- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сливка Т.Н. |
Дата | 18.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука здоровья» 1 класс
учителя начальных классов
Сливка Татьяны Николаевны
2013-2014 учебный год «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - ничто» Сократ
Пояснительная записка Поступление ребёнка в школу - первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы - дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. Все мы - родители, врачи, педагоги - хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно - педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования. Цель программы: Задачи программы: Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка. Принципы построения программы: Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании». Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением. Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей. Участники программы: В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса . Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 час в неделю. 1 год обучения- 33 часа; Формы и режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы - 15 человек. Занятия в классе и в природе. Уроки - путешествия. Уроки - КВН. Праздники. Игры. Викторины. Экскурсии. Методы и приёмы работы. Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания. Ожидаемые результаты Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
- Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
- Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
- Формулировать самому простые правила поведения в природе.
- Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
- Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
- Составлять план выполнения задач.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.
- Предполагать, какая информация необходима.
- Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
- Учиться подтверждать аргументы фактами.
- Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Содержание программы
1 класс
- Дружи с водой (2ч)
- Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
- Забота об органах чувств (5 ч)
- Глаза - главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.
- Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
- Уход за зубами (4 ч)
- Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
- Уход за руками и ногами (1 ч)
- «Рабочие инструменты» человека.
- Как следует питаться (2 ч)
- Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
- Как сделать сон полезным (1 ч)
- Сон - лучшее лекарство.
- Настроение в школе (1 ч)
- Как настроение?
- Настроение после школы(1 ч)
- Я пришёл из школы.
- Поведение в школе (2 ч)
- Я - ученик.
- Вредные привычки (2 ч)
- Мышцы, кости и суставы (2 ч)
- Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина.
- Как закаляться (1 ч)
- Если хочешь быть здоров.
- Как правильно вести себя на воде (1 ч)
- Правила безопасности на воде.
- Народные игры.(2 ч)
- Подвижные игры ( 2ч)
- Доктора природы(3 ч)
Тематическое планирование
Курса «Азбука здоровья».
1 класс -33 часа
№ Тема занятия
Количество часов
Дата
Всего: 33 часа
5