Урок по окружающему миру для 3 класса «Наш край»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру для 3 класса «Наш край»Учитель: Куренная Наталья Фёдоровна

Программа: развивающего обучения Л.В. Занкова

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Наш край»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей родного края.

Задачи: Предметные:

  • сформировать представления учащихся о родном крае;

  • познакомить с географическим положением нашего края;

  • обобщить знания обучающихся о растениях и животных родного края;

Метапредметные:

  • создавать условия для развития у учащихся:

  • навыков работы в группе;

  • монологической и диалогической речи;

  • навыков работы с разными информационными источниками;

  • развивать любознательность, умение работать с картой,

дополнительной литературой;

Личностные:

  • воспитывать положительное отношение к обучению;

  • воспитывать любовь к родному краю;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения:

по источнику получения знаний:

  • словесные;

  • наглядные:

    • демонстрация карт;

    • использование технических средств;

  • практические:

    • практические задания;

    • инсценирование

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительный;

  • иллюстративный;

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

Оборудование урока:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, маршрутный лист, карта Нижегородской области, карточки, маркеры-выделители, выставка книг и исследовательских работ, костюмы для инсценирования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Этап актуализации знаний и мотивация к деятельности

Мотивационная готовность к учебной деятельности. Организует прослушивание песни.

Слушают песню. Целенаправленно слушают учителя.

Личностные

(выражение доброжелательности, мотивация к новому учебному материалу)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

2. Этап проблематизации

Создаёт проблемную ситуацию, организует словарную работу

Поиск информации из различных источников, представление в виде устных ответов.

Коммуникативные

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации)

3. Этап целеполагания и планирования

Читает стихотворение по теме урока, побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

Формулируют тему, определяют учебную задачу, урока, составляют план урока.

Регулятивные (принятие цели и планирование действий)

4. Этап концептуализации

Работа с картой на интерактивной доске. Сообщение нового материала.

Работа по карте фронтальная работа, работа в группах, работают с текстом по карточкам. Сообщение о погоде.

Познавательные (информационные: поиск, фиксация информации)

Коммуникативные

(участвовать в коллективном обсуждении вопроса, диалогические и монологические высказывания)

Познавательные (информационные: поиск, извлечение информации)

5. Этап моделирования

Организует деятельность по применению новых знаний.

6. Рефлексия

Организует рефлексию.

Личностные (самоанализ своей деятельности на уроке, адекватное понимание причин успеха /неуспеха/)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап актуализация знаний и мотивация к деятельности

2. Этап проблематизации

3. Этап целеполагания и планирования

4. Этап концептуализация































6. Рефлексия


- Прозвенел уже звонок, всех позвал он на урок - на урок окружающего мира

Звучит запись песни «Наш край»

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке прозвучала именно эта песня?

- Да, совершенно верно.

- Ребята, как вы понимаете слово край?

- Где мы можем узнать толкование слова край?

  • Толковый словарь

  • Из интернета

  • У взрослых

- Сформулируйте тему нашего урока.

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём!

- Определите учебную задачу урока?

Слайд плана урока

1. Географическое положение

- Начнём наш разговор с географического положения нашего края

яндекс - карта страны

- Назовите самый большой материк земного шара. Занимает треть всей суши. Единственный материк, который омывают все четыре океана земного шара.

- Как образовано название этого материка?

- Какое самое большое в мире государство, занимает значительную часть Евразии?

яндекс - карта России

- Россия как федерация состоит из 49 областей и среди них Нижегородская область.

яндекс - карта Нижегородской области

- В области насчитывается 48 муниципальных районов.

- У вас в группах есть карта Нижегородской области:

- Определите расположение Уренского района на карте Нижегородской области

- Определите и назовите соседей нашего края.

- Территория района составляет более 2 тыс. кв. км

- Численность населения Уренского района приблизительно составляет 35 тыс. человек.

- Административным, хозяйственным и культурным центром района является г. Урень, в котором проживает чуть более 13 тыс. человек.

- Подводя итоги 1 пункта нашего плана, каждый заполните маршрутный лист

2. Климат нашего края

- Определить климат, характерный для нашего края помогут наши ежедневные наблюдения - Прослушаем метеосводки (Ответ дежурного)





- Какая средняя температура сентября?

- А средняя температура октября?

- Климат нашего края - умеренный

- Какая у нас зима?

- Средняя температура самого холодного месяца - января - минус 12 градусов

- А лето, у нас какое?

