Урок окружающего мира Народы России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока.

Пояснительная записка. В нашей школе создан музей русского народного быта и творчества «Заветный ключ», работа которого дает возможность детям начальной школы и детского сада приобщиться к культуре и традициям русского народа.
Ежегодно в музее проходит выставка «Куклы разных народов», которую посещают жители микрорайона и ребята нашей школы и детского сада. На выставке представлены куклы в народных костюмах, макеты жилищ, предметы рукоделия народных умельцев.
Основная цель выставки - воспитание уважительного отношения к культуре разных народов нашей страны; донести до сознания детей, что путь к взаимопониманию проходит не только через знания, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке равноценную личность, достойную любви и уважения. В интерьере этой выставки и проходит урок по предмету «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе. Тема урока: «Народы России».

Краткая аннотация урока: Данный урок « открытия новых знаний» с использованием музейных предметов разработан для 1 класса в соответствии с программой и учитывает возрастные особенности учащихся. Игровая форма проведения урока способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, позволяет раскрыться творческим способностям и повышает мотивацию учащихся к углубленному изучению предмета. Музейная выставка создает предметно - развивающую среду, активизирует познавательный интерес учащихся.


Предварительная работа:

  • посещение школьного музея «Заветный ключ» в рамках урока «Моя малая Родина»;
  • разучивание русских народных песен, стихов, народных игр;
  • оформление экспозиции выставки « Куклы разных народов»;
  • подготовка к практической работе по подгруппам «Цветок дружбы»
(вырезание лепестков 7 разных цветов, кружков - значков).

Материально- техническое обеспечение:

  • экспозиция выставки;

  • музыкальные инструменты, народные костюмы;

  • клеящие карандаши, разноцветные лепестки, картон;

  • мультимедийное оборудование для показа презентации;

  • музыкальный центр, диски с записями народной музыки.





Урок окружающего мира Народы России





Ход урока: I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Организационный момент II. Актуализация знаний. Викторина «Отгадай, какой народ в наш выходит хоровод». III. Усвоение новых знаний, первичное установление проблемы урока, знакомство с народными традициями через игру. Физкультминутка: «Я, ты, он, она! Вместе - целая страна». IV. Первичное закрепление новых знаний на практике Практическая работа по группам «Цветок дружбы». V. Рефлексия деятельности (итог урока).
I. В классе оформлена выставка «Куклы разных народов». На выставке представлены куклы в народных костюмах, макеты жилищ, предметы рукоделия народных умельцев. Столы расставлены по группам (всего 7), на каждом столе лежат лепестки определенного цвета, картон, клеящие карандаши. Дети входят на выставку под народную музыку, при входе получают значки - кружочки разного цвета (можно приколоть заранее перед уроком), рассаживаются за столы по цветам.

Урок окружающего мира Народы России

Педагог (в русском народном костюме):


«Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Сегодня вы пришли на необычный урок. Посмотрите по сторонам: вы находитесь на выставке нашего школьного музея «Заветный ключ». Как вы думаете, чему посвящена эта выставка? Как бы вы назвали тему нашего урока?» (Ответы детей)

Урок окружающего мира Народы России


II. Педагог: «Правильно, сегодня мы будем говорить о многообразии народов России.

В столице нашего государства - Москве живут люди разных национальностей: русские, армяне, татары, азербайджанцы…» (Дети дополняют).

Педагог: «Каждый народ имеет свои традиции. Самой главной традицией русского народа всегда было гостеприимство. Вот и Москва - красавица гостеприимно встречает своих гостей».

(Дети фольклорного ансамбля «Забава» исполняют русскую народную песню «Москва - красавица»)

Урок окружающего мира Народы России

Текст песни: «Москва - красавица».

1. Над Москвою, над Москвою

Светит солнце золотое.

И улыбки москвичей

Расцветают горячей,

Ведь Москва - красавица

Каждому понравится!

2. Над Москвою, над рекою

Будет праздник - пир горою.

Вы готовьте, москвичи,

Пироги да калачи,

Ведь Москва - красавица

Хлебом - солью славится!

3. Едут гости во столицу,

Едут гости веселиться.

Наш красивый древний город

Сердцу каждого он дорог,

Ведь Москва - красавица

Каждому понравится!
Педагог: «Давайте вспомним, чем же отличаются люди разных национальностей? Ну, во-первых, внешностью. Посмотрите друг на друга. Среди вас есть ребята с голубыми глазами и светлыми волосами? Про таких говорят, что у них славянская внешность. Давайте найдем среди девочек славянскую красавицу».

