Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Программа по окружающему миру разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №76
  3. Примерная программа начального образования по учебному предмету «Окружающий мир»
  4. Авторская программа по курсу «Окружающий мир» (авторы - Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов).
Программа основана на использовании УМК «Планета знаний». На изучение данного предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях, общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов. В данной рабочей программе тематическое планирование соответствует авторской программе. Целями изучения окружающего мира в начальной школе являются: - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира во 2 классе решаются следующие задачи:
    • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
    • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено): целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности. Принцип вариативности реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания на дополнительное закрепление, формирование различных умений, применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих второй класс. Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП. Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В курсе «Окружающий мир» выделяется раздел «Человек», где рассматриваются различные аспекты здоровья человека: «Человеку важно быть здоровым», «Основные условия здорового образа жизни», «Правила личной гигиены», «Эмоциональное состояние человека» и т.д. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении (например, темы: «Основные правила безопасного поведения на улице», «Отдых в семье», «Основные правила безопасного поведения дома», «Этика и культура поведения в обществе» и т.д.). Знакомство с организмом человека и функционированием основных систем органов позволяет акцентировать внимание учащихся на факторах, создающих угрозу здоровью (солнечные ожоги, курение, шум), вопросах личной гигиены и способах поддержания и укрепления здоровья (темы «Как нужно купаться и загорать», «Осанка и здоровье», «Как укрепить сердце», «Береги органы дыхания» «Береги зубы», и др.). Учебный предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия - знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) - обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» Вторая линия - формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) - способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде». Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающего мира. Таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основной формой контроля являются проверочные работы, защита проектов. Общая характеристика учебного предмета и ценностные ориентиры содержания учебного предмета представлены в основной образовательной программе начального общего образования МОУ СОШ №76.

Планируемые результаты на конец 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»; • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности; • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях; • понимание значения взаимопомощи в семье; • способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
У обучающихся могут быть сформированы: • положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду; • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах; • понимание ценности семейных отношений; • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа Обучающиеся научатся: • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; • приводить примеры приборов и инструментов; • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; • различать тела природы и изделия; • приводить примеры тел и веществ; • приводить примеры источников энергии; • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов; • рассказывать об исследованиях космоса; • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; • рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике Земли - Луне; • рассказывать о значении камня в жизни человека; • называть условия, необходимые для жизни растений и животных; • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда); • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.


Обучающиеся получат возможность научиться: • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума; • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; • называть планеты Солнечной системы; • отличать планету от звезды; • показывать на глобусе материки и океаны; • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном); • рассказывать об использовании электрической энергии; • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека; • понимать, что такое окружающая среда; • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд); • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество Обучающиеся научатся: • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами; • понимать значение науки и труда в жизни общества; • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать, что человек - часть общества и часть природы; • понимать значение общества в жизни человека; • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга; • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание); • понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя; • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; • оценивать правильность выполнения заданий; • осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.



Обучающиеся получат возможность научиться: • развивать и тренировать свою наблюдательность; • ставить цели проведения наблюдений и опытов; • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные Обучающиеся научатся: • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; • пользоваться справочником, помещённым в учебнике; • понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться: • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта; • осуществлять описание объектов природы; • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам; • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий; • понимать и передавать содержание прочитанных текстов; • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, • ставить вопросы друг другу, • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться: • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций; • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Тематическое планирование

раз-

дела

Тема

Всего

час.

Характеристика

основных видов учебной

деятельности учащихся

Практические

работы

Контроль

Экскурсии

1.

Как люди познают мир.

15ч

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Практическая

работа №1: «Условия жизни растений и

животных».

Практическая

работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра».

Практическая

работа №3: «Определение времени по часам».

Практическая

работа №4: «Поиск информации в различных справочниках».

Проверочная

работа по теме №1: «Как

люди познают мир».

Защита проектов по теме «Знание - сила»

2.

Мы живем на планете Земля.

15ч

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня - изменение положения Солнца на небосклоне. Объяснять, что такое модель, почему глобус - модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

Практическая

работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе».

Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».

Проверочная

работа по теме№2: «Мы

живем на планете Земля».

Защита проектов по теме «Мы живем в космосе»

3.

Природа вокруг нас.

24ч

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно

обращаться с различными источниками энергии. Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека;

рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.

Практическая работа №7: «Источники звука».

Проверочная работа по теме №3: «Природа вокруг нас».

Защита проектов по теме «Жизнь леса»

Экскурсия №1

в лиственный лес.

Экскурсия №3

к водоему.

Экскурсия №3 к водоему.

4.

Люди вокруг нас.

14ч

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»;

обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня - изменение положения Солнца на небосклоне.

Проверочная работа по теме №4: «Люди вокруг нас».

Защита проектов по теме «Наши питомцы»

ВСЕГО

68ч

7

4

3


Поурочное планирование учебного материала

п/п

Дата

Тема урока

Как люди познают мир (15 ч)

1

02.09.

О науке. Что такое наука.

ИКТ. Назначение ПК. Техника безопасности при работе с ПК.

2

05.09.

О науке. Науки бывают разные.

3

09.09.

Ученые России. Человек-изобретатель.

