• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7

Конспек урока по русскому языку 1 класс

(Перспективная начальная школа)
Тема урока: "СЛОВА-ПОМОЩНИКИ" Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о словах-помощниках, ознакомления со схематическим изображением слов-помощников, закрепления знаний о значении предлогов; способствовать воспитанию любознательности, интереса к изучению русского языка. Планируемые результаты образования: предметные: научатся распознавать предлоги в предложении, составлять схемы предложений, записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные - используют в общении правила вежливости; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу. Образовательные ресурсы: карточки 1) с буквами; 2) со схемами предложений; 3) с заданиями учащимся для самостоятельной работы.

Сценарий урока I. Организационный момент. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! II. Чистописание. - Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква, догадайтесь сами, воспользуйтесь столбиком алфавита в учебнике (с. 12). На доске: б в г д ж з й … - Назовите следующую букву. Докажите. (Следующая буква «к», так как даны буквы согласных звуков по алфавиту.) - Ее мы и будем писать. Рассмотрите сочетания букв: кн ко кп. - По какой закономерности написаны вторые буквы? (Вторые буквы идут по алфавиту: н, о, п.) - Запишите эти буквосочетания, чередуя до конца строки. На доске: акартинабморковьвкармангокнодкислый. - Найдите слова с буквой «к», выпишите их на следующую строку. (Картина, морковь, карман, окно, кислый.) - С какими словарными словами вы познакомились на прошлом уроке? - Запишите их на следующей строке. (Телевизор, телефон.) III. Актуализация опорных знаний. 1. Работа в группах (по 4 человека). Учитель раздает наборы карточек-схем (по 4 штуки) каждой группе. Задача учеников: придумать предложения к схемам. Например:

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа

Мальчик собирает огурцы, помидоры.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа

Веселая девочка поет песню. При проверке группа выходит к доске, ученики строятся в таком же порядке, что и слова в предложении. Каждый ученик называет свое слово и держит перед собой карточку со схемой-обозначением этого слова. Учитель может попросить учеников групп выполнить дополнительное задание, например: «Сделай шаг вперед, слово-предмет главное»; «Присядь, слово-действие»; «Покружись, слово-признак»; «Улыбнись, слово-предмет дополнительное». IV. Сообщение темы урока, постановка целей. - Отгадайте загадку:

По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая,

Да не лисица.

(Белка.) - Составьте предложение о белке. (Белка сидит на ветке.) - Составьте схему предложения. У доски, например, выполняют работу двое учеников: Соня и Вася. - Почему получились разные схемы предложений? - Повторите предложение. (Белка сидит на ветке.) - Назовите первое слово. (Белка.) - Что оно называет? (Это слово называет предмет.) - Сравните схемы этого слова у Сони и у Васи. (Они одинаковые и правильные.) - Назовите второе слово. (Сидит.) - Что оно называет? (Действие.) - Верно ли это слово обозначили ребята? (Да, у них правильно.) - Соня, назови третье слово в высказывании. (На ветке.) - Вася, какое у тебя третье слово в высказывании? (На.) - Как доказать: «на ветке» - это одно или два слова? (Нужно между этими словами вставить еще одно слово.) - Подумайте, какое слово можно вставить. (Белка сидит на красивой ветке. Белка сидит на толстой ветке.) - Так сколько же слов в этом высказывании? (Мы смогли вставить между словами «на» и «ветке» еще одно слово. Значит, в этом высказывании четыре слова.) - Какое третье слово? (На.) - Какое четвертое слово? (Ветке.) - Теперь назовем каждое слово в этом высказывании. Дети называют слова, указывая на схемы. - Мы выяснили, что «на» - это отдельное слово. Как вы думаете, что оно называет? Предмет? Признак? Может, действие? - Это слово называет предмет? Задайте вопрос к нему. (Нет, это не предмет.) - Это не слово-признак. Задайте вопрос. (Нет.) - Тогда это действие. (Нет. Действие - это когда что-то делают. А к слову «на» нельзя задать вопрос «что делает?».) - Какое странное слово: ничего не называет, к нему нельзя поставить вопрос. Может, оно не нужно? Уберем его из высказывания. Прочитайте, что получилось. (Белка сидит ветке. - Получилось неправильно.) - Так можно обойтись без слова «на»? (Нет.) - Для чего оно нужно? (Чтобы в предложении были связаны слова.) - Слово «на» хотя ничего не называет, но в предложении очень нужно. Оно помогает слову-названию, «связывает» слова в высказывании. - Ребята, придумайте этому слову имя. Если оно помогает связать слова, как оно может называться? (Может, оно «помощник»?) - О таких словах-помощниках мы будем говорить на нашем уроке. Обозначают слово-помощник: Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа - Составьте схему предложения про белку.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школаФизкультминутка
Гимнастика для рук Один из дежурных учащихся проводит пальчиковую гимнастику.

