- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку на тему
Разработка урока по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клочко В.Н. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок.1 Литературное чтение 10/02. 2015 (вт)
Тема: М. М. Пришвин. «Выскочка» Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Творческий пересказ текста от имени Барбоса.
III. Введение в новую тему
1. Вводная беседа.
-
Прочитайте имя автора, произведение которого мы будем сегодня читать.
-
Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?
2. Рассказ учителя о писателе. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из который был отчислен в четвертом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец. В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом. В 1906 г. произошел резкий перелом в жизни Пришвина - он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны - на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями. Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910), «Башмаки» (1923), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования. В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925), «Женьшень» («Корень жизни», 1933), «Корабельная чаша» (1954). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939), «Кладовая солнца» (1945). Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.
Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.
3. Беседа о названии рассказа.
-
Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
-
Можно ли по названию это предположить?
4. Разгадывание загадок.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь.
С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит... (Сорока.)
- Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках? (После высказываний детей заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках.)
Сороки Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у ее легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий - никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем. Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле - зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает. Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами. Самка откладывает 5-8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет - к вьюге». Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с рассказом «Выскочка»
1. Словарно-лексическая работа.
- Объясните значение слов:
БДИТЕЛЬНОСТЬ - от бдительный - очень внимательный, неослабно настороженный.
• РАДУЖНЫЙ - разноцветный.
- Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
- Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, неослабное внимание, настороженность); украденный (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).
-
Подберите антонимы к слову: глупая (умная, мудрая).
2. Чтение рассказа учащимися «цепочкой».
- Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось?
VI. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа.
Урок2 Физкультура
Урок3 Математика
Тема: Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
Цели: развивать умение выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на движение
Планируемые результаты: научатся выполнять письменное умножение на числа заканчивающиеся нулями; выполнять преобразование единиц измерения, устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
-
Устный счет
Игра «Молчанка»
- 1 множитель 25, произведение 125. 2 мн - ?
- 1 мн - 8, 2 мн - 36, произ -?
-произ - 72, 2 мн - 24, 1 - ?
2. Найди лишнее
2,3,6,7,11,8
18,12,3,29,45,28
-
Веселые задачи (Стр 235)
III. Введение в новую тему
-
Самоопределение к деятельности
Рассмотри примеры
1200х50, 1720х60
- какова задача урока?
2. Повторить алгоритм умножения
IV. Работа по теме урока
-
Комментированное решение примеров № 54
-
Решение задачи № 56 (по рис)
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
-
Работа в группе решение с взаимопроверкой (Конверт)
-
Проверь себя стр 15
VI. Итог урока
- Какой прием вычисления повторили?
Д/З №57з, № 60пр по вар, стр 15
Урок 4 Русский язык
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам Технологии: мультимедийный проектор; презентация к уроку. Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи. 2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного. 3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление. 4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам. Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
- Мотивация учебных действий
Скучный Развивающий Познавательный Интересный Трудный Мне бы хотелось вас видеть: Активными Думающими Работоспособными Воспитанными. 1 2 3 4 5
(заполнить оценку урока) - Что нужно знать, чтобы писать грамотно? - Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. Слайд-2 «Мудрым никто не родился, а научился» -Как вы понимаете эту пословицу? - Какой раздел русского языка мы начали изучать? Слайд-4 Имя прилагательное - сегодня продолжим открывать особенности этой части речи - Повторить все о прилагательном -цветик семицветик 2.Чистописание и актуализация знаний. - Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы. Слайд-5 - Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание? Слайд-6 - Назовите, какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р. -Как найти окончание в слове? (изменяемая часть слова) Слайд-7 Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. -Посмотрите, что общего в этих словах? ( Все слова им. прилагательные в ед. числе ) -Распределите имена прилагательные в три группы по родам. -Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: (для появления цепочки кликнуть мышкой) м. р. ж. р. ср. р.
3.Словарная работа. 1. - По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму. Слайд-9 (Слова появляются построчно щелчком мыши)
- Прекрасная, солнечная, морозная …..
- Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..
- Белые, легкие, пушистые, кучевые …..
- Свежая, русская, интересная, ежедневная …..
- Водный, белый, комфортабельный …..
Слайд-11 Проверка.
По числу
Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая, русская, интересная, ежедневная газета
Водный, белый, комфортабельный корабль
Сладкие, яблочные, горячие, ароматные пироги
Белые, легкие, пушистые, кучевые облака
Слайд-12
По роду, поставив в начальную форму
Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая, русская, интересная, ежедневная газета
Водный, белый, комфортабельный корабль Сладкий, яблочный, горячий, ароматный пирог
Слайд-13
- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?
Кликом мышки подтвердить результат ответа.
*ФИЗМИНУТКА
4.Постановка проблемы и выход из нее.
(Один ученик к доске)
1.Задание: Записать под диктовку в столбик.
зимнему дню
зимним утром
зимней погодой.
-сверьте написание окончаний с доской
слайд 15
а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.
( В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.) и т.д.
б) Определите число имен прилагательных.
( Рассуждение подобно выше изложенному)
-Сделайте вывод. ( высказывание детей ) Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано. - Определите падеж этих прилагательных. Возникает проблема -Мы не можем это сделать. -Какой вопрос возникает? ( Предположение детей) Слайд-16 Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные? (вопрос появится кликом мышки) 2.Работа в парах Задание: Поставить в начальную форму и просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выделить окончание им. прил. 1 ряд: зимний день 2 ряд: зимнее утро 3 ряд: зимняя погода -Сделайте вывод. Работа в ОК
Проверка. Выслушать мнение представителя каждой пары. -Сверьте со сладом : 17, 18, 19 Какой сделаем вывод? Слайд - 20 (вывод появится по щелчку мышки) ВЫВОД:
- Имена прилагательные склоняются по падежам.
- Имя прилагательное находится в том же роде,
5.Закрепление -Подтвердите свои наблюдения. Учебник стр. 10, 11, прочитать правило упр. 17 - слабые - А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на слайд - сильные Слайд-23 Задание: Вместо подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных. Пришел (суровый ) декабрь с (зимними ) морозами.(Белые) поля и луга спят под (снежным) покрывалом. Проверка: - Прочитайте свои тексты. - Для чего необходимы имена прилагательные в речи? Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз. Работа по слайду-24 Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж. Проверка на слайде 25 Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник. 7. Рефлексия урока.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали?
- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?
(формулировки правил, понятий и т.д.).
- Зачем нужно изучать русский язык?
- Где можно применить полученные знания?
-Что на уроке для вас было интересно?
-Кому вы хотите сказать спасибо? 8. Домашнее задание. Слайд 26 Выучить правило, стр.10 11, упр. № 18 Слайд-27 Спасибо за работу!