Рабочая программа внеурочной деятельности По дороге безопасности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности По дороге безопасностиРабочая программа внеурочной деятельности По дороге безопасностиМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Рощинская школа»

учителей начальных классов МОУ « Рощинская школа» ____________Воеводкина Н.И.

Протокол № _____________ __________Новинкина Л.В. Приказ №__________

от ___»_________________ от «____» ____________________ от «__» ______________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ПО ДОРОГЕ БЕЗОПАСНОСТИ»

ДЛЯ 1 КЛАССА

Разработчик:

учитель начальных классов

Шевчук О.В.

с. Рощино, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………………………………………………............................. 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………………………………. 8

ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ......................................................................10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………………….10

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………… …………………………………………………………………..11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………………………………………………………………………………………………………………….14

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………………………………………………………………………….15





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью социального направления «По дороге безопасности» для 1 класса в МОУ «Рощинская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:

  1. Федеральный уровень
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
  3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
  4. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
  5. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
  6. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).
  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013 г. № 30067).
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
  9. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  1. Региональный уровень
  1. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
  2. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
  3. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
  4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
  1. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-019135-7.


Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. При проектировании внеурочной деятельности рекомендованы пособия:
  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
  2. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. - 96 с.;
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
  4. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр Пед. Поиск, 2011.- 96 с.
  5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель программы - формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам. Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.

  • Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.

  • Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.

Основные идеи, принципы, особенности программы

Программа «По дороге безопасности» направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально - технической оснащенностью внеурочных занятий.

  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.

  • принцип единства воспитания и обучения.

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

  • в обучении: практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);

  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);

  • видеометод (просмотр, обучение).

  • в воспитании (по Г. И. Щукиной): методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия

  • практические занятия

  • беседы

  • конкурсы

  • соревнования

  • викторины на знание правил дорожного движения

  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

  • экскурсии

  • демонстрация фильмов и видеороликов

  • беседы с инспекторами дорожного движения

В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

Основные методы проведения занятий:

  1. Словесные:

устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

  1. Наглядные:

показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

  1. Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:

  • игровые технологии,
  • технология сотрудничества,
  • технология системно-деятельностного подхода,
  • проектные технологии.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания. На основе контроля уровня обученности можно использовать следующие формы организации деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая работа,
  • работа в парах.
Рабочая программа адаптирована и предполагает внесение изменений:
  • по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
  • в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
  • обозначения эффективных педагогических технологий.

Структура документа Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная записка, Общая характеристика занятий внеурочной деятельностью, Описание места занятий внеурочной деятельностью в учебном плане, Планируемые результаты освоения занятий внеурочной деятельностью, Содержание занятий внеурочной деятельностью с примерным распределением учебных часов по разделам курса, Тематический план, Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Организация образовательного процесса

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено социальное направление. Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.

На каждом занятии присутствуют элементы игры.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДТП.

Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

  • неспособность адекватно оценивать обстановку;

  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

  • преобладание потребности в движении над осторожностью;

  • стремление подражать взрослым;

  • недостаток знаний об источниках опасности;

  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Программа способствует:

  • умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

  • сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации и выставки творческих работ;

  • проекты.

Формы проведения занятий:

  • первый год обучения: игры, эстафеты;

  • второй, третий, четвёртый год обучения: семейные - игровые программы, беседы, тренинги, турниры, экскурсии, конкурсы рисунков.


Оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.



ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год.

Продолжительность занятия 35 минут. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В результате прохождения программы у обучающихся сформируются умения и навыки:


  • называть основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

  • знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

ведения здорового образа жизни;

  • действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользоваться бытовыми приборами;

  • использовать по назначению лекарственные препараты;

  • пользоваться бытовыми приборами;

  • соблюдать общие правила безопасного дорожного движения;

  • соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдать меры безопасного поведения на водоёмах в любое

  • время года;

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных состояниях;

  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

  • соответствующих служб экстренной помощи.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1 КЛАСС (33 ЧАСА)

Тема 1. Введение. Первоклассник как самостоятельный пешеход. (1 час)

Тема 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу (1час)

Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе. Викторина «Мой город», «Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения транспортных средств.

Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах (1 час)

Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации - «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.

Тема 4. Дорога в школу и домой (2 часа)

Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.

Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.

Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром (1час)

Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры

Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.