А у нашей внучки

Маленькие ручки,

А на ручках пальчики -

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Пальчик Саша,

Пальчик Маша,

Миша, Гриша и Степан,

Пальчик Женя,

Пальчик Феня,

Таня, Ваня и Роман.

Вот какие пальчики -

Девочки и мальчики. V. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику (с. 18). Познавательные УУД: общеучебные - формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; выполнять знаково-символическое моделирование. Регулятивные УУД: осуществление учебных действий (запись предложений и их схем), сверяясь с образцом. Учитель читает текст. Учащиеся составляют предложения. (Некоторые предложения записываются в тетрадь по образцу, к ним составляется схема.)  Упражнение 7, с. 18. Личностные УУД: самоопределение - выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Познавательные УУД: общеучебные - развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические - подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Вывод: слова-помощники помогают не главным словам-предметам. - Прочитайте подсказку Летучей Мыши (с. 20). - Дополните письменно предложения нужными словами. Коммуникативные УУД: построение совместных действий, учитывающих позицию партнера, собеседника. Первое предложение составляется совместно, с комментированием. I вариант - 2-3-е предложения; II вариант - 4-5-е предложения; III вариант - 6-7-е предложения. Чтение интриги. «- Докажите, что все эти слова-помощники пишутся со словами-названиями предметов раздельно! - попросила Волшебница». - Докажите это на примерах своих предложений по вариантам.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школаФизкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. 2. Работа по тетради. Упражнения 1, 2, с. 12 - учащиеся выполняют самостоятельно. Упражнение 3 - коллективная работа. VI. Итог урока. 1. Работа по карточкам. I уровень. Задание: составьте предложения, добавляя слова-помощники. Запишите их.  Учителя, тетрадь, взял, Павлик.  Оля, рвет, редьку, огороде. Задание: вставьте пропущенные слова в предложения.  Сережа положил ключ … карман.  Саша несет письма … почту. II уровень. Задание: спишите стихотворение, раскрывая скобки. (На) лугу мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова (На) зиму (для) печек. С. Маршак Задание: спишите словосочетания, раскрывая скобки. Зашел (за) угол, дошел (до) школы, поднялся (в) гору, побежал (по) тропинке. III уровень. Задание: выпишите из стихотворения выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. Грач качался в гамаке, Гуси - в волнах на реке. Мимо голуби летели, И на веточку присели. Веточка качается - Неплохо получается. А. Пудваль Задание: вставьте пропущенные предлоги в предложение.

Полкан … калитки ждет ребят … школы. 2. Вопросы: - Мы закончили третью главу. Вспомните, как она называется. - С какими словами мы познакомились? - Как они обозначаются схемами? 3. Запись под диктовку. Шумит дремучий лес. Пришла ранняя осень. Закружились золотые листья. В траве шуршат ежи. - Подчеркните каждое слово в предложении. - Урок окончен! Молодцы! Хорошо потрудились!


© 2010-2022