- Преподавателю
- Начальные классы
- «ФГОС: опыт работы в 1 классе»
«ФГОС: опыт работы в 1 классе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пикалова Е.П. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
ДЕВЯТАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ НАУЧНО -ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации»
«ФГОС: опыт работы в 1 «Б» классе»
Учитель начальных классов
Пикалова Елена Петровна
2012г. Задача современной образовательной системы - не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию
А.М. Кондаков
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Задача начального образования - формирование УУД, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Единые подходы и принципы, лежащие в основе учебно - методического комплекта, способствуют формированию у детей прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию; развитию важных воспитательных задач.(слайд 3)
Год назад я активно включилась в изучение, а затем и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, я выбрала УМК «Планета Знаний» под редакцией И.А. Петровой, так как системно -деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения. (слайд 4) Мой кабинет также как и все остальные кабинеты начальной школы, оснащен мультимедийной установкой, веб-камерой, интерактивной доской и прямым выходом в Интернет. Я имею автоматизированное рабочее место. Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня была создана группа продленного дня, расписание кружков, организовано горячее питание для учащихся. (слайд 5)
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. (слайд 6 ) В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.(слайд 7) Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
- планирование,
- формирование,
- диагностика,
- план корректировки,
- подбор заданий
- рефлексия (слайд)
На первом родительском собрании обсуждался УМК для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Родители, были ознакомлены с учебным планом начальной школы, недельной учебной нагрузкой по предметам. С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в классе родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам .( слайд 10) Это семь направлений внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, общеинтеллектуальная, общекультурная, социальной направленности. Родители вместе со своими детьми-первоклассниками осуществляли выбор направлений внеурочной деятельности и конкретных кружков, секций . По заявлениям родителей дети посещали кружки: «Айболята»,«Театральные ступеньки», «Акварельки», «Познай себя», «Фольклор», «Умелые руки», «Быстрый, смелый, ловкий!». Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что школа, полного дня оказалась востребованной и родителями, и детьми. Первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.(11 слайд) В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей связанные с новыми требованиями стандартов второго поколения. Активны родители были и в проведении внеклассных мероприятий в школе. Праздники, конкурсные программы, экскурсии и другие мероприятия стали неотъемлемой частью работы родительского комитета и инициативной группы родителей. Так же наши родители являются первыми помощниками для детей в конкурсных мероприятиях районного и областного уровня. Наши первоклассники имеют грамоты призеров и победителей. Международнй конкурс детского творчества «Пасхальное яйцо2012» в номинации «Творец». В городской акции «Кормушка» (слайд 12) В дальнейшем нам предстоит еще более тесное сотрудничество с родителями. Всем родителям необходимо постараться понять и принять новые требования к учебной деятельности младших школьников, к результатам обучения. Только в этом случае они могут помочь ребёнку учиться. Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школу в связи с внедрением новых образовательных стандартов. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. И здесь нам помогают проектные технологии. Поэтому продолжением этой работы для первоклассников служили занятия проектной деятельностью и по предметам и в кружке « Айболята», который я веду. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
- ученик, обладающий исследовательским интересом,
- коммуникативностью,
- ответственностью,
- имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни. В моём классе , материально-техническая база укомплектованы на 100%, но это не означает , что в своей работе как и в любом новом начинании я не испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно:
Список литературы.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК "Планета знаний"/ Под редакцией И. А. Петровой.
-
Журнал "Административная работа в школе" 2006-2007г.
-
Методические рекомендации по программе "Я познаю мир".
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемые результаты начального общего образования