детей с филимоновской народной игрушкой. Примерное содержание рассказа воспитателя «Филимоновские игрушки»; С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Это глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней. Все игрушки забавные, весёлые, высокие и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они _ простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, а у солдат в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят такие игрушки_ свистульки мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух, ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай- ка улыбнись!» Вылепленные игрушки свистульки обжигают в специальных печах. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело - розовыми и твердыми как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные_ желтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции. Давайте и мы с вами будем лепить игрушки_ свистульки. Сегодня слепим курочку, а на следующем занятии - петушка. Курочку будем лепить конструктивным способом. Исходная форма_ удлинённое яйцо. Слегка загибаем оба конца вверх. От большого конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв. На голове прищипываем гребешок. Маленький конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост. Подставку лепим из конуса или сплющенного шара.
Конспект занятия по лепке из солёного теста
Тема. Лепка декоративная «Курочка и петушок». Задачи. Продолжать знакомство детей с филимоновской игрушкой как видом народного декаративно - прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству. Материалы, оборудование. Глина или солёное тесто, дощечки, стеки. У воспитателя - филимоновские игрушки, альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка». Содержание занятия. Воспитатель показывает детям четыре-пять игрушек, напоминает, что на предыдущем занятии они уже познакомились с филимоновскими игрушками и лепили курочек. Проводим краткую беседу для уточнения представлений детей о филимоновской игрушке: почему игрушки называются филимоновскими, из чего и как их делают, какими узорами расписывают? Педагог предлагает слепить в пару к курочкам петушков. Лепим петушка скульптурным или комбинированным способом. Исходная форма - удлинённое яйцо, или широкий цилиндр. Раскатываем кусок глины или солёного теста прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края. Концы полученной формы неравномерно за верх: для шеи повыше, для хвоста пониже. Шею слегка изгибаем, формируем на ней голову - слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, прищипываем или отдельно лепим бородку или гребёшок. Хвост у филимоновских петушков не очень ярко выражен, т.к. в нем обычно прячется свистулька. Лепим хвост в виде короткого цилиндрика, чтобы сохранить облик народной игрушки. Для этого слегка вытягиваем часть теста и формируем пальцами. Из отдельного куска теста лепим подставку. Для этого лепим конус или шар, расплющиваем для устойчивости и прикрепляем. Дети лепят петушков. Воспитатель читает стихотворение: Я - красавец петух! Создан для парада! Перья - пух! Перья - пух! Гребешок? Что надо! Глазки - щелки! Очи зорки! Пёрышки куриные! Эй, вы шпоры! Шпоры петушиные! Я горнист! Я горнист! Зореньку встречаю! Голосист! Голосист! Солнце величаю! Глазки - щелки! Очи зорки! Голос соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные пёрышки!
Конспект занятия по лепке
Тема: Рельефная лепка «Звёзды и кометы». Задачи. Продолжить освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Материалы, оборудование. Размельчённый пластилин разных цветов; бусины и пуговицы, картонные квадраты, стеки, панно «Ночное небо», силуэты созвездий. Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей полюбоваться ночным небом, которое они изобразили сами, достаёт подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается через неё в картину, комментирует: «Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета- хвост по небу разметала…». Одновременно с комментарием размещает на небе вылепленные из пластилина звёздочки и комету, хвост которой составлен из разных элементов: цилиндров и конусов разной длины и толщины, сплющенных лент с насечками, свитых между собой жгутиков и т.д. Дети сворачивают в трубочку листы бумаги и рассматривают небо. Воспитатель спрашивает, что дети увидели в ночном небе, предлагает создать свои пластилиновые картины «Звёзды и кометы».
  • Готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (например, жёлтый, оранжевый и красный или желтый, зелёный и фиолетовый), раскатываем шарики; прикрепляем к фону сначала самый большой - прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний по размеру шарик и тоже сплющиваем; сверху укладываем самый маленький шарик и прижимаем лишь слегка - получается трехцветная звезда, которая светит нам из далёкого- далёкого космоса.
  • Отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем так, будто это лучики моей звезды; таких лучей может быть разное количество;
  • Соединяем вместе два кусочка пластилина, например, жёлтый с красным, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы; раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем лучики пальцами, заостряя кончики, прикрепляем к фону;
Размещаем рядом несколько звёздочек, чтобы получилось созвездие Затем воспитатель показывает на пластилиновые кометы и спрашивает детей, знают ли они, что это такое. В доступной детям форме поясняет, что кометы - это космические тела, которые состоят из «головы» (ядра) и «хвоста», похожего на дым и огонь. Педагог предлагает определить, как они сделаны:
  • «голова»- одноцветный шар, «хвост»- шлейф из разноцветных лент - сплющенных валиков или конусов
  • «голова»- пластилиновая звезда, «хвост»- сплющенная лепёшка.
«голова»- бусина; «хвост»- скрученные жгутики разного цвета. Дети берут необходимый материал и начинают лепить.
