Программа внеурочной деятельности Уроки нравственности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»

Смидовичский район ЕАО





Рабочая программа внеурочной деятельности


« Уроки нравственности»

для 2 класса


на 2014-2015 учебный год





Составитель: Бутина Елена Андреевна,

учитель начальных классов





















Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

•Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

•Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196;

•приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

•приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

•приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

•распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009

№ 1578-р (которым Еврейская автономная область включена в утвержденный им перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики);

•Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10.

•Приказ комитета образования « Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на соответствующий учебный год» № 254 от 27.05.2013 г

•Приказ МБОУ СОШ № 2 п.Николаевка № 27 от 30.08.13 г « Об утверждении базисного учебного плана на 2014 -2015 учебный год»

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 - 10 чело­век.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 102 часа занятий по 40 минут. Возрастная группа 8-9 лет.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Методы работы:

Взаимодействие;

Поощрение;

Наблюдение;

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Работа в парах, группах;

Игра.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. П.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел № 1

Правила поведения в школе

10

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

+

+

3

Правила поведения в общественных местах.

1

+

4

Правила поведения в гардеро­бе.

1

+

5-6

Правила поведения в столо­вой.

2

+

+

7-8

Правила поведения в библио­теке.

2

+

+

9-10

Правила поведения в школь­ном дворе.

2

+

+

Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

14

11-12

Что такое «добро и зло».

2

+

+

13

Что такое «добро и зло».

1

+

14

«Ежели вы вежливы».

1

+

15

«Ежели вы вежливы».

1

+

16

Добрые и не добрые дела.

1

+

17-18

Добрые и не добрые дела.

2

+

+

19

Ты и твои друзья.

1

+

20

Ты и твои друзья.

1

+

21

Помни о других - ты не один на свете.

1

+

22

Помни о других - ты не один на свете.

1

+

23-24

Отношение к пожилым людям.

2

+

+

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

10

25-26

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

2

+

+

27

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1

+

28

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1

+

29

Наш труд в классе.

1

+

30

Классный труд.

1

+

31

Мой труд каждый день дома.

1

+

32-33

Домашний труд.

2

+

+

34

Умеешь ли ты….

1

+

Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

8

35

Культура внешнего вида.

1

+

36-37

Культура внешнего вида.

2

+

+

38

Каждой вещи своё место.

1

+

39

Каждой вещи своё место.

1

+

40-41

Умейте ценить своё и чужое время.

2

+

+

42

Моя комната

1

+

Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.

4

43-44

Как вести себя на улице.

2

+

+

45-46

Как вести себя до­ма.

2

+

+

Раздел №6

Школьный этикет.

5

47

Как приветствовать людей.

1

+

48

Как знакомиться слюдьми.

1

+

49-50

Чему нас научили уроки нравственности?

2

+

+

51

Что мы знаем о нравственности

1

Раздел № 7

Культура общения

14

52-53

Этикет (повторение).

2

+

+

54

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1

+

55-56

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

2

+

+

57

Встреча и развлечение гостей.

1

+

58-59

Встреча и развлечение гостей.

2

+

+

60

Поведение в гостях.

1

+

61

Поведение в гостях.

1

+

62-63

Как дарить подарки детям.

2

+

+

64-65

Как дарить подарки взрослым.

2

+

+

Раздел № 8

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4

66

Заповеди.

1

+

67

Заповеди.

1

+

68

Дал слово держи.

1

+

69

Дал слово держи.

1

+

Раздел № 9

Дружеские отношения

15

70

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

+

71

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

+

72-73

Преданный друг.

2

+

+

74

О доброте и бессердечие.

1

+

75

О доброте и бессердечие.

1

+

76-77

Об уважительном отношении к старшим.

2

+

+

78

О зависти и скромности.

1

+

79

О зависти и скромности.

1

+

80-81

О доброте и жестокосердии.

2

+

+

82

В мире мудрых мыслей.

1

+

83

В мире мудрых мыслей.

1

+

84

Старый друг - лучше новых двух.

1

+

Раздел №10

Понять другого

18

85

Золотые правила.

1

+

86

Золотые правила.

1

+

87

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

+

88-89

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

+

+

90

О тактичном и бестактном по­ведении.

1

+

91-92

О тактичном и бестактном по­ведении.

2

+

+

93

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+

94-95

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

+

+

96-97

В мире мудрых мыслей.

2

+

+

98-99

Обзор курса этики за год.

2

+

+

100-101

Догадайся по моим эмоциям, о чем я думаю.

2

+

+

102

Итоги года. Проекты.

2

+

Содержание программы:

Раздел 1: Правила поведения в школе (10ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (14ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (10ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (8ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (5ч)

Раздел 7: Культура общения (14ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 9: Дружеские отношения (15ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 10: Понять другого (18ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Итоги года.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.








Список литературы

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. 4.Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

5.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

6.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

8.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.

1


© 2010-2022