Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Наши органы чувств»

Цели:

Обучающая: уточнить представления школьника об органах чувств и их значении для человека, организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний, систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.

Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных, практических умений и навыков у учащихся.

Развитие познавательной деятельности учащихся, развитие речи.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса в познании самого себя, продолжить формирование коммуникативных умений при организации работы с учителем.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, учебник Мир вокруг нас. А. А. Плешаков 3 класс, карточки, картинки органов чувств, мандарин, апельсин, чеснок, луковица репчатого лука, маленький гладкий мячик.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Представь, что мы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.

- Что мы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная. Ствол дерева белый, шершавый, холодный. Камень твердый, холодный.)

- Какие органы помогли нам узнать это? (Глаза, язык, нос …)

- Как думаешь, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( Выявим, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.)

2. Постановка темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Органы чувств»

- Что вы знаете об органах чувств, а что хотели бы еще узнать?

- Я предлагаю стать исследователями. Кто такие исследователи?

- Исследовать мы будем организм человека.

3. Изучение нового материала

- Какой объект в нашем обследовании будет первым, вы узнаете, отгадав загадку:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

- Глаза - орган зрения (показывается карточка).

Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Глаза - это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это - зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка - это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

Природа заботливо оберегает глаз.

Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет - веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

- Проведем следующий опыт: Закрой глаза (учитель хлопает в ладоши).

- Что произошло?

- Как догадался?

- Какой орган в этом помог?

- Значит, уши - это орган …

- Уши - орган слуха (показывается карточка).

Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите верные утверждения.

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно мой уши;

- Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Физминутка.

- Немного отдохнем. Зарядка для глаз.

Посмотри глазами в разные стороны, не поворачивая головы (4-5 раз).

Теперь посмотри в окно вдаль, закрой глаза и снова посмотри.

Изучение нового материала (продолжение).

О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет … (нос)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…(рот)

- Нос - орган обоняния. Язык - орган вкуса. (Показывается карточка).

Нос - орган обоняния.

Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Некоторые считают, что нос - это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Также воздух внутри носа согревается. Вот почему надо дышать не ртом, а носом - меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки - и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Понюхает повар принесённое из кладовой мясо - услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

Язык.

Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Язык - немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это - наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание - горькое.

Язык - это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

- Какие выводы можем сделать?

Беседа о коже.

- И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

- Проведём последний опыт.

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, мандарин.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Кожа - орган осязания. (Показывается карточка).

Кожа - очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача - защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Кожа - орган осязания.

Разработка урока Наши органы чувств (3 класс)

Хорошо бы обрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить 100 лет.

А ведь такая одежда существует. Это - твоя кожа.

Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый плащ. Окунись с головой - вода покроет всё тело, а внутрь не попадёт. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.

Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело: от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.

Кожа бережёт тебя и от жары и от холода. Под горячими лучами солнца «она загорает» - делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникать внутрь тела.

Но это ещё далеко не всё.

Кожа помогает тебе дышать. Через твои поры она впитывает воздух, который необходим каждой клеточке.

Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с твоим телом: жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха - и кожа тотчас об этом тебе доложит.

Но это, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь - кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

- Что нового вы узнали?

- Кожа позволяет нам осязать предметы, чувствовать их свойства.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод:

- Вот и закончились наши исследования.

- Сейчас мы можем ответить на вопрос: кто же они наши верные помощники?

5. Закрепление. Практическая работа.

- Перед тобой лежат предметы. Что это? (Чеснок, мандарин, мяч, лук, апельсин).

- С помощью какого органа чувств ты это определил? (С помощью глаз).

- Возьми в руки луковицу репчатого лука.

- С помощью какого органа чувств ты узнал, что нужно взять лук? (С помощью ушей).

- Закрой глаза и нащупай среди предметов мяч.

- С помощью какого органа чувств ты это сделал? (С помощью кожи).

- Положи перед собой чеснок и очищенный мандарин. Закрой глаза. По запаху определи, где мандарин.

- С помощью какого органа чувств ты определил мандарин? (С помощью носа).

- Теперь съешь дольку мандарина и определи сладкий ли он.

- С помощью какого органа чувств ты определил вкус? ( С помощью языка).

6. Самостоятельная работа.

- Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуй найти эти профессии.

  1. Людям, какой профессии, нужно острое чувство обоняния. (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)

  2. Людям, какой профессии, нужно острое чувство вкуса? (Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.)

  3. Людям, какой профессии, нужно острое чувство слуха? (Музыканты, охотники, пограничники)

Рефлексия.

- Какой орган самый главный?

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган? Почему?

- Подведем итоги сегодняшнего занятия.

- Что нового узнали?

4. Домашнее задание

стр.132-135 учебника прочитать, ответить на вопросы.



© 2010-2022