- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему Имя прилагательное
Конспект урока на тему Имя прилагательное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова М.И. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 городского округа Тольятти
Тема самообразования:
«Формирование орфографической зоркости
в начальных классах»
Конспект урока по русскому языку по теме:
«Имя прилагательное (урок обобщение)»
3 класс
Разработала:
Петрова М.И.
учитель начальных классов
2011 - 2012 учебный год
План - конспект
урока русского языка в 3 классе.
Тема: «Имя прилагательное» (обобщение)
Задачи:
1. Обобщить материал по изученной теме.
2. Развивать познавательную деятельность учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к природе
Цели:
-
Проверить знание основных грамматических признаков имени прилагательного.
-
Проверить умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять их род, число, правильно писать родовые окончания.
-
Дать представления об изменениях в жизни растений весной на материале раннецветущих растений.
-
Показать необходимость охраны растительного мира.
-
Показать разнообразие растений первоцветов.
-
Расширять знания об окружающеё действительности.
-
Развивать умение наблюдать, сравнивать,обобщать
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Друг другу улыбнулись, покажем дружную, слаженную и продуктивную работу.
Тихо сели на места, записали дату.
2. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?
(солнечный, весенний, ясный, морозный, тихий, ветреный, светлый, прекрасный и т.д.)
- С помощью каких слов вы сделали описание? (прилагательных)
Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное». Какую цель урока вы бы в связи с этим поставили? (повторить всё, что изучили, знаем и умеем, уточнить и обобщить наши знания по теме «Имя прилагательное»)
Очень занимательное имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало
Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,
Род, число определять, окончания писать.
- А сделаем мы это на материале весенних изменений в природе. Итак, в путь!
На дворе чудесная пора. Угадайте какая?
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
Правильно, весна - замечательное и прекрасное время года. Недаром поэты называют весну «утром года»
Ученик. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
3. Минутка чистописания.
(на доске) ф…враль, мар…, …прель
- Как можно объединить слова?
- По какому признаку их можно разделить?
- Сегодня мы работаем над гласной буквой, которая есть во всех этих словах.
Определите порядок написания соединений в цепочке : аб, ав, аг, ад, ….
4. Словарная работа.
- Снова посмотрите на слова. Исключите слово по его начальному звуку. Какое это слово? (апрель)
- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Название месяца - апрель - значит «открыватель». В этом месяце в Риме начиналась (открывалась) весна.
- Сколько в слове апрель звуков и букв?
- Почему букв больше, чем звуков?
- Назвать правильно звуки и буквы (проверка светофориками).
5. Актуализация знаний.
- А теперь вспомним всё, что знаем об имени прилагательном.
Игра «Карусель»
Вопросы:
Что такое имя прилагательное?
-
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
-
Что обозначает имя прилагательное?
-
С какой частью речи связано имя прилагательное?
-
Как изменяются имена прилагательные?
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют?
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода и какие окончания имеют?
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода и какие окончания имеют?
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода и какие окончания имеют?
-
Как определить род, число имени прилагательного?
6.Закрепление изученного.
Работа над предложением. (индивидуальная работа)
(на доске с/с)- вставить окончания, определить число, если можно род имён прилагательных: син… небо, весенн… день, звонк… ручьи, перелётн… птицы, чудесн… погода.
А) Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник)
Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, ветреница, хохлатка и другие.
Откройте учебники природоведения на с. 96, посмотрите на эти растения.
(на доске) запестрели, от, душистых, поляны, цветов.
- Составьте и запишите предложение
-
Найти и подчеркнуть грамматическую основу, установить связь в предложении между второстепенными членами, обозначить части речи, найти имя прилагательное, обозначить число.
-
Проверка индивидуальной работы (светофорики)
Б) (на доске) скворцы, грачи, ландыши, ветреницы, подснежники,
жаворонки
- Что общего в данных словах?
-
На какие группы их модно разделить?
-
Почему люди назвали эти растения первоцветами или подснежниками?
Запись под диктовку:
Цветут синяя перелеска, белая ветреница, лиловая медуница, сиреневая хохлатка.
Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, определить их род.
В) Рассказы о цветах.( с.96 учебника Клепининой)
Мать-и- мачеха.
(с. 182, упр. 486 учебника Рамзаевой)
- Прочитайте описание этого растения.
- Какие листочки у мать-и-мачехи? Подберём к именам прилагательным антонимы и встанем парами, игра «Ручеёк»
(карточки) гладкий - шершавый
холодный - тёплый
мягкий - жёсткий
весенний - осенний
маленький - большой
Запишите любую пару в тетрадь.
Медуница.
Названа за сладкий, медовый на вкус сок растения. Ещё её называют пахучей.
Выписать слово пахучая и подобрать синонимы. (душистая, ароматная)
Хохлатка.
Растение с сиреневыми цветами. Если присмотреться, у цветков есть длинные выросты, как будто хохолок, отсюда и название.
Г) Игра «Иду в гости»
-
Выполнение заданий;
-
Анализ.
2) Работа с текстом.
Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
- Какова главная мысль текста? (нужно охранять растения)
- Недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно лишь прикоснуться сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природу»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Резерв. - Выписать из текста словосочетания прилагательное + существительное, определить их число, род.
7. Итог урока.
- Попробуйте сами оценить свою работу. (сигнальные карточки)
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающего человечка.
Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Спасибо за урок!
Прозвенел звонок,
Голосистый дружок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
А рассказы о раннецветущих растениях и много другого интересного вы найдёте в книге А. А. Плешакова «Зелёные страницы».