Урок русского языка во 2 классе Мягкий знак

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Мягкий знак - показатель мягкости согласных».


Задачи:

- наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями;

- развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

- упражнение в переносе слов с мягким знаком в середине.


Ход урока.


1. Оргмомент. Ужасно интересно, все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. 2. Актуализация знаний. 1) Чистописание:

на доске записаны гласные: а у ы э о

я ю и е ё. - Что это за буквы? Запишите их в тетрадь. - По какому признаку гласные разделили на 2 группы? - Какие гласные обозначают мягкость согласных? 2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик - слова, в которых мягких согласных нет. Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд. Дети записывают слова в 2 столбика: милый мыло денёк лук люстра радуга отряд
3. Постановка темы и задач урока. - Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко? Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных. - А в какой столбик запишите слово моль? - В нем есть мягкий согласный звук? Какой? - Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко? - Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока. Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник. Без него не написать 30, 20, 10, 5. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему у дома угол превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал … Дети произносят отгадку: мягкий знак. Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных». - Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо: 1) Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке. 2) Вспомнить, в чем особенность мягкого знака. 3) Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.
4. «Открытие» нового знания. 1) Наблюдение над словами с мягким знаком. Работа в парах на листочках. -Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик. Место наказания провинившихся детей. Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. Емкость для хранения варенья. Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту. Дети записывают слова-отгадки в столбик. - Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком. В результате в тетради учащихся получается следующая запись. Угол уголь Мел мель Банка банька Шест шесть -Чем отличается написание слов второго столбика? -Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
Физкультминутка.
А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность ь. Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.

Уголь - 5 букв, 4 звука.

Мель - 4 буквы, 3 звука.

Банька - 6 букв, 5 звуков.

Шесть - 5 букв, 4 звука.

- Почему звуков меньше, чем букв?

Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит лишь для смягчения согласных.

- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Вовы Колесникова. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.

Учитель читает письмо.


Здравствуйте, ребята.

Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме?

Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,

деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось.

-У Вовы не уместилось на строке слово васильки. Он перенес его так: васи-льки. Согласны ли вы с ним?

- Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине?

Повторение правила переноса слов.

- Разделите записанные слова для переноса.

4. Закрепление знаний и умений.

Работа по учебнику«Русский язык»: c. 124 упр.201, упр.203

5. Итог урока. Домашнее задание: с.125, упр.204

На доске пословица: Не гордис званием, а гордис знанием.

- Все ли правильно написано? В чем ошибка?

Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»

- Как понимаете смысл пословицы?

- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак?

- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?

- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.


© 2010-2022