• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Кормёжка имени Ф.П. Полынина»

Балаковского района Саратовской области



Технологическая карта урока по русскому языку

во 2 классе по Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук ».

Учитель начальных классов

Алексеева Юлия Романовна





с. Кормёжка

2015 г Класс: 2

Предмет: русский язык Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака;

Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарем; уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам

Тип урока: Изучение нового материала

Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов - муж.р., слова с -жь,-шь, -чь,-щь на конце слов - жен.р.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Материал: 1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига Учебник, 2012, 1 часть, с.152-153

2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ЛУУД - личностные универсальные учебные действия

РУУД - регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД - познавательные универсальные учебные действия

КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Цель:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Итак, друзья,

На вас надеюсь, как всегда.

Вы хороший дружный класс.

Все получится у вас!

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация.

Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности


  1. Чистописание

Жж шш чч шш

  1. Словарная работа

-Какие звуки обозначают эти буквы?

- На какие две группы делятся звуки?

- Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

Вывод:

- Вспомните, для чего нужен мягкий знак?



ь

  1. тень

  1. листья

  1. ?

- Можем ли делать третий вывод?

- Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч'],[щ'].

- [ж], [ш] - всегда твердые, [ч'],[щ'] - всегда мягкие

- Для смягчения согласного звука.

- Для разделения согласного и гласного звуков.

- Нет

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности





- Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?

- Давайте проверим наше предположение.

- Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш

- Попробуйте определить род этих слов -названий предметов.

- Сформулируйте тему и цели урока.









- Правописание слов-названий предметов с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Познавательные:

формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV. «Открытие» новых знаний



Цель: научиться определить род слов-названий предметов с основой на шипящий звук Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152 - Откройте Обратный словарь на букву Ч? - Есть слова женского и мужского рода? В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь. - Какого рода все эти слова? -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь. - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? -Почему другие слова написаны всего по одному разу? -Выпишите пять любых слов-названий предметов на -чь. - Какого рода все эти слова? - Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Нет, только мужского рода



- Эти слова имеют разные значения.

- Женского рода

- Слова с основой на -чь женского рода.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические: решение проблемы, построение логической цепи

рассуждений; коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

V. Первичное закрепление

Цель: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук









Работа по учебнику

  1. Упражнение 118 (ч.1, с. 153)

  2. Упражнение 119 (ч. 1, с. 153)

- Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -ш и -шь; -ж и -жь.

- Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ - мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода.

Личностные:

умение выражать мысли.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Дифференцированная работа

Карточка 1.

Запиши правильно слова.

Детены[ш], но[ч'], бро[ш], помо[щ'], мело[ч'], пла[ч'], клю[ч'], до[ч'], ве[щ'], бор[щ'].

Карточка 2.

Запиши слова-названия предметов правильно.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности

-Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?

-Что было легко?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

- Кто доволен своей работой на уроке? -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.



Учебник 1 часть, №120, с.154



Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига Учебник, 2012, 1-2 части.

2. Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012

Запиши правильно слова.

Детены[ш], но[ч'], бро[ш],

помо[щ'], мело[ч'], пла[ч'],

клю[ч'], до[ч'], ве[щ'], бор[щ'].

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

© 2010-2022