Рабочая програма для дополнительного образования в 1 классе Моя читалия

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А.Яковлевой «Моя читалия».Курс «Моя читалия»является продолжением основного учебного предмета «Литературное чтение»,разработанного «Общеобразовательной системой Школа 2100»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса разработна на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) автора Яковлевой М.А. // Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. - М.: Баласс, 2013. - 288 с. (Образовательная система «Школа 2100») Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе следующих документов: - письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса соответствует всем нормативно - правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПин. Программа внеурочной деятельности является нормативно-управ­ленческим документом и характеризует систему организации вне­урочной деятельности образовательного учреждения (далее ОУ). Она является компонентом основной образовательной программы начального общего образования (НОО), средством фиксации содер­жания дополнительного образования. Цель разработки программы: сохранение единого образователь­ного пространства ОУ и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов и способов организа­ции внеурочной деятельности. Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в началь­ной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуаль­ных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллек­туальную направленность. Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расшире­нии круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практиче­ское знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знаком­ство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет уча­щимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.Актуальность программы «Моя Читалия» Постоянно растёт объём информации, которую должен перерабо­тать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успеш­ным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить бла­годаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению. Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с урока­ми литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удоволь­ствие от чтения, приобретать читательский опыт. Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий раз­вивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электрон­ных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каж­дому человеку в современном обществе. С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий исто­рию, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих. Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагоги­чески целесообразным в связи с тем, что она способствует формиро­ванию читательской культуры, развитию коммуникативной компе­тенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся. Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач: - расширить литературно-образовательное пространство младше­го школьника; - приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познаватель­ных и регулятивных учебных умений; - формировать навыки библиотечного пользователя.

Отличительные особенности данной программы:

  1. Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского опыта младших школьников.
  2. Материал занятий представляет собой синтез литературы, му­зыки, художественного труда, живописи, кино, физической куль­туры.
  3. Каждое занятие - часть целого. В результате получается инди­видуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Объём: программа рассчитана на 1 год обучения учащихся млад­шего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут в 3-м классе. Курс рассчитан на 35 часов в год.

Формы проведения занятий Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературно­го и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, худо­жественная мастерская. Программа курса составлена с учётом особенностей интеллекту­ального и физиологического развития обучающихся 3 класса.

Предполагаемая результативность курса В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следу­ющие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • потребность в систематическом чтении;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучаю­щее, выборочное, поисковое);
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • культура чтения;

  • восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
  • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.

Регулятивные учебные умения:

  • умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных дей­ствий;
  • умение самостоятельно работать с новым произведением;

  • умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлеж­ности;
  • умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библи­отечным фондом);
  • умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопеди­ями;
  • умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.

Коммуникативные учебные умения:

  • умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументи­ровать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать свои суждения об этических и нравственных ценно­стях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
  • вести диалог о прочитанной книге;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные результаты: - эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы мораль­ного поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочте­ния и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позво­ляющих сохранять и укреплять здоровье.
Способы определения результативности - анкетирование, тести­рование.

Форма подведения итогов реализации программы:

  • театрализованное представление;

  • выставка творческих работ;

  • проектная работа.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • книжный фонд;

  • медиатека;

  • видеотека;

  • принтер;

  • бумага;

  • цифровой фотоаппарат;

  • компьютер;

  • мультимедийное оборудование: экран и мультипроектор.

Формы и средства контроля:

  • Театрализованное представление;

  • выставка творческих работ;

  • проектная работа.


Способы определения результативности: - анкетирование; - тестирование.




Учебно - тематический план

п/п

Содержание

Теорет. часы

Практич. часы

Всего часов

1

Что читали? Что узнали?

-

1

1

2

Богатое наследие России

-

1

1

3

Раздел 1. Литературная Москва

-

6

6

4

Экскурсия в литературный музей

2


2

5

Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России

-

3

3

6

Раздел 3. Писатели земли Тульской

-

3

3

7

Раздел 4. Родом из Центра России

-

6

6

8

Раздел 5. Вдоль по Волге - реке

-

4

4

9

Раздел 6. «В стране чудес и несметных сокровищ»

-

4

4

10

Писатели моего края

-

3

3

11

Проект «Литературный музей»


2

2


ВСЕГО:

2

33

35

Содержание факультативного курса

Тема 1. Что читали? Что узнали? (1 ч.) Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися авто­ра. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.

Тема 2. Богатое наследие России (1 ч.) Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.

Раздел 1. Литературная Москва (6 ч.) Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Ко­валя, Г. Снегирёва.

Тема 3. По Пушкинским местам.

Тема 4. Как жадность может погубить(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Тема 5-6. Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского).

Тема 7. Путешествие во времени с К. Булычёвым.

Тема 8. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв).

