Урок по Культуре добрососедства на тему Способы передачи информации ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура добрососедства. 3 класс

Раздел. Язык соседа (4 часа).

МБОУ «Урожайновская школа» Симферопольского района Республики Крым

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Неупокоева Валентина Ивановна

Урок 1.

Тема. Способы передачи информации. Жесты и взгляды - немой язык

человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Изображение во время танца

действий, чувств и событий, важных для человека. Танец - понятный всем язык, который нас объединяет.

Цель: дать представление о невербальных способах передачи информации и их значении,

ознакомить учащихся с этническими особенностями некоторых жестов, учить понимать

музыку и танец, как способы передачи информации; развивать умение общаться друг с

другом жестами и взглядами, языком танца. Воспитывать бережное отношение к

традициям своего народа и других народов, живущих в Крыму.

Оборудование: видеозапись концерта ансамбля народного танца, иллюстрации с изображением народных музыкальных инструментов, людей, танцующих в национальных костюмах, тексты для работы в группах, опорные слова для презентации работы в группах.

Структура урока.

1.Актуализация опорных знаний.

2. Сообщение темы и задач урока.

3. Работа над новым материалом.

1. «Мозговой штурм».

2. Рассказ об этнических особенностях некоторых жестов.

3.Творческая игра «Разговор взглядов и жестов».

4. Физкультминутка.

5. Работа в группах

6. Презентация работы в группах.

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока

1

1.Актуализация опорных знаний.

(Дети становятся в круг для того, чтобы поприветствовать друг друга).

- Ребята, поздоровайтесь, не произнося ни слова.

-Все поняли, что мы сейчас делали?

Как вам удалось это сделать? (С помощью мимики и жестов).

2.Сообщение темы и задач урока

Оказывается, что люди для общения используют не только слова, но ещё жесты и мимику.

Вот сегодня мы с вами и поговорим о несловесных способах передачи информации, познакомимся с некоторыми национальными особенностями жестов, попробуем научиться общаться, используя жесты, взгляды, тацевальные движения.

3.Работа над новым материалом.

1. «Мозговой штурм».

- Что вы знаете о мимике и жестах?

Покажите: приветствие, прощание, согласие, несогласие, радость, печаль, разочарование, усталость, плач, глупость, гнев, удовольствие, задумчивость, «Тихо!», «Внимание!», «Прости!». Как с помощью жестов можно пожалеть кого-то, подбодрить, позвать, пригласить в гости.

2.Рассказ об этнических особенностях некоторых жестов.

Жестами люди пользуются с очень давних времён, и у разных народов одинаковые жесты не всегда имеют одинаковое значение.

Древние греки, например, предлагали правую руку, когда хотели выразить незнакомцу дружеские чувства (в древности рука, вытянутая в сторону другого человека, символизировала мирные намерения, с тех пор, как этот жест стал обозначать отсутствие оружия или желания сражаться).

У одних народов принято при встрече протягивать руку, другие отвешивают поклон, некоторые ставят ногу старшего себе на голову или прикасаются рукой к ступне, трутся носами, целуются. У некоторых народов знаком уважения к старшим был жест, представляющий собой соединение рук ладонью к ладони.

На концерте мы хлопаем в ладоши, выражая радость, удовольствие, а у таджиков хлопок - выражение скорби по умершему, у азербайджанцев - разочарование, у абхазцев - удивление.

3.Творческая игра «Разговор взглядов и жестов».

Дети объединяются в пары, каждая из которых придумывает свой «немой» диалог, остальные же ребята должны догадаться, о чём идёт речь.

4.Физкультминутка. Игра И. Токмаковой.

2

5.Работа в группах.

А сейчас вам предстоит познакомиться ещё с одним очень распространённым и всеми любимым видом общения, в котором кроме жестов присутствует ещё и музыка.

1-й вариант. 1.На данном этапе урока можно предложить ребятам просмотреть запись фрагментов концерта

ансамбля народного танца или пригласить руководителя танцевального кружка, чтобы разучить некоторые элементы народных танцев.

2-вариант. 2. Класс делится на 3 группы, каждой из которых предлагается для изучения текст.

