Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полушкина Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135

с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» г. Перми


Сценарий урока русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Тип урока: получение новых знаний


Цель: создать условия для формирования умения отличать собственные и нарицательные имена существительные. Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты: - понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты: личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. Формируемые УУД: - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД); - уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД); - уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД); - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД); - выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД); - формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД); - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока

I Организация начала урока

Здравствуйте, ребята!

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее - значит всё у нас получится!

II Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Разделите лист на две части.

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик - одушевленные.
- Проверьте себя. (на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок) - Оцените правильность выполнения «смайликом» - Молодцы, с этим заданием справились.
. III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде: Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.
имя отчество фамилия









- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего - нарицательными именами существительными.


- Попробуйте назвать тему нашего урока. (на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.) - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? Слово "собственный" происходит от старославянского собьство ,что означает "свое", "личное" , "себе принадлежащее". - Имена, отчества, фамилии людей - это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные - несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - называть.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц - это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.



Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. V. Первичное закрепление знаний

Учитель: У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:

  • ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

  • САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

  • НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

  • ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ.

  • ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ.

  • АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ.

  • УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

  • ПЕТЯ РЫБАКОВ БЫЛ В ГОСТЯХ У РЫБАКОВ.

  • ГЕНА РОСТОВ ПОЕХАЛ В ГОРОД РОСТОВ.

  • НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

  • КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

  • ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

  • ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

  • ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

Проверка VI. Вторичное закрепление знаний - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Как называется город, в котором мы живём? - Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - Николаевск

(слайд)

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

Мы сейчас будем работать в группах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.

______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . Основателем города является __________________________________________________, памятник которому находится на улице ____________________ .

Данные для справок:

Кама, Ленина, Татищев Василий Никитич, Пермь.

-Какой у вас получился рассказ? (слайд)

Выпишите три предложения, подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

VII. Рефлексия деятельности


Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись. (слайд № 8)

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел - это город или птица, Зеленая - это улица или цвет, Мишкина Соня - это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. ( слайд №9)
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

VIII. Домашнее задание:

У. стр. 52, 53 правило

Учебник стр. 53 упр. 90 или 91 на выбор

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».


© 2010-2022