Тема 6. Движение пешеходов и машин (1 час)

Практика. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации - «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.

Тема 7. Правила движения пешеходов по тротуару (1 час)

Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»

Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения (2 часа)

Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые - грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с рисунка

Тема 9. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине (2 часа)

Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»

Тема 10. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города (1 час)

Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный, специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие № 1.

Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.

Тема 11. Светофорное регулирование (2 часа)

Практика. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.

Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.

Тема 12. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.

Тема 13.Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных светофоров (2 часа)

Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.

Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.

Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.

Тема 14. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по дорогам (2 часа)

Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман, дождь, снегопад и другое.

Практика. Игры для эрудитов.

Тема 15.Дорожные знаки и их назначение (10 час)

Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.

Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»

Тема 16.Места для игр. Зачет (2 часа)

Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.

Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю - всюду их я применяю»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС (33 ЧАСА)

Тема раздела

Количество часов

Форма проведения занятий

внеурочной деятельностью

Всего

Теория

Практика

Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход.

1

1

Инструктаж. Беседа. Ролевые игры.

Микрорайон, где живут и ходят дети в школу.

1

1

Экскурсия, оформление выставки рисунков.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

1

1

Наблюдение, разбор ситуации

Мы идем в школу. Безопасный маршрут движения детей в школу и домой.

2

О, 5

1,5

Практическое

ознакомление

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель)

1

1

Инструктаж. Наблюдение.

Беседы с сотрудниками ГИБДД.

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)

1

1

Наблюдение

Правила движения пешеходов по тротуару.

1

1

Практическое ознакомление

Праздник «Посвящение в пешеходы»

1

1

Конкурсная программа

История происхождения Правил дорожного движения

1

1

Беседа,

разгадывание ребусов

Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.

2

2

Наблюдение,

ролевые игры, дидактические игры

Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города.

1

1

экскурсия

Светофорное регулирование.

2

2

Ролевые игры, наблюдение

Нерегулируемые перекрестки.

2

1

1

Ролевые игры, наблюдение Изготовление памятки

Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров.

2

1

1

Наблюдение,

моделирование перекрестка дорог

Климатические особенности времени года.

2

1

1

наблюдение

Дорожные знаки и их назначение.

Защита проекта по теме «Я-пешеход».

10

5

5

Практическое ознакомление,

Изготовление знаков. Защита проекта.

Места для игр. Зачет.

2

1

1

Сюжетная игра. Тестирование

33

12,5

20,5

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮп/п

Наименование объектов и средств УМ и МТ обеспечения


Учебно-методическая литература 1.

Список рекомендуемой литературы для педагога


  1. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).

  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.

  3. Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.

  4. Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.

  5. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 - ФЗ.

  6. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях - Москва, Астрель 2005 -135 с.

2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 -60 с.

4.Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).

5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.

6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.

7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.

8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.

Учебно-практическое оборудование 2. Таблицы по правилам дорожного движения. 1 класс.
Демонстрационный и раздаточный материал (альбомы, карточки, плакаты). Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).


Технические средства обучения 3.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный ноутбук.
Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Принтер.

Акустическая система.


Экранно-звуковые пособия 4.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы Министерство образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) obrnadzor.gov.ru. Федеральное агентство по образованию (Рособразование) ed.gov.ru. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) fasi.gov.ru. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ fsu.mto.ru. Федеральный центр тестирования rustest.ru.

Федеральные информационно-образовательные порталы Федеральный портал «Российское образование edu.ru. Российский общеобразовательный портал school.edu.ru. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» law.edu.ru. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ict.edu.ru. Российский портал открытого образования openet.edu.ru. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» vidod.edu.ru. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» neo.edu.ru.

Сайты издательств Издательство «Просвещение» prosv.ru. Издательство «Вентана-Граф» vgf.ru. Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательский дом «Федоров») zankov.ru. Издательство «Академкнига/Учебник» akademkniga.ru. Реестр примерных основных общеобразовательных программ fgosreestr.ru.


Натуральные объекты 5.

Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):

знаки дорожного движения


Игры и игрушки 6. Настольные развивающие игры по ПДД (лото, игры-путешествия и т.д.)


Оборудование кабинета 7. Ученические столы (парты) двухместные. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения. Тумбы-секции для хранения. Детские стулья. Меловая доска.


17


© 2010-2022