Урок окружающего мира Народы России
Педагог: «На нашей выставке куклы в национальных костюмах русские, белорусы, украинцы - это славянские народы. А народы Кавказа выглядят иначе, они кареглазые, смуглые, с темными волосами. Есть у нас такие красавицы? (Просмотр слайдов). Чем еще отличаются люди разных национальностей? У каждого народа есть свой язык. Народность жива до тех пор, пока жив ее язык. Поэтому люди разных национальностей должны беречь свой язык, как и мы с вами - русский».

Урок окружающего мира Народы России


Педагог: «Посмотрите, какой красивый у меня сарафан. Это русский народный костюм, у каждого народа есть свой национальный костюм, не похожий на другие.

(Показ слайдов).

На нашей выставке вы можете увидеть настоящий казахский костюм, тюбетейку, а вот это костюм узбекский, нашему музею подарили гости на прошлогодней выставке.

И еще, самое главное, у каждого народа свои традиции и культура. А что такое традиции? Это народные праздники, песни, игры, пословицы. Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей).

В России живут люди более 180 разных национальностей. Но самые многочисленные из них - это русские, украинцы, татары, армяне и азербайджанцы. Давайте рассмотрим слайды и познакомимся с этими народами поближе.

Викторина «Отгадай, какой народ в наш выходит хоровод».

На нашей выставке в музее Стоим мы вместе, куклы, в ряд. У каждой куклы свой характер, У каждой куклы свой наряд.

Ты смотри внимательно, Ответишь обязательно. Отгадай, какой народ В наш выходит хоровод.

( Дети отгадывают, находят на выставке куклу и ставят в хоровод).

  1. Сарафан надену красный, Русу косу заплету, Балалайка заиграет, Я вам «Барыню» спляшу. ( Русские)

2. У меня венок с цветами, На рукаве - рябинка. «Гопачок» станцуйте с нами, Ведь я - … (украинка)

3.Тюбетейки носим мы, А живем на Волге. Сабантуй - народный праздник Отмечаем долго. (Татары)

4. А древнейший наш народ Он по всей земле живет. И все же, тем не менее, Наша родина- … (Армения)

5. А у нас весенний праздник Называется Навруз. Кто проскачет на верблюде? Выходи-ка кто не трус! (Азербайджанцы)

Нам в разладе жить нельзя, Возьмемся за руки, друзья!

III. Давайте познакомимся с традиционными народными играми.

Ну- ка, ребята в русских народных костюмах, выходите, покажите, как играли в «Заиньку».

Проводится русская хороводная игра «Заинька».

Урок окружающего мира Народы России

(Дети ходят хороводом и поют, в центре - «Заинька», он хочет выбежать из круга, а дети опускают руки и не дают ему убежать.)

Ой, заинька серенький,

Ой, заинька беленький,

Некуда заиньке выскочить,

Некуда заиньке выпрыгнуть.

Ну-ка, зайка, скоком - боком (хлопают в ладоши)

Перед нашим хороводом

Ну-ка, зайка, повернись,

Кого любишь, поклонись.

(Заинька кланяется, выбирает нового водящего).

Педагог: «С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

Ну а теперь, ребята, кто хочет примерить казахский народный костюм?»

(Выходит мальчик, наряжается в костюм.)

Урок окружающего мира Народы России

Проводятся казахские народные игры.


«Октау тартыс» (перетяни-ка) «Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале положим на пол красную ленту, участники игры встают по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем».

Урок окружающего мира Народы России


Педагог: «Посмотрите на слайды. Казахи очень любят состязаться в скачках на лошадях, они прекрасные наездники. На народных праздниках любимое состязание, когда парень догоняет девушку, чтобы поцеловать, а не догонит, так ему несдобровать! Теперь девушка мчится во весь опор, чтобы догнать неудачливого наездника и стегнуть его плеточкой. Давайте и мы поиграем в наездников».


Конное состязание (Байга).


Урок окружающего мира Народы России


(Игроки парами («конь» и «наездник») встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок - «конь» - вытягивает руки назад-вниз, второй - «наездник» - берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. «Наездник», первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, который держит мальчик в казахском костюме.)
Правила игры: соревнование начинается только по сигналу, платок достает наездник.
Педагог: «Ну а теперь настало время примерить узбекский народный костюм. Есть желающие?» ( Выходит мальчик, наряжается.)

