Урок по литературному чтению 3 класс А. С. Пушкин Зимнее утро

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «ЦО Тайдаковский» Ясногорского района Тульской области.

Технологическая карта

урока литературное чтение

3 класс.

Квачко З. С. - учитель начальных классов

2016 год.

Технологическая карта.

Предметная область: Литературное чтение.

Тип: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной) обучающихся 3 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме: «А. С. Пушкин Зимнее ут

Планируемые результаты:

Направленные на достижение предметны х результатов обучения:

- развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя;

- расширять словарный запас;

- развивать творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную, доказательную речь;

- находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация и выбирать виды деятельности),

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

- формировать умение анализировать тексты и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;

- через лирическое произведение ,его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, услышать, почувствовать изображение зимы автором.

Коммуникативные УУД:

- научить определять главную мысль (идею) произведения;

- формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно- речевой ситуацией, строить монологические доказательные высказывания;

- развивать умения слушать собеседника и вступать с ним в диалог;

- развивать умение работать в парах, в группах

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- проявлять интерес к чтению произведений великих писателей, поэтов;

- учить «видеть» и «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на её красоту;

- гордиться своей страной, людьми, природой, традициями народа, их талантом;

- воспитывать нравственные качества личности;

- способствовать взаимодействию, пониманию, уважению к мнению других, а также личную оветственность за выполнение коллективной работы.

Ресурсы урока: портрет А. С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля, словарь Ожегова.

Содержание взаимодействия педагога и обучающихся.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

1Самоопределение к деятельности.
(Орг. Момент).



СЛАЙД 1.

Приветствует детей. Включает в деловой ритм.

-Я хочу подарить вам этот урок.

-Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят?

Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

Проверяют рабочие места, готовятся к работе.

Ответы учащихся.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение оформлять свои мысли в устной форме.

2.Речевая разминка





-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.

-О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?

-Проведём речевую разминку.

Представим, что на нашу ладошку упала снежинка. Мы любуемся её красотой, она нам очень нравится. А теперь мы решили отпустить её на волю. Наберите воздух и сдуньте её с руки. Повторяем 3 раза.

СЛАЙДЫ 2,3

- А сейчас прочитаем загадку и отгадаем её.

- Прочитаем загадку с вопросительной интонацией, с весёлой, с грустной.

- Прочитайте так как считаете нужно, передав смысл загадки.

На деревья, на кусты

С неба подают цветы

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(Снежинки).

Ответы учащихся.

Выполнение упражнений для речевого дыхания, для глаз.

Правильное чтение предложений, постановка ударений, увеличение темпа чтения, выбор нужной интонации.

Регулятивные: контроль своей речи при выражении своей точки зрения.

Личностные: обеспечение ценностной ориентации учащихся,

Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.Актуализация знаний. Введение в тему.



- Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Почему?

-Как вы думаете, кто автор произведения, которое мы будем изучать? Почему вы так решили?

СЛАЙДЫ 4,5,6.

-Расшифруйте тему нашего урока.

-Как вы думаете, о чём может рассказать автор в стихотворении с таким названием?

Высказывания детей.

Дети высказывают свои предположения.

Дети расшифровывают тему урока.

Личночтные: самоопределение к учебной познавательной деятельности.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

4.Определение задач урока.

СЛАЙД 7.

Попробуем определить задачи урока.

-Понимание смысла стихотворения и настроение лирического героя.

-Высказывать своё мнение, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

-Определять средства художественной выразительности.

Коммуникативные: умение слушать, высказывать своё мнение, слушать мнение одноклассников.

5. Первичное восприятие стихотворения.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро».

-Как вы думаете , какое настроение хотел передать поэт назвав так своё стихотворение?

-Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

СЛАЙДЫ 8,9,10,11,12.

Дети слушают стихотворение и высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умение слушать, высказывать своё мнение, слушать мнение одноклассников.

6.Физминутка.

Не боимся мы пороши -

Ловим снег.

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега вам и нам!

Дети выполняют движения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

7.Самостоятельное чтение стихотворения.

Сейчас вы сами будете читать стихотворение. При чтении обратите внимание на слова, которые, на ваш взгляд, требуют объяснение.



Чтение стихотворения учащимися про себя.



Познавательные:умения находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

8. Словарная работа.







-Какие слова требуют разъяснения?

- Какими способами можно объяснить значения слов?

Дети получают карточки, делятся на группы и по словарю Ожегова определяют значения слов.

Возможные варианты:

Нега - (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда сон.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, сумерек.

