Конспект по краеведению для начальных классов по теме «Геральдика - наука о гербах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия

Для 2-4 классов (8-11 лет).

Тема: Геральдика наука о гербах.


Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края. Задачи занятия по формированию УУД:

  1. образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;
2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность. 3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине. Тип занятия: комбинированное. Основные понятия: геральдика, герб, символика Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).


План занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).
  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
  3. Объяснение нового материала (15 мин.).
  4. Динамические паузы (2-3 мин.)
  5. Закрепление материала (7-10 мин.)
  6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний

-Ребята, я вам сейчас предлагаю поделиться на две команды.

-Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

-Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

-А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

-А что есть у каждого города, района, края, страны?

-Правильно, это и будет темой нашего занятия.

-Мы придумаем себе названия.

-Мы придумаем себе отличительные знаки.

-Герб и Флаг.

Объяснение нового материала

-Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика?

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса - орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Динамическая пауза

Игра «Крокодил» см. Приложение 1

Учащиеся выполняют задание игры

-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий.

Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

Далее на слайде показаны эмали, которые используются в геральдике при создании гербов.

Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями.

Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

Зелень - (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

(Слайд 12)

Далее на слайдах 13-14 показаны животные, которые изначально изображались на гербах.

Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах



-Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

-Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

-Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?



-Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

























-На слайдах изображены животные:

1.Лев

2.Орел

3.Дракон

4. Вайверен

5.Единорог

6.Феникс

7. Грифон

8.Саламандра

9. Антилопа

-Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

-На слайде изображен герб Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен медведь.

-На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

черный, красный, желтый, белый, голубой.

Желтый - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Голубой - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Чёрный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Медведь держит в своих лапах еще один герб.

Закрепление материала

Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

Рефлексия Рефлексия - что узнали. Рефлексивный тест. Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в работе.
  3. На занятии было над чем подумать.
  4. На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия. Ученики самостоятельно выполняют тест.





Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

Подведение итогов
Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии.

Приложение 1 Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.

© 2010-2022