- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 2 класс
Урок литературного чтения 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маначина О.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения, 2 класс
Учитель: Маначина Ольга Александровна
Тема: Мудростью богаты. Русские народные загадки.
УМК «Школа-2100»
Педагогические цели: способствовать развитию умения находить в тексте слова для характеристики героя.
Планируемые результаты образования.
Предметные: относят произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; заучивают наизусть загадки.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимают речь учителя.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свои предположения (версии).
Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из текста и иллюстраций; ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников для поиска нового знания; логические - осуществляют классификацию загадок по самостоятельно определённым критериям; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учат наизусть загадки, выразительно их читают.
Ресурсы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Этапы урока
Ход урока
Ι.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
ΙΙ. Актуализация знаний.
III. Постановка проблемы.
Сл. 1 Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знанья, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять!
- Ребята, а вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
-Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какой предмет отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.
- А теперь, с хорошим настроением, желанием и старанием начинаем наш урок!
Начнем наш урок с игры «Я начну, а вы продолжайте…» Сл. 2
-Ребята, как вы думаете, что записано на доске? (пословицы и поговорки)
На доске начало пословиц и поговорок. Дети должны продолжить их.
Друга иметь, … (себя не жалеть).
Других не суди, на себя…(погляди).
Говори … (мало), слушай … (много), а думай … (ещё больше).
А что же такое пословица? Поговорка?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним литературным жанром. С каким, узнаете, разгадав мой ребус. Сл. 3
На доске появляется тема урока. Дети читают её. Сл. 4
IV.Открытие детьми нового знания.
V. Развитие умений
(литературное чтение).
VI.Первичное закрепление.
VII. Повторение пройденного.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, а что такое загадка? Ответы детей. -А теперь обратимся к словарю С.Ожегова. Сл. 5 Загадка - это: -изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. -нечто необъяснимое, непонятное. В народной же речи «загадать» означает задумать, замыслить, предложить что-либо неизвестное для отгадки. Сл. 6 - Чтение авторского текста на с.41. - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадать загадки.) Прочитать одну-две загадки. - Как вы думаете, ребята, кто автор всех этих загадок? (Русский народ) -Докажите, пожалуйста. (Название раздела, не подписан автор, слова Афанасия).
3) Загадки - это жанр устного народного творчества. Сл. 7 Ребята, откройте с.47. Что вы можете сказать об этих загадках? (У них есть автор- С.Маршак). Давайте сделаем вывод, какие бывают загадки? 4) Загадки различают народные и литературные. Сл. 8
Рассказ учителя о загадках. Умение отгадывать загадки в древности могло сыграть в жизни отгадчика важную роль: -обреченный на казнь иногда получал жизнь под условием разгадать загадку; -в сказках нередко добрый молодец может жениться на царевне, если разрешит заданную царем загадку. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум.
Сл.9 «Каждая загадка - для ума зарядка».
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с особенностями загадок, чтобы научиться их отгадывать, а в дальнейшем сочинять загадки самим.
Наблюдения над жанровыми особенностями загадками. Обсуждения загадок по плану. Загадки бывают разных типов: Сл.10
- Загадки-описания.
- Загадки-сравнения.
- Загадки-вопросы.
- Загадки-жизненные ситуации.
Давайте попробуем отгадать загадки и определить их особенности.
- Сам алый, сахарный, Сл.11
- Не куст, а с листочками, Сл.12
- Кто над нами вверх ногами? (муха) Сл.13
- Днём спит, ночью летает Сл.14
- Итак, мы выяснили, каких типов бывают загадки.
Наблюдение над загадками в учебнике. -Авторы учебника предлагают нам небольшую часть русских народных загадок. Сегодня мы уже прочитали некоторые из них. Откройте учебник, с.42-44. Попробуем сами определить типы загадок. Проведём исследовательскую работу по группам. 1 группа - прочитать загадки-описания предмета по разным признакам (размер, цвет, характерные действия и пр.) 2 группа - прочитать загадки-сравнения, в которых похожие предметы сравниваются. 3группа - прочитать загадки-вопросы. 4группа - прочитать загадки, в которых имеется жизненная ситуация.
Проверка работы по группам. Докажите правильность ответов. - Как знания типов загадок поможет нам самим составлять загадки?
ФИЗМИНУТКА
Игра-соревнование «Бой загадок». Сл.15
- Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется «стенка на стенку», как в кулачном бою, поэтому и говорили: бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже такой бой и проверить, кто же будет сильнее. 1 группа - загадки о животных 2 группа - загадки о насекомых 3 группа - загадки о школьных принадлежностях 4 группа - загадки о цветах
Загадки загадываются по очереди (по две загадки). Если группа не отгадала, право загадывания переходит сопернику.
-Зачем люди загадывают загадки? - Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки?
Домашнее задание: №2 в тетради на с.37, выучить 1 понравившуюся загадку наизусть. На следующем уроке вы будете учиться придумывать загадки сами. -С каким настроением вы заканчиваете урок? (Покажите тучку или солнышко)
-Спасибо за урок. Сл.15