Конспект урока по русскому языку на тему В каких значимых частях слова есть орфограммы? (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Цель: формировать умение находить орфограммы в словах. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты выполненного задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Самоопределение к деятельности

  • Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (Гора.)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (След.)

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб.)

  • Назовите орфограммы в словах-отгадках.
  • В какой части слова находятся орфограммы? (В корне.)
  • А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
  • Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сфор­мулируйте тему урока.
  1. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 192 (с. 102). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

  • Прочитайте слова с орфограммами.
  • Назовите части слова, в которых выделены буквы.
  • Почему надо проверять написание выделенных букв?
  • Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.
  • В какой части слова может быть буква, обозначающая без­ударный гласный?
Упр. 193 (с. 102).
  • Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
  • Спишите пословицы.
  • Прочитайте слова с орфограммами.
  • Назовите части слова, в которых выделены буквы.
  • Почему надо проверять написание выделенных букв?
  • Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.
  • В какой части слова может быть буква, обозначающая пар­ный по глухости-звонкости согласный звук?
  1. Работа со словом из словаря
  • Назовите четвёртый день недели.
  • Найдите слово четверг в орфографическом словаре.
  • Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
  • Составьте со словом четверг предложение, запишите.
  • Запомните написание этого слова.
  1. Работа по учебнику
  • Рассмотрите таблицу на с. 103.
  • В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
  • Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суф­фиксе? (Вспомнить их написание.)

  • Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово.)

  • А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по сло­варю.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику Упр. 194 (с. 104).

  • Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?
  • Почему написание этих слов нужно проверять?
  • Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова.)

  • Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)

  • Прочитайте ниже сведения о языке.
  • Как проверить безударный гласный в корне?
  • Как обозначаются гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?

  • Выучите правило.

Упр. 195 (первая часть) (с. 105).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

  1. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

  • В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
  • Как проверить безударный гласный в корне?
  • Оцените свою работу на уроке.
  1. Подведение итогов урока

  • Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
  • Что показалось трудным?

Домашнее задание

Упр. 195 (вторая часть) (с. 105).

© 2010-2022