- Средняя температура самого жаркого месяца - июля - плюс 18,4 градуса

- Подводя итоги, зафиксируйте информацию в маршрутном листе

3. Природная зона

- Как вы думаете, почему, когда люди приезжают в наши края, они всегда обращают внимание на то, что у нас очень чистый воздух и называют наш край «зелёной зоной»?

- Обратимся к тексту на карточке №2. Проведём небольшое исследование: читая текст, поставьте на полях пометки («+» новое, «!» очень интересно, «?» есть вопрос, «» уже знал)

- Найдите и выделите маркером информацию

1 группа - о растительном мире

2 группа - о животном мире

3 группа - работает по атласу Ниж.обл

- Предлагаю каждой группе представить материал исследования, все остальные дополняют информацию в маршрутный лист

- Какие вопросы возникли?

Зона смешанных лесов, подзона южной тайги

- Прежде чем мы продолжим работу, нам необходимо отдохнуть.

Физкультминутка

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас - зелёный луг.

Слева находится лес

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок

Филин крыльями машет. Ух

А ж захватывает дух!

4. Презентации исследовательских работ

- Ребята в группах проводили исследовательские работы по предложенным темам слайд тем,

послушаем результаты исследования, а остальные на местах дополняют маршрутный лист.

1. Герб Уреня

2. Достопримечательности города

- Это небольшая часть достопримечательностей нашего края.

3. Люди земли Уренской - Есть в истории Урень-края люди, чьи судьбы от него неотделимы. Как редкие драгоценные камни, они украшают его венец и, живя, казалось бы, обыденной жизнью, навсегда вписывают в биографию Уреня свои имена. Слайд Храбрыми были уренцы на фронтах ВОВ. Несколько тысяч воинов награждены за боевые подвиги орденами и медалями Родины. Четыре удостоены звания Героя Советского Союза. -Трудными были и послевоенные годы. Но народ работал от зари до зари, восстанавливая разрушенное войной хозяйство. - Достойны любви и памяти такие люди как: Слайд -Абрамов Борис Петрович. Он внес большой вклад в развитие сельского хозяйства и местной промышленности -Смирнов Федосей Прокопьевич был настоящим хлеборобом. -Грибанова Зоя Александровна. Ее любовь к крестьянскому труду, умение организовать людей были замечены руководством колхоза. Она была назначена на должность звеньевой по выращиванию льна. -Пузыч Анатолий Александрович. Это прадед нашего ученика, он о нём расскажет Богомолов. Макарова Н.Ф.

4. Ярмарка - Чего только не найдешь на нашей ярмарке! Все, что душа пожелает! Крестьяне села Семенова славятся искусными деревянными изделиями. Почти все местные крестьяне владели плотницким ремеслом, особенно славилась плотницкая артель из деревни Серово. Было развито кузнечное ремесло, известными кузнецами были Ковалевы, Шмелевы. Климовские гончары привозили свою добротную глиняную посуду - горшки, кринки, плошки. Бондари из деревни Емельяново славились кадками, ушатами. Из деревни Лопатино везли на продажу сани, санки. Братья Жуковы изготавливали до 500 пар обуви и везли их продавать на ярмарку.

- Какая была цель урока?

- Достигли поставленных целей?

- Что нам помогло?

- Что бы вы ещё хотели узнать о нашем крае?

Д.з. (т) с. 25, № 48

Приготовить письменный материал на тему «Наш край». (Новые сведения приветствуются!)

говорить мы сегодня будем о родном крае

- Край есть у стола, у леса,

- Край - место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния

- Можно узнать в толковом словаре.

Работа в группах


«Наш край»

Сформировать представление о нашем крае?

Узнать, как живут и чем занимаются люди?

Познакомиться с тем, что окружает нас?





Это материк Евразия

Название материка образовано сложением названий частей света Европа и Азия

Это государство Россия

Работа в группах

Уренский район расположен в северной зоне Нижегородской области

С запада он граничит с Варнавинским и Ветлужским районами, с севера - с Шахунским, с восточной - с Тонкинским районом, с юга - с Краснобаковским районом.