Конспект занятия по лепке
Тема. Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик» Задачи. Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и достраивая недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.). Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приёмов техники лепки. Материалы и оборудования. Пластилин разных цветов, трубочки для коктейля, зубочистки, бусины, бисер, стеки, дощечки, подставки картонные голубого цвета. Содержание занятия. Воспитатель читает стихотворение «Кораблик» Хармса По реке плывёт кораблик, Он плывёт издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки и коты!
Воспитатель показывает детям несколько разных корабликов и предлагает им слепить кораблики с храбрым мышонком. Подсказывает, что слепить кораблик можно из бруска пластилина, и спрашивает, как это можно сделать, не нарушая общей формы бруска. После ответов детей напоминает, что целый брусок для кораблика нужно изменить другим способом - срезать уголки, чтобы брусок стал похож на нос корабля. Показывает новый способ работы. Далее дети предлагают воспитателю несколько вариантов оформления кораблика:
  • С мачтой из трубочки (зубочистки) и бумажным парусом;
  • С трубой из картонной трубочки или старой авторучки;
  • С палубой и каютой из спичечного коробка или футлярчика киндер-сюрприза.
Воспитатель предлагает слепить храброго мышонка. Дети лепят кораблики и размещают их на подставках голубого цвета.
Конспект занятия по лепке
Тема. Лепка объемная и рельефная «Наш аквариум». Задачи. Активизировать применение разных приёмов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Показать, как можно усилить выразительность образа. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощение фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. Развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками. Вызвать интерес к раскрытию темы в других видах художественной деятельности. Материалы и оборудование. Пластилин разных цветов, трубочки для коктейля, зубочистки, бусинки, бисер, колпачки фломастеров и авторучек, стеки, картон квадратной формы. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Лагздынь «Крошка- рыбёшка»: В канаве поймали мы Крошку- рыбёшку Устроили в банке Рыбёшке кормёшку. Решили: пусть вырастет Рыбка с кита! Но рыбка попалась, Как видно, не та? Не могут расти Без конца караси, Как ни корми их И как ни проси!
Дети рассматривают водоросли в аквариуме. Можно показать детям 2-3 несложных способа изготовления растений из цилиндров или жгутиков: сплющить и затем прищепить. Дети уже знают и применяют - сочетание разных приёмов в их последовательности и взаимосвязи. Сами приёмы лепки усложняются: прищипывание с одновременным поворотом или оттягиванием; сдавливание «колбаски» в нескольких местах и последующее сплющивание или прищипывание; перевивание нескольких жгутиков между собой, плетение. Усложняется и декор. Дети украшают растения налепами в виде пятен и полосок, соединяют и смешивают цвета. Рыбок дети лепят конструктивным или комбинированным способом. Украшают рыбок пятнышками из придавленных шариков, глаза делают из пуговиц; используют всевозможные приёмы оформления, в том числе смешивают пластилин нескольких цветов, процарапывают чешую. В конце занятия дети помещают рыбок в небольшой аквариум, в котором уже размещены камешки и водоросли. Часть рыбок прикрепляют к стенкам, оставшихся свободно располагают по всему пространству аквариума, нанизывая на прозрачные трубочки коктейля, закрепленные на дне.
Итоговое годовое занятие по лепке (2 занятия)
Тема. Лепка сюжетная «Муха - цокотуха» Задачи. Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Закрепить умение у детей использовать приёмы лепки, полученные в течение года. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фольгу или фантики, для усиков - проволоку или спички, зубочистки; для глазок- бисер, пуговички). Воспитывать интерес к живой природе. Материалы и оборудование. Цветной пластилин, стеки, дощечки, бисер, мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшение лепестков и оформления мелких деталей насекомых- глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейлевые трубочки (для устойчивых и гибких стебельков). Композиционная основа «Самовар на лугу», подготовленная заранее. Содержание занятия. Воспитатель зачитывает детям начало сказки «Муха- цокотуха» и предлагает создать композицию для игры в сказку: слепить свой луг - красивый, зелёный с цветами и разными насекомыми - мухой, бабушкой-пчелой, бабочкой- красавицей, злодеем- пауком. Показывает детям незавёршенные панорамы и помещает на одной из них несколько вылепленных заранее насекомых и растений. Обращает внимание детей на то, что насекомые размещены в композиции на трубочках или зубочистках, поэтому кажется, что они летают в воздухе. Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных, заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела которых сделаны из бытовых материалов - глазки из пуговиц и бисера, крылышки из фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек. Воспитатель даёт установку каждому ребёнку лепить свои фигурки, непохожие на те, что представлены воспитателем, потому что все букашки такие разные, не похожи друг на друга. Дети выбирают материал и начинают лепить, используя разные приёмы. За одно занятие дети не успевают вылепить всех насекомых, продолжают лепить на следующем занятии. По мере изготовления лепных насекомых и растений дети переносят их на панорамы и устанавливают их с помощью трубочек для коктейля, дополняют мелкими деталями - вылепленными камешками, травинками, кустиками.










© 2010-2022