Нынче - сейчас.

Бурый - оттенок коричневого.

Северная Аврора - Аврора - древнеримская богиня.

Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда -так называют планету Венера

Вечор - вчера.

Предадимся бегу - помчимся.

СЛАЙД №13.

Дети объединяются в группы находят в словарях слова и объясняют их значение.

Познавательные: работа с информацией, моделирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества , управление поведением партнёра, диалог в группе.

Регулятивные: осуществлять пошаговый и итоговый контроль.





9. Анализ лирического стихотворения.

























10.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению стихотворения.



11. Выразительное чтение стихотворения.

12. Домашнее задание.



13. Рефликсия.

- Посмотрев на стихотворение, что можно определить сразу?

- Как называются части стихотворения?

- Что такое строфа?



- Сколько строф в стихотворении?

СЛАЙД 14.

- Прочитаем первую строфу и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

- Как герой обращается к своей собеседнице?

- Как вы думаете, как герой относится к этой красавице?

- Какое настроение испытывает герой Пушкина?

Прочитаем вторую строфу.

- Каким настроением оно окрашено?

- Докажите словами из текста.

- Как называется этот приём, используемый автором?

-Обратите внимание на последнюю строку второй строфы?

- Что вы заметили?

- Как называется такой приём в поэзии?

- Откуда автор наблюдает за природой?

- Прочитайте следующую строфу.

- Какое настроение у героя?

- Какие средства художественной выразительности использует автор для описания природы за окном?

- Приведите примеры.

- Что можно сказать о настроении героя?

Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, нои противоположные, контрастные

- Как вы думаете, для чего А. С. Пушкин использует этот приём?

-Прочитаем стихотворение до конца.

- Где происходят события, описанные автором?

- Можно ли услышать , что происходит в комнате?

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи?

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться?

- Волнует ли героя, что чувствует его подруга?

- Хочет ли он все свои переживания и впечатления делить с ней?

-Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?

- Какой вывод можно сделать?



СЛАЙД № 15

- Герой стихотворения радуется красоте зимней природы. Вы попробуете прочитать стихотворение так, чтобы интонацией показать красоту зимнего утра. Поработайте в парах. Прочитайте стихотворение выразительно друг другу. А затем прочитаете всему классу.

- Сейчас мы будем читать стихотворение вслух . Постарайтесь прочитать так, чтобы слушатели увидели и почувствовали красоту зимней природы, ту что увидел герой А. С. Пушкина.

СЛАЙД № 16

По вариантам:

- Выучить стихотворение наизусть.

- Выучить понравившуюся часть стихотворения.

- Читать стихотворение выразительно.

- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

СЛАЙД № 17.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Чему научил вас сегодняшний урок.?

- Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что мог бы работать лучше?

- Кому захотелось выучить стихотворение?

- Кому захотелось создать иллюстрацию к стихотворению?

СЛАЙД № 18.

- Стихотворение состоит из нескольких частей. Строфа - группа стихотворений с переодически повторяющейся организацией ритма или рифмы. Как правило каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенным интервалом.

- 5 строф.

Друг прелестный, красавица, «звезда севера».

Восхищается ею относится к ней с любовью и нежностью.

Настроение радостного ожидания какого-то

чуда.

Вьюга злилась, мутное небо, мгла носилась, тучи мрачные, и ты печальная сидела.

Олицетворение, сравнение.

Настроение меняется с грустного на радостное.

Противопоставление.

Радостное, весёлое.

Эпитеты.

Небеса голубые, ковры великолепные, снег лежит, блестя на солнце, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит.

Мечтательное, восторженное.

- Чтобы ярче подчеркнуть грустное и радостное настроение.

- В комнате.

Согласные тр, тч

Ответы детей.

Преобладают восторг, восхищение красотой природы. Пушкинский герой любит русскую зиму.

- Это стихотворение о красоте зимнего утра.

- Это стихотворение о том, как приятно разделить своё любование красотой зимнего утра с близким человеком.

Дети работают в парах, готовятся к выразительному чтению.



Дети по желанию читают стихотворение.

Дети выбирают понравившийся вариант.



Дети обосновывают свои ответы.

Познавательные: работа с информацией, моделирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в группе.

Регулятивные: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, применять установленные правила в планировании способа решения.





















Коммуникативные: Планировать сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: Работать с текстом стихотворения, вырабатывать выразительное чтение.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие с поставленной задачей.

Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, различать способ и результат действия.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.



Регулятивные: Выделять и формулироватьто, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного рузультата поставленной цели.





© 2010-2022