Урок литературного чтения 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения, 2 класс

Учитель: Маначина Ольга Александровна

Тема: Мудростью богаты. Русские народные загадки.

УМК «Школа-2100»

Педагогические цели: способствовать развитию умения находить в тексте слова для характеристики героя.

Планируемые результаты образования.

Предметные: относят произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; заучивают наизусть загадки.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимают речь учителя.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свои предположения (версии).

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из текста и иллюстраций; ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников для поиска нового знания; логические - осуществляют классификацию загадок по самостоятельно определённым критериям; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учат наизусть загадки, выразительно их читают.


Ресурсы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Этапы урока

Ход урока


Ι.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).


ΙΙ. Актуализация знаний.

III. Постановка проблемы.

Сл. 1 Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знанья, проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся нам понять!

- Ребята, а вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

-Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какой предмет отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.

- А теперь, с хорошим настроением, желанием и старанием начинаем наш урок!

Начнем наш урок с игры «Я начну, а вы продолжайте…» Сл. 2

-Ребята, как вы думаете, что записано на доске? (пословицы и поговорки)

На доске начало пословиц и поговорок. Дети должны продолжить их.

Друга иметь, … (себя не жалеть).

Других не суди, на себя…(погляди).

Говори … (мало), слушай … (много), а думай … (ещё больше).

А что же такое пословица? Поговорка?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним литературным жанром. С каким, узнаете, разгадав мой ребус. Сл. 3

На доске появляется тема урока. Дети читают её. Сл. 4


IV.Открытие детьми нового знания.



V. Развитие умений

(литературное чтение).




VI.Первичное закрепление.



VII. Повторение пройденного.


VIII. Итог урока. Рефлексия.






-Ребята, а что такое загадка? Ответы детей. -А теперь обратимся к словарю С.Ожегова. Сл. 5 Загадка - это: -изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. -нечто необъяснимое, непонятное. В народной же речи «загадать» означает задумать, замыслить, предложить что-либо неизвестное для отгадки. Сл. 6 - Чтение авторского текста на с.41. - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадать загадки.) Прочитать одну-две загадки. - Как вы думаете, ребята, кто автор всех этих загадок? (Русский народ) -Докажите, пожалуйста. (Название раздела, не подписан автор, слова Афанасия).
3) Загадки - это жанр устного народного творчества. Сл. 7 Ребята, откройте с.47. Что вы можете сказать об этих загадках? (У них есть автор- С.Маршак). Давайте сделаем вывод, какие бывают загадки? 4) Загадки различают народные и литературные. Сл. 8
Рассказ учителя о загадках. Умение отгадывать загадки в древности могло сыграть в жизни отгадчика важную роль: -обреченный на казнь иногда получал жизнь под условием разгадать загадку; -в сказках нередко добрый молодец может жениться на царевне, если разрешит заданную царем загадку. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум.
Сл.9 «Каждая загадка - для ума зарядка».

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с особенностями загадок, чтобы научиться их отгадывать, а в дальнейшем сочинять загадки самим.
Наблюдения над жанровыми особенностями загадками. Обсуждения загадок по плану. Загадки бывают разных типов: Сл.10

  1. Загадки-описания.
  2. Загадки-сравнения.
  3. Загадки-вопросы.
  4. Загадки-жизненные ситуации.

Давайте попробуем отгадать загадки и определить их особенности.
  1. Сам алый, сахарный, Сл.11
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз) - К какому типу загадок относится? (описание) Почему?
  1. Не куст, а с листочками, Сл.12
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга) - К какому типу загадок относится? (сравнение) Почему?
  1. Кто над нами вверх ногами? (муха) Сл.13
- К какому типу загадок относится? (вопрос) Почему?
  1. Днём спит, ночью летает Сл.14
и прохожих пугает. (сова) - К какому типу загадок относится? (жизненная ситуация) Почему?
- Итак, мы выяснили, каких типов бывают загадки.
Наблюдение над загадками в учебнике. -Авторы учебника предлагают нам небольшую часть русских народных загадок. Сегодня мы уже прочитали некоторые из них. Откройте учебник, с.42-44. Попробуем сами определить типы загадок. Проведём исследовательскую работу по группам. 1 группа - прочитать загадки-описания предмета по разным признакам (размер, цвет, характерные действия и пр.) 2 группа - прочитать загадки-сравнения, в которых похожие предметы сравниваются. 3группа - прочитать загадки-вопросы. 4группа - прочитать загадки, в которых имеется жизненная ситуация.
Проверка работы по группам. Докажите правильность ответов. - Как знания типов загадок поможет нам самим составлять загадки?
ФИЗМИНУТКА
Игра-соревнование «Бой загадок». Сл.15
- Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется «стенка на стенку», как в кулачном бою, поэтому и говорили: бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже такой бой и проверить, кто же будет сильнее. 1 группа - загадки о животных 2 группа - загадки о насекомых 3 группа - загадки о школьных принадлежностях 4 группа - загадки о цветах
Загадки загадываются по очереди (по две загадки). Если группа не отгадала, право загадывания переходит сопернику.
-Зачем люди загадывают загадки? - Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки?
Домашнее задание: №2 в тетради на с.37, выучить 1 понравившуюся загадку наизусть. На следующем уроке вы будете учиться придумывать загадки сами. -С каким настроением вы заканчиваете урок? (Покажите тучку или солнышко)
-Спасибо за урок. Сл.15






© 2010-2022