Тема 9-10. Экскурсия в литературный музей.
Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.) О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др. Тема 11. От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева). Тема 12. О чём пишут в «Лесной газете»? Тема 13. «Чудетство» М. Яснова.
Раздел 3. Писатели земли тульской (3 ч.)

Заочное путешествие в дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки». Тема 14. В гости к графу в Ясную Поляну. Дом - музей Л.Н. Толстого. Тема 15. Познать мир и сделать его лучше (Рассказы, были Л.Н. Толстого). Тема 16. Может ли учебник быть захватывающе интересным (К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки»).
Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.) О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «В начале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом». А.П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина. Тема 17. С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний». Тема 18. Поэзия С.Я. Маршака. Тема 19-20. Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом». Тема 21. Дальние страны А.Гайдара. Тема 22. Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина).
Раздел 5. Вдоль по Волге - реке (3 ч.) О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко». Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
Тема 23. «О, Волга! Колыбель моя…» (Н. Некрасов «стихи для детей». Тема 24. «О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»). Тема 25. Л. Кассиль и его мальчики.
Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (6 ч.) О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина. Тема 26. Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина - Сибиряка). Тема 27. Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка). Тема 28. Что такое соавторство.

Тема 29. Давай поговорим с середины Земли (творчество М.Д. Сергеева).

Тема 30. На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»).

Тема 31. В гости в Забайкалье (стихи Г. Граубина).

Тема 32-33. Писатели моего края.

Тема 34-35. Проект «Литературный музей». Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей (ролевая игра).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

Что читали? Что узнали?

1

05.09.2014


2

Богатое наследие России

1

12.09.2014


Раздел 1. Литературная Москва (6 ч.)

3

По Пушкинским местам

1

19.09.2014


4

Как жадность может погубить(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

26.09.2014


5-6

Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского)

2

03.10.2014

10.10.2014


7

Путешествие во времени с К. Булычёвым

1

17.10.2014


8

Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв)

1

24.10.2014


9-10

Экскурсия в литературный музей

2

31.10.2014

14.11.2014


Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.)

11

От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева)

1

21.11.2014


12

О чём пишут в «Лесной газете»?

1

28.11.2014


13

«Чудетство» М. Яснова

1

05.12.2014


Раздел 3. Писатели земли тульской (3 ч.)

14

В гости к графу в Ясную Поляну. Дом - музей Л.Н. Толстого

1

12.12.2014


15

Познать мир и сделать его лучше (Рассказы, были Л.Н. Толстого)

1

19.12.2014


16

Может ли учебник быть захватывающе интересным (К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки»)

1

26.12.2014


Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.)

17

С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний»

1

16.01.2015


18

Поэзия С.Я. Маршака

1

23.01.2015


19-20

Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом»

2

30.01.2015

06.02.2015


21

Дальние страны А.Гайдара

1

13.02.2015


22

Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина)

1

20.02.2015


Раздел 5. Вдоль по Волге - реке (3 ч.)

23

«О, Волга! Колыбель моя…» (Н. Некрасов «стихи для детей»

1

27.02.2015


24

«О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»)

1

06.03.2015


25

Л. Кассиль и его мальчики

1

13.03.2015


Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (6 ч.)

26

Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина - Сибиряка)

1

20.03.2015


27

Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка)

1

03.04.2015


28

Что такое соавторство

1

10.04.2015


29

Давай поговорим с середины

Земли (творчество М.Д. Сергеева)

1

17.04.2015


30

На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»)

1

24.04.2015


31

В гости в Забайкалье (стихи Г. Граубина)

1

30.04.2015


32 - 33

Писатели моего края

2

08.05.2015

15.05.2015


34- 35

Проект «Литературный музей»

2

22.05.2015

29.05.2015



Итого:

35




Список литературы

  1. Писатели нашего детства. 100 имён: Биографический словарь в 3 частях. - М: Либерия, 2000.
  2. Из жизни замечательных детей: Сборник рассказов / А.А. Уса­чёв и другие. - М: РИЦ МДК, 2001.
  3. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  4. К.Г. Паустовский «Михайловские рощи». «Барсучий нос».
  5. К. Булычёв «Девочка с Земли».
  6. Рассказы Ю. Ко­валя, Г. Снегирёва.
  7. Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого.
  8. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
  9. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово».
  10. В. Бианки «Лесная газета».
  11. М. Яснов «Неправильные глаголы», «Радость».
  12. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
  13. Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
  14. А.П. Гайдар «Дальние страны».
  15. Рассказы М. Пришвина.
  16. М. Горький «Детство», «Воробьишко».
  17. Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
  18. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки».
  19. Е. Пермяк. Рассказы и сказки.
  20. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда».
  21. М.Д. Сергеев «В чудесном доме».
  22. В. Крапивина «Рейс "Ориона"».
  23. Г. Граубин. Стихи.
22. И. Черемных. Рассказы.

1

© 2010-2022