- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад по теме «Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100». Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Доклад по теме «Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100». Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перевозчикова Е.Е. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
Майнская средняя общеобразовательная школа
Городской семинар учителей начальных классов
«Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100»
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Выступила учитель МБОУ МСШ:
Перевозчикова Е.Е. - рук. ШМО нач/классов (I к.),
г. Саяногорск
Перевозчикова Е.Е.,
руководитель ШМО нач/классов
МБОУ МСШ, г. Саяногорск,
Республика Хакасия
«Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100»
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо»
Э. Ильенков
XXI век внёс свои коррективы не только в современную жизнь во всём её многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. С начала 90-ых годов XX века в школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности педагогических коллективов. Школа стала проявлять заинтересованность в развитии сознательной и творчески активной личности.
Какого человека ждёт общество и государство? Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:
-
самостоятельность в выборе и принятии решений;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;
-
готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-
обладание набором ключевых компетенций и способность к их применению;
-
обладание приёмами учения и готовности к постоянному совершенствованию;
-
идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека - гражданина мира;
-
способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
ФГОС II поколения во главу угла ставит личностный результат образования:
- передача знаний и технологий;
- формирование творческих компетенций.
Понятие компетентности решения проблем - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных ситуациях.
Остановимся на образовательных технологиях в МБОУ МСШ в начальной школе:
-
Коллективный способ обучения (КСО).
-
Проблемное обучение через проектную деятельность младшего школьника.
-
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении.
-
Технология дифференцированного обучения по интересам детей (Ирина Николаевна Закатова - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса»
г. Ярославля - кандидат пед/наук)
Основные методы образовательных технологий:
-
частично-поисковый, эвристический;
-
общение в динамических парах, когда каждый учит каждого;
-
исследовательский, групповой (творческая поисковая деятельность)
-
нетрадиционный метод (конкурсы, творческие проекты …);
-
проблемное изложение (работа над проблемой)
Технология дифференцированного обучения по интересам детей даёт возможность реализовать понятие компетентности решения проблем на практике и привести к успешности в обучении с помощью:
-
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
-
активности ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом);
-
связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Что такое творчество?
Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. (С.И. Ожегов)
Творчество - процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом человеке. Эта энергия - положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии.
Творчество ребёнка - важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок переделывает мир под себя и помогает сам себе понять и постичь его лучше.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй этап - процесс создания замысла, ребёнок проявляет творчество, включает своё воображение.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Дети и творчество - понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок посвоей природе - созидатель творчество дети, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное.
Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, и понять, что ему нужно, ребёнок поможет сам. Просто приглядитесь к тому, как ребёнок любит больше всего проявлять себя.
Творчество - вещь добровольная, и не может приходить через силу.
Без преувеличения - наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчества детей и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях. Творчество ребенка может проявляться не только в его делании рисовать или петь, оно также проявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовые приборы. Ведь творческий по натуре человек всегда делает всё не совсем так, как другие. Конечно, в будущем творческий человек может столкнуться с рядом специфических проблем, но именно творчество подскажет ему путь к их разрешению.
Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества - вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.
Целевые ориентации технологии дифференцированного обучения по интересам детей:
-
Развитие творческих способностей
-
Развитие эмоциональной сферы личности
-
Воспитание человека высокой гуманитарной культуры
-
Превращение школы из просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры
Основные положения технологии:
-
Только в атмосфере гуманитарной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации
-
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме
-
Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения
-
Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребёнка с одного отделения на другое
Основные направления развития личности по технологии обучения по интересам, отделения:
-
муз/культуры
-
изо
-
яз/культуры
-
нравственно-патриот-ое
-
экол/ культуры
-
физ/культуры
-
матем/культуры
-
прикладного творчества
Положительные аспекты:
- Усиление мотивации к учёбе, самоопределение ребёнка;
- работа «душевная», «от всего сердца»;
- «Знания усваиваются с аппетитом», раннее развитие природных
способностей ребёнка.
Чего стоит опасаться?
- Интересы ребёнка меняются;
- отсутствие рекомендаций по дозировке погружения ребёнка
в специальную область;
- трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств
личности.
Золотые правила учителя, придуманные самими учителями:
«Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам».
«Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с учениками в поиске».
«Будь для детей добрым другом.
Каждый раз, когда тебе захочется
командовать или рассердиться, вспомни
свое детство и на всякий случай
съешь мороженое».
«Детей можно увлечь только тем, чем
увлечен сам».