«Дидактические игры на формирование фонематического восприятия у младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Дидактические игры на формирование фонематического восприятия у младших школьников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Вятские Поляны Кировской области

612962, г. Вятские Поляны ул. Дзержинского, 55, т. 6 - 22 - 92

[email protected]

______________________________________________________________________________

« Дидактические игры на формирование

фонематического восприятия у младших

школьников»


Выполнила:

Садыхова Гульнара Альбертовна,

Учитель начальных классов,









2014 год



Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Признаками нарушения фонематического восприятия являются: -Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков); -Нарушения звуковой структуры слова, проявляющиеся в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов); -Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство (замена и смешение звуков, а при письме смешение букв). В связи с этим, необходимо включать в уроки обучения грамоте и русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия с целью сокращения выше перечисленных ошибок. А чтобы эта работа имела системный характер и не отнимала много времени на уроке, можно проводить её в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе. Применять дидактические игры лучше по этапам, в соответствии с последовательностью формирования фонематических процессов. I этап - совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти, когда учитель предлагает задания на узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы и тембра голоса. «Что это?» Ученикам предлагается прослушать записи различных звуков природы (журчание ручья, шум листвы, пение птиц, шум машин и т.д.), затем учитель просит угадать, что это.
«Эхо» Дети работают в паре. Учитель произносит стихотворение. Один ребёнок произносит одинаковые звукосочетания громким голосом, а второй - тихим. Затем меняются ролями. В лесу кричу: «АУ!», « АУ!», А мне в ответ: «АУ!», « АУ!», Горе кричу: «АУ!», « АУ!», Гора в ответ: «АУ!», « АУ!». «Угадай, кто подаёт голос» Учитель раздаёт детям картинки с изображением животных и их детёнышей и просит произнести звукоподражания разными по высоте голосами. II этап - развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений. На этом этапе можно включить в урок задания на распознавание гласных и согласных звуков, дифференциацию согласных звуков в слове, различение слов, близких по звучанию. «Сигнальщики» Учитель показывает картинку, но не называет её. Дети, проговорив про себя, должны поднять букву, если в названии есть звук, обозначенный данной буквой, или погрозить пальчиком, если такого звука нет. «Повтори, не ошибись» Учитель произносит цепочку слогов, а дети по очереди повторяют её. Например: ми - ни - ни - ми, ра - ла - ла - ра, по - бо - бо - по и т.д. «Твёрдый - мягкий» Учитель по очереди бросает мяч и произносит слоги с твёрдым звуком, а дети возвращают мяч и произносят слог с мягким звуком. Например: ла - ля, ом - омь, зу - зю и т.д. «Измени слово» Учитель произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парных звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Например: шар - жар, шила - жила, шитьё - житьё и т.д. «Весёлое название» Учитель дает ребенку два кружка - красный и зеле­ный - и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания: Например: баман - паман - банан - банам, айбом - альбом - аньбом - авьбом, митанин - фитамин - витамин - виталим. «Четвёртый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных: Например: канава-канава-какао-канава; ком-ком-кот-ком; утёнок-утёнок-утёнок-котёнок и т.д. III этап - формирование навыков звукового анализа и синтеза. «Отгадай слово» Учитель на доске вывешивает картинки и просит детей отгадать слово, которое состоит из первых звуков данных слов. «Синий - зелёный» Учитель раздаёт детям кружки синего и зелёного цвета, полоску с тремя квадратиками, обозначающими начало, середину, конец слова. Если в слове данный звук твёрдый, дети должны показать кружок синего цвета и положить его в нужный квадрат. Если звук мягкий дети показывают кружок зелёного цвета. « Слово - загадка» Учитель предлагает детям отгадать слово и выложить его из букв. Например: В этом слове первый звук такой же, как в слове утка, второй звук - это первый звук слова дом, третий звук - это второй звук слова сом, четвёртый звук - это третий звук слова вода. (Удод.) В конце учитель показывает картинку, на которой изображёна отгадка. «Рассыпанное слово» Учитель произносит слоги и предлагает детям составить из них слова. Например: ка - щу (щука),баш - ка - ру (рубашка), ран - даш - ка (карандаш). «Прочитай слово по цифрам» На доске картинки с изображением разных предметов. Под картинками схемы. Состоящие из букв и цифр, показывающих номер буквы в слове. Например: о к ш а к 2 1 3 5 4 «Цепочка слов» Учитель раскладывает 3 картинки и просит детей составить цепочку слов. Каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: Напёрсток, крот, торт. Использование перечисленных игр позволяет учащимся овладеть следующими умениями:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие, твердые, мягкие, парные и непарные);
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • делить слова на слоги;
  • определять место звука в слове.










© 2010-2022