- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по краеведению для начальных классов по теме «Геральдика - наука о гербах»
Конспект по краеведению для начальных классов по теме «Геральдика - наука о гербах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ницак И.В. |
Дата | 26.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия
Для 2-4 классов (8-11 лет).
Тема: Геральдика наука о гербах.
Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края. Задачи занятия по формированию УУД:
- образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;
План занятия:
- Организационный момент (3-5 мин.).
- Актуализация знаний (7-10 мин.).
- Объяснение нового материала (15 мин.).
- Динамические паузы (2-3 мин.)
- Закрепление материала (7-10 мин.)
- Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия
Этапы занятия
Действия педагога
Действия учащихся
Организационный момент
Приветствие учащихся. Сохранность контингента.
Актуализация знаний
-Ребята, я вам сейчас предлагаю поделиться на две команды.
-Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.
-Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?
-А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?
-А что есть у каждого города, района, края, страны?
-Правильно, это и будет темой нашего занятия.
-Мы придумаем себе названия.
-Мы придумаем себе отличительные знаки.
-Герб и Флаг.
Объяснение нового материала
-Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика?
Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)
Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса - орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.
Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)
На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга
Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Динамическая пауза
Игра «Крокодил» см. Приложение 1
Учащиеся выполняют задание игры
-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий.
Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)
Далее на слайде показаны эмали, которые используются в геральдике при создании гербов.
Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями.
Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.
Зелень - (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.
Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.
Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)
Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.
Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:
Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
(Слайд 12)
Далее на слайдах 13-14 показаны животные, которые изначально изображались на гербах.
Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах
-Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?
-Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.
Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?
Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?
Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.
Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?
-Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?
-Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?
Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.
-На слайдах изображены животные:
1.Лев
2.Орел
3.Дракон
4. Вайверен
5.Единорог
6.Феникс
7. Грифон
8.Саламандра
9. Антилопа
-Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов
-На слайде изображен герб Хабаровского края.
На гербе Хабаровского края изображен медведь.
-На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:
черный, красный, желтый, белый, голубой.
Желтый - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Голубой - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Чёрный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Медведь держит в своих лапах еще один герб.
Закрепление материала
Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.
Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.
Рефлексия Рефлексия - что узнали. Рефлексивный тест. Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в работе.
- На занятии было над чем подумать.
- На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.
На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.
Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия. Ученики самостоятельно выполняют тест.
Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.
Подведение итогов
Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии.
Приложение 1 Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.