Конспект урока на тему Имя прилагательное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 74 городского округа Тольятти

Тема самообразования:

«Формирование орфографической зоркости

в начальных классах»

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Имя прилагательное (урок обобщение)»

3 класс

Разработала:

Петрова М.И.

учитель начальных классов





2011 - 2012 учебный год

План - конспект

урока русского языка в 3 классе.

Тема: «Имя прилагательное» (обобщение)

Задачи:

1. Обобщить материал по изученной теме.

2. Развивать познавательную деятельность учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Цели:

  1. Проверить знание основных грамматических признаков имени прилагательного.

  2. Проверить умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять их род, число, правильно писать родовые окончания.

  3. Дать представления об изменениях в жизни растений весной на материале раннецветущих растений.

  4. Показать необходимость охраны растительного мира.

  5. Показать разнообразие растений первоцветов.

  6. Расширять знания об окружающеё действительности.

  7. Развивать умение наблюдать, сравнивать,обобщать

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Друг другу улыбнулись, покажем дружную, слаженную и продуктивную работу.

Тихо сели на места, записали дату.

2. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(солнечный, весенний, ясный, морозный, тихий, ветреный, светлый, прекрасный и т.д.)

- С помощью каких слов вы сделали описание? (прилагательных)

Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное». Какую цель урока вы бы в связи с этим поставили? (повторить всё, что изучили, знаем и умеем, уточнить и обобщить наши знания по теме «Имя прилагательное»)

Очень занимательное имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,

Род, число определять, окончания писать.

- А сделаем мы это на материале весенних изменений в природе. Итак, в путь!

На дворе чудесная пора. Угадайте какая?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Правильно, весна - замечательное и прекрасное время года. Недаром поэты называют весну «утром года»

Ученик. Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

3. Минутка чистописания.


(на доске) ф…враль, мар…, …прель

- Как можно объединить слова?

- По какому признаку их можно разделить?

- Сегодня мы работаем над гласной буквой, которая есть во всех этих словах.

Определите порядок написания соединений в цепочке : аб, ав, аг, ад, ….

4. Словарная работа.


- Снова посмотрите на слова. Исключите слово по его начальному звуку. Какое это слово? (апрель)

- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Название месяца - апрель - значит «открыватель». В этом месяце в Риме начиналась (открывалась) весна.

- Сколько в слове апрель звуков и букв?

- Почему букв больше, чем звуков?

- Назвать правильно звуки и буквы (проверка светофориками).

5. Актуализация знаний.


- А теперь вспомним всё, что знаем об имени прилагательном.
Игра «Карусель»

Вопросы:
Что такое имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Что обозначает имя прилагательное?

  • С какой частью речи связано имя прилагательное?

  • Как изменяются имена прилагательные?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода и какие окончания имеют?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода и какие окончания имеют?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода и какие окончания имеют?

  • Как определить род, число имени прилагательного?

6.Закрепление изученного.

Работа над предложением. (индивидуальная работа)


(на доске с/с)- вставить окончания, определить число, если можно род имён прилагательных: син… небо, весенн… день, звонк… ручьи, перелётн… птицы, чудесн… погода.

А) Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (подснежник)

Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, ветреница, хохлатка и другие.

Откройте учебники природоведения на с. 96, посмотрите на эти растения.

(на доске) запестрели, от, душистых, поляны, цветов.

- Составьте и запишите предложение

  • Найти и подчеркнуть грамматическую основу, установить связь в предложении между второстепенными членами, обозначить части речи, найти имя прилагательное, обозначить число.

  • Проверка индивидуальной работы (светофорики)

Б) (на доске) скворцы, грачи, ландыши, ветреницы, подснежники,

жаворонки

- Что общего в данных словах?

  • На какие группы их модно разделить?

  • Почему люди назвали эти растения первоцветами или подснежниками?

Запись под диктовку:

Цветут синяя перелеска, белая ветреница, лиловая медуница, сиреневая хохлатка.
Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, определить их род.

В) Рассказы о цветах.( с.96 учебника Клепининой)
Мать-и- мачеха.


(с. 182, упр. 486 учебника Рамзаевой)

- Прочитайте описание этого растения.

- Какие листочки у мать-и-мачехи? Подберём к именам прилагательным антонимы и встанем парами, игра «Ручеёк»

(карточки) гладкий - шершавый

холодный - тёплый

мягкий - жёсткий

весенний - осенний

маленький - большой

Запишите любую пару в тетрадь.

Медуница.


Названа за сладкий, медовый на вкус сок растения. Ещё её называют пахучей.

Выписать слово пахучая и подобрать синонимы. (душистая, ароматная)

Хохлатка.


Растение с сиреневыми цветами. Если присмотреться, у цветков есть длинные выросты, как будто хохолок, отсюда и название.

Г) Игра «Иду в гости»

  • Выполнение заданий;

  • Анализ.

2) Работа с текстом.
Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

- Какова главная мысль текста? (нужно охранять растения)
- Недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно лишь прикоснуться сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природу»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Резерв. - Выписать из текста словосочетания прилагательное + существительное, определить их число, род.

7. Итог урока.
- Попробуйте сами оценить свою работу. (сигнальные карточки)
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающего человечка.
Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Спасибо за урок!
Прозвенел звонок,
Голосистый дружок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

А рассказы о раннецветущих растениях и много другого интересного вы найдёте в книге А. А. Плешакова «Зелёные страницы».

© 2010-2022