Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Явасская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района РМ


Рассмотрена и одобрена

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 27. 08. 2015 г.

Руководитель МО _________/С.В. Калачёва /

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Явасская СОШ»

____________/Л.С. Михайлова /

28 августа 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

3 класс

Составитель:

Боздунова Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

п. Явас

2015-2016 уч. г.

  1. Пояснительная записка.


Программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе ФЗ «Образования в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта, примерных программ по русскому языку, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.И. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2011).

Цели и задачи изучения учебного предмета в 3 классе.


В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели: Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:  развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета; • формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Общая характеристика учебного предмета Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.). Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами. Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи. В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь - врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных
и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи. Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями. Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление). Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.

Внесённые изменения в рабочую программу и их обоснование


В примерную учебную программу внесены следующие изменения в распределении количества часов:

  • 2 часа из раздела «Повторение» добавлены в раздел «Текст. Предложение. Словосочетание», что объясняется повышенной степенью сложности учебного материала.
  • 1 час из раздела «Повторение» добавлен в раздел «Состав слова», что объясняется повышенной степенью сложности учебного материала.

Описание места курса в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» включен в обязательную часть учебного плана. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 3 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).







Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи. Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе. «Русский язык» - это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.













Используемые образовательные технологии и приёмы, основные формы организации образовательного процесса


Основные технологии организации образовательного процесса:

  • Технология традиционного обучения
  • Технология проблемного обучения
Знания приобретаются только в процессе раз­решения проблемных ситуаций.
  • Обучение с использованием ИКТ
  • Обучение на основе «учебных ситуаций».
Дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.
  • Игровые технологии
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. С их помощью можно решать целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
  • Здоровьесберегающие технологии.
Они включают в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз.
  • Уровневая дифференциация
Предполагает добровольность в освоении повышенного уровня требований. Предусмотрены задания разного уровня трудности.
  • Информационные и коммуникационные технологии
Нацелены на активную позицию ученика на уроке. Предусмотрены: коллективный диалог, работа в парах, в четвёрках, в группах.
Основные методы и приемы организации образовательного процесса:
  • словесные (беседа, опрос, разъяснение и др.)

  • наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация, показ и др.);

  • практические (упражнение, проверочная, самостоятельная работа и др.).

  • частично-поисковые;

  • проблемные;

  • исследовательские.


Основные формы организации образовательного процесса:
  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • коллективная
  • фронтальная

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета в 3 классе.


Личностные результаты Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; • осознание своей этнической и национальной принадлежности; • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре; • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности; • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.); • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы; • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь; • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя; • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу; • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках); • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме; • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; • пользоваться словарями и справочным материалом учебника; • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; 310 • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения; • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; • проявление собственного уровня культуры; • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней; • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста; • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера; • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; • знакомиться с жанрами объявления, письма; • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Обучающийся получит возможность научиться: • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки; • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи; • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: • характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объёме изученного); • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах; • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными; • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов; • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника); • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя; • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи; • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Обучающийся получит возможность научиться: • осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии); • оценивать уместность использования слов в тексте; • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; • размышлять над этимологией некоторых слов-названий; • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: • владеть опознавательными признаками однокоренных слов; • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; • выделять нулевое окончание; • подбирать слова с заданной морфемой; • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. Обучающийся получит возможность научиться: • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; • различать изменяемые и неизменяемые слова; • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; • сравнивать, классифицировать слова по их составу; • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу; • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология Обучающийся научится: • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам; • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем времени); • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные; • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не; • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. Обучающийся получит возможность научиться: • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; • наблюдать за словообразованием частей речи; • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис Обучающийся научится: • различать предложение, словосочетание и слово; • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; • различать понятия «члены предложения» и «части речи»; • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения; • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания; • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. Обучающийся получит возможность научиться: • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; • выделять в предложении основу и словосочетания; • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце); • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять ранее изученные правила правописания, а также: • непроизносимые согласные; • разделительный твёрдый знак (ъ); • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); • безударные родовые окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; • раздельное написание частицы не с глаголами; б) подбирать примеры с определённой орфограммой; в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов); ж) писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания: • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); • е и и в суффиксах имён существительных (ключик - ключика, замочек - замочка); • запятая при обращении; • запятая между частями в сложном предложении; • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени; б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).














4. Содержание учебного предмета.


3 класс (170 ч)


1. Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.


2. Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
3. Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

4. Состав слова (17 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

5. Правописание частей слова (29 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
6. Части речи (76 ч)
Имя существительное (30 ч) Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (19 ч) Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч) Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (21 ч) Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
7. Повторение (11 ч)
Части речи. Текст. Типы текстов. Предложение. Разбор предложений по членам. Правописание слов с изученными орфограммами. Состав слова.



























6. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.



Наименование объектов



Количество объектов


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: просвещение, 2014.

Учебники (библиотечный фонд)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2014.

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия

Канакина В.П.. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2014.

1




26


26




25


25




1

Печатные и демонстрационные пособия.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.

26


2

Технические средства обучения

Настенная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и др.

1


Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Мультимедийный экран.

Принтер лазерный. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа : festival.1september.ru 4. km.ru/education

5. uroki.ru

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П.. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. - М.: Просвещение, 2014.

Аудиозаписи и видеофильмы в соответствии с программой учебного предмета.

26

























7. Список литературы.


Литература, рекомендованная для учителя:

1. ФГОС.


2. Русский язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.


3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочие программы. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М. : Просвещение, 2011.

4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

5. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов

в 2015 - 2016 учебном году: метод. рекомендации / сост. В.А. Орехова; МО

Республики Мордовия; МРИО. - Саранск, 2015. - 159 с.


Литература, рекомендованная для обучающихся:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

2. Канакин В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012.




© 2010-2022