- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта по русскому языку 2 класс Обобщение знаний об имени существительном
Технологическая карта по русскому языку 2 класс Обобщение знаний об имени существительном
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Синякова Е.А. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Программа: «Школа России». Предмет: Русский язык. Класс: 2 класс.
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном. Формируемые УУД:
Регулятивные:
1. По заголовкам , по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу.
2.Осознавать границы собственных знаний.
3. выполнять различные УД , пользоваться разными способами помощи
4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы
5. Контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативные:
1.Всупать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками , осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению
2. Объяснять лексическое значение слов
3.Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять мысли другого.
Познавательные:
1Дать представление об имени существительном как части речи.
2.Распознавать И.С. среди других частей речи.
3. Ставить вопросы к И.С., изменять И.С. по вопросам.
4. Группировать их по лексическому значению.
Личностные
-
Способствовать смысл учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов
2.Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности
3. Выходы из спорных ситуаций;
4. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат
Планируемые результаты:
-
Знание, что такое имя существительное
-
Умение находить его в предложении
-
Знание, что слова способно назвать все в окружающем мире.
Формы организации урока
-Индивидуальная
-Фронтальная
-Групповая
Оборудование- компьютерная презентация, учебник, доска, наглядный материал
Оборудование:
а) для учителя: учебник «Русский язык»; карточки с китами; презентация;
б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь. Техническое обслуживание: проектор, экран. Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
Ход урока.
№
п/п
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
2.1.
Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.
На экране написаны ряды слов.
Cлайд1.
-Найди лишнее слово:
-
Команда, футбольный, хоккейный.
-
Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.
-
Добрый, солнце, веселый, злой.
-
Побеждать, радоваться, играть, молодёжь.
-Команда (прилагат.)
-Дмитрий (фамилии)
-Солнце (прилагат.)
-Молодёжь (глаголы)
-Выпишите лишние слова через запятую.
-Команда, Дмитрий, солнце, молодёжь.
-Объедините слова по нескольким признакам.
-
все слова существительные;
-
Дмитрий - имя собственное, остальные - нарицательные;
-
молодёжь имеют только форму единственного числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч. Определите число каждого сущ.
-
Дмитрий и молодёжь - одушевленные сущ., а остальные - неодушевленные.
Предположения детей. -Опеределите род сущ.
-Команда-ж.р., Дмитрий-м.р., солнце-ср.р., молодежь-ж.р.
3. Сообщение темы и целей урока.
3.1
Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык. -Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии. Cлайд 2. -Название острова образовано от слова лингвистика.
Слайд 3. -Ребенок прочитает из словаря Ожегова и Даля значение слова лингвистика.
-Лингвистика - это наука о языке. Слайд 4. -На этом острове много стран. (11) Многие страны вам еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как вы уже догадались: Имя существительное. Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном. За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов, значит он самый умный. А сова, как правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед! -Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих предмет. Имя существительное стоит на «трех китах» - трех грамматических признаках.
-Откуда пришло выражение «три кита»?
-О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в экономике) -Три кита - это фундамент чего-либо. Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке?
-В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах.
4. Обобщение и систематизация знаний.
4.1.
Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.
Учитель открывает 1 кит: грамматическое значение: на экране и доске.
Слайд 5. -Что такое имя существительное? Примеры.
-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что? Слайд 6. -Что может обозначать имя сущ. кроме предмета?
-Сущ. называют явления природы, признаки, действия) Слайд 7.
-Образуйте и запишите сущ. от:
-
глаголов: бежать, кричать, прыгать;
- прилагательных: интересный, сильный, добрый.
-Приведите несколько сущ., которые называют явления природы.
По цепочке учащиеся пишут на доске: «Действие: бег, крик, прыжок. Признаки: интерес, сила, доброта.
Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь. Предмет: береза, стол, стул». -Докажите, что вы поняли, что сущ. обозначает предмет. Мы оказываемся в сказке Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
Слайд 8. Бармаглот - вероятно, самая известная попытка ввести в язык несуществующие слова, подчиняющиеся, тем не менее, всем законам языка. Первое четверостишие практически целиком состоит из несуществующих слов, за исключением служебных
Найдите в отрывке «зазеркальные имена существительные». Подчеркните имена сущ.:
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
Работа на карточках.
Взаимопроверка.
-Эти слова похожи на наши. Определите число каждого сущ.
-Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке имени существительного.
-Шарьки, зелюки, мюмзики - мн.ч., по наве, в мове - ед.ч.
5. Физкультминутка.
5.1.
Забота о здоровье учащихся.
-Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.
-Круговые движения глазами.
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1.
Учитель открывает 2 кит: морфологический кит (число, род, падеж): на экране и доске.
Слайд 9.
-Ребята, а как умеют изменяться имена сущ.?
- Оказывается имя сущ. изменяется еще по родам и падежам. Но для вас это неизведанная дорожка,по которой мы пойдем в 3 классе
-По числам.
Слайд 10.
Игра «Волшебный квадрат».
Слайд 11.
Учитель читает слова, дети отмечают: ед., мн.
-ножницы, пальто, конь, духи
лагерь, соседи, сугробы, ветер
метель, окна, опилки, молодежь
грибы, ельник, трамвай, деревни
-Закрасьте синей ручкой мн.ч.
-Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.
Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах».
Самопроверка. Рефлексия.
Слайд 14.
Игра «Путаница».
-Напиши правильно слова. Укажи род имен сущ.
Леодоя, торавкь, скерол, винад.
-А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы одного и того же слова.
-Одеяло-ср.р., кровать-ж.р., кресло-ср.р., диван-м.р.
Слайд 15.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте!
Учитель читает стих.
-Формы какого одного и того же слова вы услышали?
-Верно. Не путать с однокоренными словами
-Кот.
-Слово кот какое существительное одушевленное или неодушевленное?
-А сейчас откройте учебники на с.99, упр.115.
-Одушевленное.
Работа по вариантам. 1 вариант находит в первом предложении неодушевленное сущ. и изменяет по падежам, а 2 вариант - во втором предложении. Выполняем самостоятельно.
Проверка.
Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.
6.2.
Слайд 17.
-
и костер небольшого сидели у собака охотник
-
столица Родины Москва нашей
Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране.
-Составьте предложения.
Слайды 18-19.
-Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.
-Найдите главные члены в предложениях.
Творческая работа.
-Охотник и собака сидели у небольшого костра. Москва - столица нашей Родины.
-Охотник и собака сидели. Москва-столица.
-Определите синтаксическую роль в предложении.
Это и есть 3 кит: синтаксический признак.
Учитель открывает 3 кит: на экране и доске.
слайд 20
-Имя существительное может быть в роли подлежащего и в роли сказуемого.
7. Контроль. Самопроверка знаний.
7.1.
Проверка знаний.
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя существительное.
Награждение медалью «Большая сова».
-Молодцы.
Индивидуальная работа работают по карточкам.
8. Домашнее задание.
8.1.
-Ребята, приближается международный Женский день. В канун праздника 8 марта вы дома составите рассказ, используя все слова из упр.112 на с.98.
9. Итог урока.
9.1.
Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.
-Подведём итоги. Что же за «три кита» в русском языке?
-И напоследок. Сказало сущ. «Я слово удивительное!»
Чем оно удивительно? Послушайте, как поэт Шибаев написал об этом в стихотворении.
Ответы детей.
7