Вопросы учащимся и их ответы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопросы обучающимся и их ответы.

Катьетова О.С.

учитель начальных классов

г. Павлодар, ГУШПН «Стикс»


«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы».

(Дж. Тэрбер)


В связи с изменениями, диктуемыми новыми подходами в преподавании, в период прохождения президентских курсов, я поняла, что мне предстоит не только поменять методы и формы работы с детьми, но ломать свои устоявшиеся стереотипы, учиться работать по-новому, перестраивать свою работу под те требования, которые предъявляет время. И начала я с анализа вопросов, которые являются неотъемлемой частью любого урока. О том, насколько ребенок любит и желает задавать вопросы, отвечать на них, можно судить о его активном восприятии и осознанном усвоении знаний. Чтобы задать вопрос о чем-либо, ребенок должен уметь выделить главное, понять проблему и верно сформулировать ее. Следовательно, обучение умению задавать вопросы и отвечать на них, помогает развитию коммуникативных умений и мыслительной деятельности. «Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания и могут поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Есть мнение, что существуют вопросы «низкого порядка» (закрытые) и вопросы «высокого порядка» (открытые). Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Можно использовать следующие техники постановки вопросов: побуждение, апробирование и переориентация. Значение вопросов: Стимулирование Развитие любознательности Формирование знаний Развитие критического мышления Развитие умения учиться друг у друга Углубление и концентрация мышления Разрешение затруднений и сложностей в обучении» [Мерсер, руководство для учителя, стр.157] Впервые я стала задумываться над тем, какие же вопросы я задаю своим ученикам, во время прохождения президентских курсов третьего базового уровня. Конечно, я и раньше, в течение дня задавала очень много вопросов, но ограничивалась только такими, которые требовались для проверки запоминания информации учениками. Занимаясь изучением техники постановки вопросов, я поняла, что вопросы - первое средство обучения, которым нужно умело и правильно пользоваться в ходе урока. И мы, учителя, должны научиться постановке таких вопросов, которые учеников воодушевляют и побуждают их к учению. Планируя уроки по развитию разных типов интеллекта, легко попасть в ловушку, когда все уроки сводятся только к двум уровням - знание и понимание. Используя таксономию Блума, созданную для классификации способности мыслить, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания, можно ставить вопросы, проверяя знания ученика и в то же время, стимулируя его мышление. Остановлюсь на одном из уроков, в классе предшкольной подготовки, с целью проанализировать свои вопросы ученикам, используя схему таксономии Блума (знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка), где я покажу шесть уровней мышления, которые выделяет известный исследователь педагогики.


Тема урока: связь числа с геометрическими фигурами.

Знание

(эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории; воспроизведение терминов, конкретных фактов, методов и процедур, основных понятий, правил и принципов) - Что изображено на доске? (Геометрические фигуры) - закрытый вопрос, который предполагает однозначный ответ. - Как называются эти фигуры? (Прямоугольник, трапеция, треугольник, квадрат, круг, овал) - это точно сформулированный, закрытый вопрос, который предполагает краткий ответ. - Как можно использовать геометрические фигуры? (можно нарисовать домик, построить башню и т.д.) - открытый вопрос, вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы.

- Что можно получить из квадрата? (2 прямоугольника, 2 треугольника, 4 треугольника, тюльпанчик (оригами), нарисовать стол и т.д.) - открытый вопрос, который не содержит каких-либо вариантов ответов, а предполагает опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме.

Вывод:

Закрытые вопросы показывают, насколько хорошо дети знают геометрические фигуры и умеют их различать. А открытые вопросы были использованы на уроке, с целью получить дополнительные сведения о геометрических фигурах.

Понимание

(показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий) - Ребята, перед вами множество карточек, среди них вам нужно отобрать только геометрические фигуры. (Работая в группе, дети выбирают среди картинок только геометрические фигуры).
Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы Этим заданием я проверила умение детей понять смысл преданной информации и употребить ее, сравнивая объекты (геометрические фигуры, с другими предметами - игрушками, животными, техникой, составленными из геометрических фигур).

