«ФГОС: опыт работы в 1 классе»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.





ДЕВЯТАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ НАУЧНО -ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации»



«ФГОС: опыт работы в 1 «Б» классе»







Учитель начальных классов

Пикалова Елена Петровна







2012г. Задача современной образовательной системы - не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию

А.М. Кондаков


Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Задача начального образования - формирование УУД, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Единые подходы и принципы, лежащие в основе учебно - методического комплекта, способствуют формированию у детей прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию; развитию важных воспитательных задач.(слайд 3)

Год назад я активно включилась в изучение, а затем и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, я выбрала УМК «Планета Знаний» под редакцией И.А. Петровой, так как системно -деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения. (слайд 4) Мой кабинет также как и все остальные кабинеты начальной школы, оснащен мультимедийной установкой, веб-камерой, интерактивной доской и прямым выходом в Интернет. Я имею автоматизированное рабочее место. Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня была создана группа продленного дня, расписание кружков, организовано горячее питание для учащихся. (слайд 5)
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. (слайд 6 ) В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.(слайд 7) Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

  • планирование,
  • формирование,
  • диагностика,
  • план корректировки,
  • подбор заданий
  • рефлексия (слайд)
Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями: Красный - «У меня получилось!» Желтый - «Внимательным надо быть!» Зеленый - «Надо стараться!» Синий - «Надо тренироваться!» После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в пилотном классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также вот такие смайлики с фразами, написанными на стенде в классе Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.(слайд 9) Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности. т. к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности. (Слайд 10). Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
На первом родительском собрании обсуждался УМК для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Родители, были ознакомлены с учебным планом начальной школы, недельной учебной нагрузкой по предметам. С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в классе родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам .( слайд 10) Это семь направлений внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, общеинтеллектуальная, общекультурная, социальной направленности. Родители вместе со своими детьми-первоклассниками осуществляли выбор направлений внеурочной деятельности и конкретных кружков, секций . По заявлениям родителей дети посещали кружки: «Айболята»,«Театральные ступеньки», «Акварельки», «Познай себя», «Фольклор», «Умелые руки», «Быстрый, смелый, ловкий!». Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что школа, полного дня оказалась востребованной и родителями, и детьми. Первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.(11 слайд) В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей связанные с новыми требованиями стандартов второго поколения. Активны родители были и в проведении внеклассных мероприятий в школе. Праздники, конкурсные программы, экскурсии и другие мероприятия стали неотъемлемой частью работы родительского комитета и инициативной группы родителей. Так же наши родители являются первыми помощниками для детей в конкурсных мероприятиях районного и областного уровня. Наши первоклассники имеют грамоты призеров и победителей. Международнй конкурс детского творчества «Пасхальное яйцо2012» в номинации «Творец». В городской акции «Кормушка» (слайд 12) В дальнейшем нам предстоит еще более тесное сотрудничество с родителями. Всем родителям необходимо постараться понять и принять новые требования к учебной деятельности младших школьников, к результатам обучения. Только в этом случае они могут помочь ребёнку учиться. Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школу в связи с внедрением новых образовательных стандартов. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. И здесь нам помогают проектные технологии. Поэтому продолжением этой работы для первоклассников служили занятия проектной деятельностью и по предметам и в кружке « Айболята», который я веду. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. За прошедший год было проведено 30 занятий. Ребята под руководством учителя создавали проект «Наша вселенная» (слайд 13) В дальнейшем, основываясь на собственном опыте, мы собираемся продолжить работу в этом направлении, потому что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и воспитывает чувство патриотизма. Кроме того, нашим школьникам предоставлена возможность посещать музеи, театры, выставки, экскурсии по городу , так как имеется свой школьный автобус, походы по родному краю. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников.(слайд 14) Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это
  • ученик, обладающий исследовательским интересом,
  • коммуникативностью,
  • ответственностью,
  • имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни. В моём классе , материально-техническая база укомплектованы на 100%, но это не означает , что в своей работе как и в любом новом начинании я не испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно:
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Список литературы.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК "Планета знаний"/ Под редакцией И. А. Петровой.
  2. Журнал "Административная работа в школе" 2006-2007г.

  3. Методические рекомендации по программе "Я познаю мир".

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего обра­зования
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России
  7. Планируемые результаты начального общего образования



© 2010-2022