Урок окружающего мира Народы России

Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар)
(Играющие делятся на две группы: одна - «пастухи», другая - «козы». «Козы» находятся - в кругу, «пастухи» - вне круга. По сигналу один из «пастухов», подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит «коз» (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, также подпрыгивая, входит другой «пастух», а первый занимает его место. Игра продолжается, пока «пастухи» не поймают всех «коз», после этого команды меняются ролями. Выигравшей считается группа «пастухов», поймавшая «коз» за самое короткое время. «Пастухи» могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки и т. д.)
Правила игры. «Козы» не должны выходить из круга, пока их не осалили. «Пастух» имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге.

Урок окружающего мира Народы России


Педагог: « Мудрость народная заключена в пословицах. Вот послушайте узбекскую пословицу: «Глаза - трусливы, руки - отважны». Какую русскую пословицу она вам напоминает? Ну, конечно, «Глаза боятся, руки делают».
А вот татарская пословица: «Без пчелиных укусов меда не бывает». Похожа она на русскую «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» Значит, не смотря на все различия, у людей разных национальностей много общего, что же это? (Ответы детей: уважение к труду; любовь к детям, родителям; честность; доброта; готовность прийти на помощь). - Эти качества ценятся в любом народе. Это общечеловеческие ценности, которые присущи людям всех национальностей. Посмотрите друг на друга, а чем вы отличаетесь друг от друга? Ведь даже дети в одном классе все разные. Кто из вас самый озорной? А кто самый справедливый? А кто самый задумчивый? (Ответы детей) Так чем же вы отличаетесь? - чертами характера. А все вместе - вы дружный 1 «Г» класс!»
Физкультминутка
Я, ты, он, она! Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья! В слове "мы" - сто тысяч "я", Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых - В городах и сёлах! ( Р. Рождественский)

Урок окружающего мира Народы России IV. Педагог: «А теперь переходим к практическому заданию. Перед вами на столах лепестки цветка. У кого- то красные, у кого- то синие, всего 7 цветов. Нужно очень быстро, помогая друг другу, наклеить свой цветок на картонку.

Урок окружающего мира Народы России


(Каждая группа детей наклеивает цветок.) « Справились? А теперь вынесите свои цветки, соберите все вместе, что получилось? (Ответы детей: клумба, букет). Правильно, разноцветный букет. Каждый цветок хорош по своему, но лучше, когда они все вместе, ярче, красивее».

Урок окружающего мира Народы России Педагог: «Ребята, вспомните сказку, в которой был волшебный цветок, который исполнял желания. (Ответы детей: «Цветик-семицветик» В.Катаева). А какое желание девочки Жени было самым важным? (Ответы детей: самое последнее, когда девочка помогла больному мальчику снова стать здоровым.) Педагог: « Правильно. В жизни нас окружают не только здоровые люди, но и те, которые нуждаются в нашей поддержке и особом внимании и дружбе. Давайте сделаем свой волшебный «Цветок Дружбы». Берите по одному большому лепестку, загадывайте желание и прикрепляйте на магнитную доску. Только помните: ваше желание должно быть направлено на помощь другим людям».

Урок окружающего мира Народы РоссииУрок окружающего мира Народы России

(Дети, совещаясь, придумывают желания и собирают цветок из разноцветных лепестков).

V. Педагог: « Давайте подведем итог нашего урока.

Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…»; «Раньше я не знал, а теперь знаю...»; «Я научился…».

Народы России разные и каждый достоин любви и уважения, мы должны жить в мире в нашем общем большом доме».

Дети читают стихотворение В.Степанова:

1.Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

2. У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3. Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4. Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Урок окружающего мира Народы России

Источники информации:
1.kazakhistory.ru/post7.php/

2.malenkajastrana.my1.ru/load/fizkultura_i_valeologija/podvizhnye_igry_narodov_mira/kazakhskie_narodnye_igry/83-1-0-836/

3.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/05/podborka-stikhov-o-rossii

4.malenkajastrana.my1.ru/load/fizkultura_i_valeologija/podvizhnye_igry_narodov_mira/uzbekskie_narodnye_igry/83-1-0-837/


© 2010-2022