- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование 8 вид
Тематическое планирование 8 вид
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрченко Т.Л. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к адптированной рабочей программе восьмого вида по курсу «Природоведение» во 2 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п. Рабочая программа учебного курса «Природоведение» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
Законы - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы: - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72). Приказы: - приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39); - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); - приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»; - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - Устав МБОУ СОШ №7 г. Сальска - Годовой календарный график на 2015-2016 учебный год
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель - ствол, трава - куст - дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза - цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно индивидуально-учебному плану МБОУ СОШ №7 Шапуленкова Владислава на изучение предмета отводится 34 часа,1 час в неделю.
В соответствии с учебным годовым графиком и расписанием Шапуленкова Владислава на 2014-2015 учебный год, а также с государственными праздниками (23.02, / 8.03) данная программа рассчитана на 33 часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала на 1 час.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно - нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные виды учебной деятельности.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Дата
ЗУНы
1
Дорога в школу и домой. ПДД
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать правила поведения в автобусе; правила дорожного движения
2
Школа. Экскурсия № 1 по школе
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы
3
Школа. Пришкольный участок. Экскурсия № 2 по пришкольному участку
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы
4
Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки птиц»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и называть сезонные изменения в природе осенью
5
Дом, квартира, домашний адрес
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и уметь называть свой домашний адрес. Уметь находить дом, квартиру
6
Семья. Работа родителей
Родители и дети. Обязанности детей в семье
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать членов семьи; место работы родителей; обязанности детей в семье
7
8
Одежда для мальчиков и девочек. Практическая работа № 1 «Уход за одеждой»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома
9
Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 3
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и называть сезонные изменения в природе осенью
10
Одежда для улицы и дома. Практическая работа № 2 «Уход за одеждой»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома
11
Овощи. Морковь
Лук. Практическая работа № 3 «Выращивание лука»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом
12
13
Фрукты. Лимон. Апельсин
14
Фрукты и овощи. Сравнение
15
Деревья. Берёза. Экскурсия № 4
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом
16
Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 5
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.
Знать и называть сезонные изменения в природе зимой
17
Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 6
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.
Знать и называть сезонные изменения в природе зимой и весной
18
Деревья. Клён
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом
19
Комнатные растения. Практическая работа № 4 «Уход за комнатными растениями»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть комнатные растения; уметь ухаживать за комнатными растениями
20
Домашние животные. Кролик
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения
21
Дикие животные. Заяц
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения
22
Домашние и дикие животные
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать диких и домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения. Уметь сравнивать
23-
24
Птицы. Ворона
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и уметь называть птиц. Уметь сравнивать по внешнему виду; называть пользу птиц людям
25
Части тела человека. Уход за телом. Практическая работа № 5 «Мытьё рук»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями
26
Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 7
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы
Знать и называть сезонные изменения в природе весной
27
Раннецветущие растения. Медуница
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть раннецветущие растения; различать по внешнему виду
28
Раннецветущие растения. Мать-и-мачеха
29
Насекомые. Жук
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать
30
Насекомые. Бабочка
31
Птицы и насекомые. Сравнение
32
Уход за волосами. Уход за кожей, ногтями. Практическая работа № 6 «Подстригание ногтей»
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями
33
Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 8
Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.
Знать и называть сезонные изменения в природе весной
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методический комплекс. Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - М."Просвещение»
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта как вспомогательного:
Учебник, методические рекомендации для учителя под редакцией О.Н.Федотовой, презентации, разработанные учителем, в соответствии с содержательными аспектами программы.
6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Планируемые результаты изучения программы по курсу "Окружающий мир" к концу 2 класса.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
-
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
-
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-
наблюдать за погодой и описывать её;
-
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
-
различать изученные группы растений и животных;
-
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
-
оценивать правильность поведения людей в природе;
-
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.