4

12.09.

Методы научного познания мира. Наблюдение.

Практическая работа №1: «Условия жизни растений и животных».

5

16.09.

Методы научного познания мира. Опыт.

6

19.09.

Наблюдение - как способ познания мира.

7

23.09.

Развитие умения наблюдать.

ИКТ. Знакомство с видеокамерой.

8

26.09.

Приборы и инструменты, их разновидности и применение.

9

30.09.

Измерение температуры.

Практическая работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра».

10

03.10.

Часы - прибор для измерения времени.

Практическая работа №3: «Определение времени по часам».

11

07.10.

Осень. Осенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.

ИКТ. Возможности работы с видеокамерой

12

10.10.

Источники информации.

Практическая работа №4: «Поиск информации в различных справочниках».

13

14.10.

Знаки и символы, их значение и использование человеком.

14

17.10.

Искусство как способ познания мира.

Защита проектов по теме «Знание - сила»

15

21.10.

Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир».

ИКТ. Извлечение информации записанной с помощью видеокамеры


Мы живем на планете Земля (15 ч).

16

24.10.

Что такое космос. Звездное небо. Знакомство с понятием звезда, выявление отличий звёзд друг от друга. Выполнение наблюдений за звёздами.

17

28.10.

Что такое космос. Созвездия. Формирование умения находить нужное созвездие на рисунке по названию.

18

31.10.

Солнечная система. Знакомство с расположением планет в солнечной системе, сходство и различие между ними.

19

11.11.

Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.

20

14.11.

Наша планета Земля. Формирование представления о форме, размере и вращении Земли.

ИКТ. Перенос и прямой ввод информации в ПК с видеокамеры

21

18.11.

Представления древних людей о Земле. Строение Земли.

22

21.11.

Луна-спутник Земли.

23

25.11.

Исследование космоса.

24

28.11.

Глобус-модель Земли.

Практическая работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе».

25

02.12.

Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».

ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи

26

05.12.

Как человек изучал земной шар. Географические открытия.

27

09.12.

Знаменитые путешественники.

28

12.12.

Исследование глубин морей и океанов.

29

16.12.

Зима. Зимние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.

Защита проектов по теме «Мы живем в космосе»

30

19.12.

Проверочная работа по теме:

«Мы живем на планете Земля».

ИКТ. Перемещение папок. Работа с внешними накопителями.



Природа вокруг нас (24 ч).

31

23.12.

Тело. Многообразие тел в окружающем мире.

32

26.12.

Вещество.

33

13.01.

Энергия.

34

16.01.

Овладение человеком различными источниками энергии.

35

20.01.

Световая энергия.

ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи

36

23.01.

Особенности зеркального отражения человека и предметов.

37

27.01.

Признаки объектов природы: цвет.

38

30.01

Признаки объектов природы: звук.

Практическая работа №7: «Источники звука».

39

03.02.

Признаки объектов природы: звук.

О вреде шума.

ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи

40

06.02.

Разнообразие и использование камня человеком.

41

10.02.

Красота камня.

42

13.02.

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.

43

17.02.

Окружающая среда. Разнообразие условий жизни растений и животных.

44

20.02.

Взаимосвязи в живой природе.

45

24.02.

Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Березовая роща.

46

27.02.

Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Низина.

ИКТ. Первоначальный опыт работы с видеофрагментами

47

03.03.

Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Ельник.

Экскурсия №1 в хвойный лес.

48

06.03.

Экскурсия №2 в лиственный лес.

49

10.03.

Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. У лесного озера.

50

13.03.

Экскурсия №3 к водоему.

51

17.03.

Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Сосновый лес.

52

20.03.

Влияние человека на природу.

53

03.04.

Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас».

ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений с помощью ИКТ

54

07.04.

Весна. Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.

Защита проектов по теме «Жизнь леса»


.

Люди вокруг нас (14 ч)

55

10.04.

Человек-член общества. Роль общения в развитии человечества.

56

14.04.

Жизнь в первобытном обществе.

57

17.04

Роль труда в жизни человека.

58

21.04

Семья-ячейка общества.

59

24.04.

Состав семьи.

60

28.04.

Значение денег в обществе.

61

05.05..

Бюджет семьи.

ИКТ. Создание и редактирование электронного глоссария

62

08. 05.

Кого называют вежливыми. Этикет.

63

12.05..

Культура общения: телефонный разговор; умение дарить подарки.

ИКТ. Фиксация информации средствами ИКТ

64

15.05.

Культура общения: взаимоотношения между сверстниками.

65

19.05.

Нежелательные привычки, их преодоление.

66

22.05.

Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас».

67

26.05.

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.

проектов по теме «Наши питомцы»

68

29.05.

Лето. Летние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 ч.. - М.: АСТ, Астрель, 2012. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: АСТ, Астрель, 2012. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Методические пособия для учителя.



К








П

П


Д

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбом, комплекты открыток и др.)


Д

Д

Д

Д

К

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Ф

Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор.

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).


Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учетом содержания обучения).

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.


К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф






Д



Д/П

Д/Ф

Д

Д

П

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные).


Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов, для рисования.


П


П


К

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставка для книг, держатели для карт и т. п.


К

Д

Д

Д

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)

© 2010-2022