- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе Мягкий знак
Урок русского языка во 2 классе Мягкий знак
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарук Я.Р. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Мягкий знак - показатель мягкости согласных».
Задачи:
- наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями;
- развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
- упражнение в переносе слов с мягким знаком в середине.
Ход урока.
1. Оргмомент. Ужасно интересно, все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. 2. Актуализация знаний. 1) Чистописание:
на доске записаны гласные: а у ы э о
я ю и е ё. - Что это за буквы? Запишите их в тетрадь. - По какому признаку гласные разделили на 2 группы? - Какие гласные обозначают мягкость согласных? 2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик - слова, в которых мягких согласных нет. Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд. Дети записывают слова в 2 столбика: милый мыло денёк лук люстра радуга отряд
3. Постановка темы и задач урока. - Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко? Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных. - А в какой столбик запишите слово моль? - В нем есть мягкий согласный звук? Какой? - Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко? - Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока. Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник. Без него не написать 30, 20, 10, 5. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему у дома угол превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал … Дети произносят отгадку: мягкий знак. Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных». - Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо: 1) Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке. 2) Вспомнить, в чем особенность мягкого знака. 3) Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.
4. «Открытие» нового знания. 1) Наблюдение над словами с мягким знаком. Работа в парах на листочках. -Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик. Место наказания провинившихся детей. Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. Емкость для хранения варенья. Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту. Дети записывают слова-отгадки в столбик. - Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком. В результате в тетради учащихся получается следующая запись. Угол уголь Мел мель Банка банька Шест шесть -Чем отличается написание слов второго столбика? -Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
Физкультминутка.
А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность ь. Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.
Уголь - 5 букв, 4 звука.
Мель - 4 буквы, 3 звука.
Банька - 6 букв, 5 звуков.
Шесть - 5 букв, 4 звука.
- Почему звуков меньше, чем букв?
Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит лишь для смягчения согласных.
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Вовы Колесникова. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.
Учитель читает письмо.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме?
Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,
деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось.
-У Вовы не уместилось на строке слово васильки. Он перенес его так: васи-льки. Согласны ли вы с ним?
- Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине?
Повторение правила переноса слов.
- Разделите записанные слова для переноса.
4. Закрепление знаний и умений.
Работа по учебнику«Русский язык»: c. 124 упр.201, упр.203
5. Итог урока. Домашнее задание: с.125, упр.204
На доске пословица: Не гордис званием, а гордис знанием.
- Все ли правильно написано? В чем ошибка?
Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак?
- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?
- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.