- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Уроки нравственности
Программа внеурочной деятельности Уроки нравственности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутина Е.А. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»
Смидовичский район ЕАО
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Уроки нравственности»
для 2 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Бутина Елена Андреевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
•Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
•Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196;
•приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
•приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
•приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
•распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009
№ 1578-р (которым Еврейская автономная область включена в утвержденный им перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики);
•Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10.
•Приказ комитета образования « Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на соответствующий учебный год» № 254 от 27.05.2013 г
•Приказ МБОУ СОШ № 2 п.Николаевка № 27 от 30.08.13 г « Об утверждении базисного учебного плана на 2014 -2015 учебный год»
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 - 10 человек.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 102 часа занятий по 40 минут. Возрастная группа 8-9 лет.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Методы работы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Работа в парах, группах;
Игра.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. П.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Теория
Практика
Раздел № 1
Правила поведения в школе
10
1-2
Правила поведения на уроке и на перемене.
2
+
+
3
Правила поведения в общественных местах.
1
+
4
Правила поведения в гардеробе.
1
+
5-6
Правила поведения в столовой.
2
+
+
7-8
Правила поведения в библиотеке.
2
+
+
9-10
Правила поведения в школьном дворе.
2
+
+
Раздел № 2
О добром отношении к людям
14
11-12
Что такое «добро и зло».
2
+
+
13
Что такое «добро и зло».
1
+
14
«Ежели вы вежливы».
1
+
15
«Ежели вы вежливы».
1
+
16
Добрые и не добрые дела.
1
+
17-18
Добрые и не добрые дела.
2
+
+
19
Ты и твои друзья.
1
+
20
Ты и твои друзья.
1
+
21
Помни о других - ты не один на свете.
1
+
22
Помни о других - ты не один на свете.
1
+
23-24
Отношение к пожилым людям.
2
+
+
Раздел № 3
Как стать трудолюбивым
10
25-26
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
2
+
+
27
«Как быть прилежным и старательным».
1
+
28
«Как быть прилежным и старательным».
1
+
29
Наш труд в классе.
1
+
30
Классный труд.
1
+
31
Мой труд каждый день дома.
1
+
32-33
Домашний труд.
2
+
+
34
Умеешь ли ты….
1
+
Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности.
8
35
Культура внешнего вида.
1
+
36-37
Культура внешнего вида.
2
+
+
38
Каждой вещи своё место.
1
+
39
Каждой вещи своё место.
1
+
40-41
Умейте ценить своё и чужое время.
2
+
+
42
Моя комната
1
+
Раздел №5
Правила поведения на улице и дома.
4
43-44
Как вести себя на улице.
2
+
+
45-46
Как вести себя дома.
2
+
+
Раздел №6
Школьный этикет.
5
47
Как приветствовать людей.
1
+
48
Как знакомиться слюдьми.
1
+
49-50
Чему нас научили уроки нравственности?
2
+
+
51
Что мы знаем о нравственности
1
Раздел № 7
Культура общения
14
52-53
Этикет (повторение).
2
+
+
54
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
+
55-56
Устное и письменное приглашение на день рождения.
2
+
+
57
Встреча и развлечение гостей.
1
+
58-59
Встреча и развлечение гостей.
2
+
+
60
Поведение в гостях.
1
+
61
Поведение в гостях.
1
+
62-63
Как дарить подарки детям.
2
+
+
64-65
Как дарить подарки взрослым.
2
+
+
Раздел № 8
Общечеловеческие нормы нравственности
4
66
Заповеди.
1
+
67
Заповеди.
1
+
68
Дал слово держи.
1
+
69
Дал слово держи.
1
+
Раздел № 9
Дружеские отношения
15
70
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
+
71
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
+
72-73
Преданный друг.
2
+
+
74
О доброте и бессердечие.
1
+
75
О доброте и бессердечие.
1
+
76-77
Об уважительном отношении к старшим.
2
+
+
78
О зависти и скромности.
1
+
79
О зависти и скромности.
1
+
80-81
О доброте и жестокосердии.
2
+
+
82
В мире мудрых мыслей.
1
+
83
В мире мудрых мыслей.
1
+
84
Старый друг - лучше новых двух.
1
+
Раздел №10
Понять другого
18
85
Золотые правила.
1
+
86
Золотые правила.
1
+
87
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
1
+
88-89
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
2
+
+
90
О тактичном и бестактном поведении.
1
+
91-92
О тактичном и бестактном поведении.
2
+
+
93
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
1
+
94-95
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
2
+
+
96-97
В мире мудрых мыслей.
2
+
+
98-99
Обзор курса этики за год.
2
+
+
100-101
Догадайся по моим эмоциям, о чем я думаю.
2
+
+
102
Итоги года. Проекты.
2
+
Содержание программы:
Раздел 1: Правила поведения в школе (10ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (14ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (10ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (8ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (5ч)
Раздел 7: Культура общения (14ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 9: Дружеские отношения (15ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 10: Понять другого (18ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Итоги года.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Список литературы
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. 4.Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
5.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
6.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
8.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.
1