Применение

(эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) Во втором задании детям было предложено построить космический корабль из геометрических фигур, используя только треугольники и квадраты. (Из набора геометрических фигур, дети выбирают нужные фигуры и строят космическую ракету. Работы вывешиваются на доску. Докладчики защищают свою работу. Группы оценивают друг друга). Одна из групп допустила ошибку, выбрав для ракеты прямоугольник. Проанализировав ситуацию, я поставила для себя цель - вернуться к геометрическим фигурам на следующем занятии, но усложнив задание. Сравнив геометрические фигуры, квадрат и прямоугольник, дети должны были составить в группах вопросы, которые касались бы этих фигур, выбрать самый лучший вопрос и задать его группам. Команды предложили следующие вопросы: - Что можно получить из прямоугольника? (открытый вопрос) - У квадрата и прямоугольника равные стороны? (закрытый вопрос) - Сколько сторон и углов у прямоугольника и квадрата? (закрытый вопрос). Вывод: учить детей задавать открытые вопросы. Каким образом? Через слова-подсказки: Что…, Зачем…., Почему….
Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы Цель этого задания - осознать полученную информацию и применить ее в аналогичной ситуации.

Анализ

(эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура) Составить сравнительную таблицу, выбрав из карточек многоугольники. Это задание было разноуровневым:
Для «медленных детей» Многоугольники Другие фигуры


Для «быстрых детей»: Многоугольники Число


Дети заполняют таблицы. Выполняют взаимопроверку по ключу на обратной стороне карточки. Стратегия «взаимное оценивание в парах» (обмениваются работами и оценивают друг друга) Все дети справились с заданием.
Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы
Цель этого задания - сравнить геометрические фигуры, сопоставить его с числами, и сделать вывод из полученных фактов.

Синтез

(эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) Составить карту опыта по числам и геометрическим фигурам. (Дети составляют карту опыта, из предметов и карточек, которые они отобрали, по теме урока, используя клей, ножницы, маркеры и бумагу. Лидеры групп презентуют работу). Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы Цель этого задания - изобразить ценность полученной информации, на основании личного опыта, чтобы создать что-то новое, другое. Они должны оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение и составить. Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы

Оценка

(учащиеся высказываются о ценности информации на сновании данного критерия, оценивают ситуацию, выражают свое собственное мнение, обсуждают тему)

Дети выполняли следующие виды формативного оценивания:

- самооценивание и взаимооценивание в парах по ключу, через рефлективные дневники, в которых дети вели оценку и анализ своей собственной деятельности.

С какой целью я это делаю?

Данная стратегия позволяет проследить динамику успеха учащегося, относительно его самого. Поэтому оценка деятельности, поставленная самим учащимися, должна предшествовать оценке учителя, который должен понять причину проблемы, с целью ее решения.

Вопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответыВопросы учащимся и их ответы

- Взаимоценивание групп друг другом происходит по критериям сигнальными карточками, либо жестами. Покажу это на примере составления карты опыта учащимися.

Группы составляли карту опыта о связи числа с геометрическими фигурами. Формативное оценивание предполагало взаимооценивание групп сигнальными карточками, основываясь на критерии: число должно соответствовать количеству углов и сторон (предполагалось, что дети увидят связь нуля с кругом и овалом самостоятельно). Дети, используя свои знания и делая логические выводы, выполняли исследовательскую работу. Результатом было то, что одна группа выполнила задание безошибочно, основываясь, на критериях, предложенных им учителем, но дополнив карту собственными знаниями о круге и овале, а вторая группа, проявив творчество, дополнила свою карту предметами, похожими на описываемые геометрические фигуры, что явилось результатом их «умственного мышления». Во время взаимооценивания, группы не только оценили правильность действий учащихся из другой группы, но взяли себе на заметку, то, что сами не увидели и не смогли применить, выполняя задание. Используя таксономию Блума, я попыталась составить задания таким образом, чтобы задания были построены по принципу от простого к сложному, чтобы давая ответ на вопрос более сложный, ученик показал насколько он усвоил информацию. Я увидела результат, меня он порадовал - задания детям нравились, они были вовлечены в работу, и у них было желание учиться дальше. (А когда у нас будет следующий урок математики?)

Детям были предложены задания, благодаря которым они до какой-то степени улучшили свое обучение, благополучно достигнув поставленных перед ними задач. Поэтому передо мной стоит острая необходимость изменения общеобразовательной программы, через разработку специальных заданий, которые будут выполняться с целью развития способностей всех учащихся. И я, как учитель начальных классов должна выступать в роли наблюдателя, с целью выявления и развития способностей своих учеников.

Список использованной литературы:

  1. Искусство преподавания (Беньямин Шульман)

  2. Руководство для учителя.

  3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; - М.: Генезис, 1999. - 272 с.

  4. Вуджек Т. Как создать идею. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 288 с. - (Серия «Тренировка ума»).


© 2010-2022