Статья на тему Использование ИКТ в условиях реализации требований ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в условиях реализации требований ФГОС


Л.А. Васильева,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является отражением социального заказа и учитывает потребности формирующегося информационного общества. Новый стандарт жестко определил условия и результаты реализации образовательных программ каждой школы. Одним из необходимых условий является формирование информационно-образовательной среды. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ-технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. Для того чтобы произошли изменения в содержании, методах, организационных формах образовательной подготовки школьников, необходима высокая ИКТ-компетентность педагогов. С 2007 года гимназия является городским ресурсным центром «Управление качеством образования на основе использования новых информационных технологий». С 1-го сентября 2010 учебного года гимназия стала пилотной площадкой по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и в рамках реализации губернаторской программы «Модернизация системы образования Кемеровской области» одна из первых получила Сертификат на современное развивающее оборудование для начальной школы - «Мобильный компьютерный класс», в который входит 12 макбуков и программное обеспечение. Кроме этого, во всех кабинетах есть выход в интернет, имеется локальная сеть. В медиатеке гимназии собрано более 350 электронных ресурсов по различным предметам, а также электронные пособия, разработанные учителями гимназии. Поставленное оборудование нашло свое применение почти на всех уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. Знакомство с макбуками происходит уже в 1 классе. Дети, узнавая первую букву, находят ее на клавиатуре, печатают, украшают, а потом составляют слова из изученных букв. Одновременно они учатся писать, читать и набирать текст на компьютере. И всё это делают с помощью компьютерной программы «Живое слово». Эту программу используем на уроках русского языка, литературного чтения и английского языка, а также на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Живое слово». Данная программа незаменима для организации проектной деятельности - учащиеся учатся создавать свои «звуковые книги», связанные с окружающим миром. Как известно, первоклассники не получают отметок, но они учатся оценивать свой труд по совместно принятым критериям. Оценив свою работу в тетради, ученики имеют возможность с помощью документ-камеры продемонстрировать ее всему классу и получить оценку всего детского коллектива. Такая возможность демонстрации поддерживает интерес и внимание учащихся к школьному предмету. Очень интересной для школьников является программа ПервоРобот. Она способствует развитию пространственного мышления, учит планировать, соблюдать последовательность действий, искать новые решения. Конструирование моделей развивает мелкую моторику рук. Эту программу мы используем на занятиях творческой мастерской «Чудо мастера» и на уроках технологии. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся моделируют, проводят исследования, составляют отчеты и обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Отличие моделей от обычного конструктора в том, что эти модели могут двигаться. На уроках музыки и занятиях студии «Волшебный микрофон» учащиеся пользуются музыкальной клавиатурой. Они пробуют свои силы в создании небольших музыкальных произведений с помощью специальной программы ГэреджБенд. Для отработки вычислительных навыков на уроках математики используется программа Мат-Решка, которая предлагает учащимся тренажер в режиме он-лайн по темам, которые они недостаточно усвоили, а хорошо успевающим ученикам даются задачи повышенного уровня сложности. Набор заданий формируется автоматически в зависимости от результатов текущего тестирования. На уроках окружающего мира и на занятиях секции «Юный исследователь» используем цифровой измеритель ЛабДиск. На первый взгляд он напоминает простую игрушку с кнопками, с которой сможет справиться трехлетний ребенок. Но если ее грамотно использовать в работе, то она станет незаменимым помощником в проведении практических и лабораторных работ, развитии исследовательских умений. С помощью ЛабДиск можно выполнять различные измерения. На уроках окружающего мира учащиеся измеряют температуру различных веществ: воды, воды со льдом, бумаги; сравнивают и делают выводы. Во время сезонных экскурсий измеряют температуру воздуха на улице. Все показания любого датчика можно фиксировать в виде диаграмм, таблиц и графиков в лаборатории. Работая с лабдиском ученики овладевают ИКТ- компетенциями: выбирать программу, читать и извлекать информацию, вводить информацию на экран и вводить на принтер, что способствует достижению требований образовательной программы начального общего образования гимназии. Для детей, часто пропускающих занятия по болезни, информационные технологии просто незаменимы: привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. Анализируя опыт использования информационных технологий на уроках, можно с уверенностью сказать, что это позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объём выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Таким образом, применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. И тем самым повысить качество образования.

Литература



  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 28 с.
  2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
  3. Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4
  4. Рыбъякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград. Учитель. 2008г.
  5. Юркина С. В. Использование ИКТ в начальной школе. Статья на сайте «Фестиваль педагогических идей»
  6. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2008.



























© 2010-2022