Рабочая программа по внеурочн. деятельности во 2 кл «Мастерок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

Свободненского района Амурской области

с. Новоивановка


«Рассмотрено»

Руководитель

МО______ Толокова Р.С.

Протокол №____от___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ

__________Чан-Ван-Ю Н.С.

«__»______________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

____________Чан-Ван-Ю В.Н.

Приказ №____от «__»_______2013 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе

«МАСТЕРОК»

( проектная деятельность)

Разработала учитель первой квалификационной категории

Засимова Ольга Ивановна

на 2013 -2014 учебный год


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №___от «___»___________2013 г.


Новоивановка

2013

II. Пояснительная записка

1. Нормативные правовые документы: - Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС); -Учебный план дополнительного образования МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области. - Учебный план МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области на 2013-2014 уч. г.; - Локальный акт «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области»; -Программа исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенков.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2010.
2. Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

3. Сведения о программе: Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников в рамках проектной деятельности по программе исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенков.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2010.
4. Обоснование выбора программы. Авторская программа выбрана на основании введения внеурочных занятий по проектной деятельности. Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыком самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «Мастерок» будет одной из таких форм. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

5. Место и роль учебного курса:
Содержание программы «Мастерок» связано со многими учебными предметами, в частности: математика, литературное чтение, окружающий мир. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Курс «Мастерок» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Мастерок» имеет отличительные особенности:

  • практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей;
Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
6. Программа курса рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

7. Формы организации образовательного процесса:

- беседа;

- наблюдения;

- сбор информации;

- опрос населения;

- работа над проектом.

8. Технологии обучения:

-экскурсии;

- опросы;

- ИКТ;

- работа с родителями.

9.Виды и формы контроля:

Текущий (проекты)

Итоговый (выставка проектов)

III. Учебно-тематический план

Название разделов

Кол.часов

Контроль

1.

Тренинг исследовательских способностей

16 ч

Анкета

2.

Самостоятельная исследовательская практика

14 ч.

Проект

3.

Мониторинг самостоятельной деятельности

3 ч.

Проект

4.

Закрепление за год

1 ч.

Защита проекта

IV. Требования к уровню достижений обучающихся.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

V. Информационно - методическое обеспечение.
Ресурсы интернет (по темам) Рабочая тетрадь для мл.школьников. Я - исследователь. Самара, Изд. «Учебная литература», 2008 г. Савенков А. И..- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2010.




Календарно-тематическое планирование для 2 класса № п/п Наименование тем УУД Дата Тренинг исследовательских способностей 16 ч

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов; план факт 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи?




2-3 Что можно исследовать? (тренировочные занятия)
Анкета.

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

4 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.




5 Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)




6 Коллективное занятие «Жилой дом»




7 Игра «Историческое моделирование»

- правила успешной презентации работы.

8 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.




9 Наблюдение как способ выявления проблем.

- правила успешной презентации работы.

10 Экскурсия-наблюдение за воробьями.




11 Развитие умения видеть проблемы.




12 Развитие умения выдвигать гипотезы.




13 Развитие умений задавать вопросы.




14-15 Развитие умений давать определение понятиям.




16 Развитие умений классифицировать. Проект «Жилой дом».




Самостоятельная исследовательская практика 14 ч

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;




17 Задачи на классификацию с явными ошибками.




18 Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

19 Развитие умений наблюдать




20 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

- презентовать свою работу.

21 Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»




22 Эксперименты с домашними животными.

Обучающийся должен решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

23 Как оценивать идеи.




24 Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

- реализовывать право на свободный выбор.


25 Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Проект «Наблюдение за разными предметами».




26 Развитие умения создавать метафоры.

Обучающийся должен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

27 Развитие умений создавать тексты.




28 Методика работы с текстом.




29 Учимся выделять главную идею.

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

30 Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание «Рассказ на заданную тему». Проект « Проект на заданную тему».




Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 ч




31-33 Защита проектов (выставка)




34 Обобщение за год




8


© 2010-2022