Танец - сама жизнь!

Древние люди во всех уголках нашей планеты стали танцевать гораздо раньше, чем говорить.

Они собирались на охоту, мечтая о богатой добыче, танцевали, представляя предстоящую охоту. Люди просили силы природы о помощи - и танцевали, изображая ласку ветра, доброту солнца, негу водных стихий. Наши предки, совершая множество обрядов, танцевали , празднуя рождение детей, свадьбы, исцеление от недугов. Ни одно событие не обходилось без танца.

Постепенно движения первобытных танцев изменялись, становились более художественными.

Поначалу танец сопровождался пением, но затем он стал самостоятельным видом искусства. Таким образом, у каждого народа сложились свои танцевальные традиции, родился свой танцевальный язык.

Танец отражает жизнь народа, его чувства, впечатления. Народные танцы стали необходимой частью мировой культуры.

Народная кладовая

Народный танец - это великая кладовая не только ритмов, движений, музыки, но и истории любого народа.

Ни один праздник, ни один обряд, ни одна ярмарка не могли обойтись без народного танца. Так возникли у славянских народов хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров.

Те народы, чьё существование зависело от охоты или животноводства, сумели передать в танце поведение зверей, птиц, рыб, домашних животных. У русских - это танец журавля, гусачка, литовский - козлика и т.д.

Народы, занимающиеся земледелием, создавали танцы о сельском труде. У латвийцев - это танец жнецов, у белорусов - лянок (льна), у молдаван - поамы (винограда), у узбеков - шелкопряда, пахты (хлопка), у гуцулов - дровосеков.

Когда появился ремесленный и фабричный труд, появились и новые танцы. Бондарей - у украинцев, стеклодувов - у немцев, сапожников - у эстонцев, ткачей сукна - у карелов.

Если народ много воевал, в его народных танцах выражался героизм, доблесть, умение владеть оружием: танец с саблями - у грузин, украинских казаков. И, конечно, у каждого народа много танцев на вечную тему - любви. 3

Язык танца

С помощью движений, мимики, жестов в танце отражается и народный юмор, и уважение к женщине, и доблесть, и благородство.

У народов Западной Европы основное значение имеют движения ног (притопывание, прыжки), а у народов восточных стран руки и тело «плетут узор танца», а ноги им подчиняются. В странах Восточной и Южной Азии - Китае, Корее, Индии, Японии существует танец движений рук (мудра). С помощью «языка жестов» исполнители ведут разговор, и понять их сможет лишь тот, кто знает этот древний язык жестов.

Огромную роль играет народный костюм. Приятно любоваться, как плавно лебёдушками движутся русские, крымскотатарские, грузинские танцовщицы с платочками в руках, как будто парят в воздухе или плывут по воде. Ступни их ног скрывают длинные платья. А с какой удалью танцуют мужчины! Например, в русских, украинских, венгерских танцах жёсткие сапоги у мужчин должны быть обязательно, чтобы делать необходимую отбивку по голенищу. Некоторые исполнители появляются перед зрителями с платками, шляпами, чашей, пиалой, блюдцем, напёрстками, стаканчиками, в соответствии с традициями.

В любом танце сильно чувство ритма. Этот ритм передаётся, хлопками в ладоши, притопыванием, звоном бубенцов, кастаньет. Немыслим танец без народных музыкальных инструментов: тамбурина, барабана, бубна, гармошки, балалайки.

Народный танец никогда не уйдёт в тень истории. Он будет любим людьми всегда!

6.Презентация работы в группах.

4. Закрепление изученного материала.

Разучивание нескольких элементов народных танцев под музыку.

5.Домашнее задание.

Рассказать родителям о том, чему учились на уроке.

*Придумать и станцевать свой танец.

6. Итог урока.

«Микрофон»

Продолжить предложение : «Я сегодня узнал, что …»

Литература

  1. Я познаю мир: Театр. Детская энциклопедия. И.А. Адрианова-Голицина.- Москва: Астрель- 2002г.

  2. Речь и общение. О.А. Белобрыкина.- Ярославль: Академия развития- 1998г.



© 2010-2022