Сегодня с утра …

облачность …

ветер …

температура воздуха…

Ответы детей

Ответы детей

Холодная многоснежная зима

Нежаркое лето

Индивидуальная работа

Работа с картой Нижегородской области

У нас много лесов

Работа индивидуально

Работа в группах

Ответы детей

Марш на месте

Поворот направо

Поворот

Руки вверх

Прыжки

Махи руками



Отчёт учеников

Слайд - шоу

Отчёт учеников

Сценка

Личностные

(выражение доброжелательности)

Личностные

(учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу)

Коммуникативные

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели и планирование действий)

Регулятивные (удержание цели урока)

Познавательные (информационные: поиск, фиксация информации)



Коммуникативные

(диалогические и монологические высказывания)



Регулятивные (удержание цели урока)

Познавательные: (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме)















Познавательные (информационные: поиск, извлечение информации)







Коммуникативные (участвовать в коллективном обсуждении вопроса)

Познавательные (информационные: поиск, извлечение информации)

Коммуникативные

(монологические высказывания)

Коммуникативные (монологические высказывания)





Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации)





Регулятивные (удержание цели урока)



























































Личностные

(самоанализ своей деятельности на уроке, адекватное понимание причин успеха /неуспеха/)



КАРТОЧКА № 2 Зона смешанных лесов. Она распространена на Восточно-Европейской равнине. На Русской равнине она имеет форму треугольника, широкой стороной обращенного к западной границе, вершина которого лежит в районе Нижнего Новгорода на Волге. Зима здесь холодная многоснежная. Лето нежаркое лето. Вместе с тем климат достаточно влажный. Годовая сумма осадков не менее 600-800 мм. Поверхностный сток больше, речная сеть развита хорошо, и реки многоводны. Преобладают низинные и переходные болота. Зональные почвы дерново-подзолистые, есть бурые лесные. Леса образованы дубом, кленом, липой, ясенем, орешником, растут ель, лиственница и сосна. Под влиянием деятельности человека изменились площади лесов и состав древесных пород. На месте хвойно-широколиственных лесов распространены березняки, осинники и кустарники. Сложные растительные сообщества способствуют формированию разнообразного животного мира, среди которого распространены лось, кабан, волк, лесная куница, рысь, лиса, волк, заяц, древний и редкий вид этой зоны выхухоль и др.; из птиц - иволга, дубонос, дятел, сова, тетерев и др.

«+» новое,

«!» очень интересно,

«?» есть вопрос,

«» уже знал

Герб Уренского района представляет собой геральдический щит, окаймлённый золотом, разделённый на 2 части золотой линией. В верхней части щита - изображение идущего вправо на золотом поле червлённого оленя, золотое поле окаймлено по бокам голубым фоном. Это показывает, что город Урень входит в состав Нижегородской области.

В нижней части щита изображена прыгающая вправо белка на голубом фоне. Над белкой изображение 3 зелёных елей. Название марийское, переводится как «белка».




















Маршрутный лист (ФИ)_____________________________

Уренский край

Географическое положение

Материк


Страна


Область, местоположение


Климат


Природная зона


Растительный мир



Водоёмы


Животный мир



Герб


Достопримечательности









































СЦЕНКА «ЯРМАРКА»

Здравствуйте лебедушки,

Здравствуйте молодушки!

Люди старые и молодые, женатые и холостые, милости просим на нашу ярмарку.

Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!


Открывайте коробейки,
Доставайте копейки.


Покупайте у меня скорее
Хвост да два филея,
Чайник без ручки, без дна,
Только крышка одна.
Настоящий китайский фарфор
Был выкинут на двор.

Оладьи, оладушки! Для деда и бабушки.
Для малых ребяток. На гривну десяток.
Вот оладьи.


Подходите к самовару. Да отведайте чаю.
Я воды не жалею. До краев наливаю.
Если пить хотите, сюда спешите.
Кто замерзнет невзначай,
Тех согреет крепкий чай!

Изделия из бересты

Бери - не пожалеешь ты!

В любой торговой точке

Для девушек цветочки,

Для девочек платочки.
В любой торговой точке!

Иголки не ломки,
Нитки, тесемки,
Румяна, помада,

Кому чего надо!

Чего только не найдешь на нашей ярмарке!

Все, что душа пожелает! Крестьяне села Семенова славятся искусными деревянными изделиями. Почти все местные крестьяне владели плотницким ремеслом, особенно славилась плотницкая артель из деревни Серово. Было развито кузнечное ремесло, известными кузнецами были Ковалевы и Шмелевы. Климовские гончары привозили свою добротную глиняную посуду - горшки, кринки, плошки. Бондари из деревни Емельяново славились кадками, ушатами. Из деревни Лопатино везли на продажу сани и санки. Братья Жуковы изготавливали до 500 пар обуви и везли их продавать на ярмарку.





КАРТА НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЛАСТИ

© 2010-2022